Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ПРИЗЫВ К ПОНИМАНИЮ




В произведениях искусства, предпочитавшегося в прошедшем столетии,всегда содержится ядро "живой" реальности, и как раз она выступает вкачестве субстанции эстетического предмета. Именно этой реальностью занятоискусство, которое свои операции над нею сводит порой к тому, чтобыотшлифовать это "человеческое" ядро, придать ему внешний лоск, блеск -украсить его. Для большинства людей такой строй произведения искусствапредставляется наиболее естественным, единственно возможным. Искусство - этоотражение жизни, натура, увиденная сквозь индивидуальную призму, воплощение"человеческого" и т. д. и т. п. Однако ситуация такова, что молодыехудожники с не меньшей убежденностью придерживаются противоположноговзгляда. Почему старики непременно должны быть сегодня правы, еслизавтрашний день сделает молодежь более правой, нежели стариков? Преждевсего, не стоит ни возмущаться, ни кричать. "Dove si srida поп e verascienza"[14], - говорил Леонардо да Винчи; "Neque lugere, neque indignari,sed intelligere"[15], - советовал Спиноза. Самые укоренившиеся, самыебесспорные наши убеждения всегда и самые сомнительные. Они ограничивают исковывают нас, втискивают в узкие рамки. Ничтожна та жизнь, в которой неклокочет великая страсть к расширению своих границ. Жизнь существуетпостольку, поскольку существует жажда жить еще и еще. Упрямое стремлениесохранить самих себя в границах привычного, каждодневного - это всегдаслабость, упадок жизненных сил. Эти границы, этот горизонт естьбиологическая черта, живая часть нашего бытия; до тех пор пока мы способнынаслаждаться цельностью и полнотой, горизонт перемещается, плавнорасширяется и колеблется почти в такт нашему дыханию. Напротив, когдагоризонт застывает, это значит, что наша жизнь окостенела и мы началистареть. Вовсе не само собой разумеется, что произведение искусства, как обычнополагают академики, должно содержать "человеческое" ядро, на которое музынаводят лоск. Это прежде всего значило бы сводить искусство к одной толькокосметике. Ранее уже было сказано, что восприятие "живой" реальности ивосприятие художественной формы несовместимы в принципе, так как требуютразличной настройки нашего аппарата восприятия. Искусство, котороепредложило бы нам подобное двойное видение, заставило бы нас окосеть.Девятнадцатый век чрезмерно окосел; поэтому его художественное творчество,далекое от того, чтобы представлять нормальный тип искусства, является,пожалуй, величайшей аномалией в истории вкуса. Все великие эпохи искусствастремились избежать того, чтобы "человеческое" было центром тяжестипроизведения. И императив исключительного реализма, который управлялвосприятием в прошлом веке, является беспримерным в истории эстетикибезобразием. Новое вдохновение, внешне столь экстравагантное, вновьнащупывает, по крайней мере в одном пункте, реальный путь искусства, и путьэтот называется "воля к стилю". Итак, стилизовать - значит деформировать реальное, дереализовать.Стилизация предполагает дегуманизацию. И наоборот, нет иного способадегуманизации, чем стилизация. Между тем реализм призывает художника покорнопридерживаться формы вещей и тем самым не иметь стиля. Поэтому поклонникСурбарана, не зная, что сказать, говорит, что у его полотен есть характер, -точно так же характер, а не стиль присущ Лукасу или Соролье, Диккенсу илиГальдосу. Зато XVIII век, у которого так мало характера, весь насыщенстилем.
Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты