Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ИКОНОБОРЧЕСТВО




Вероятно, не будет натяжкой утверждать, что пластические искусстванового стиля обнаружили искреннее отвращение к "живым" формам, или к формам"живых существ". Это станет совершенно очевидным, если сравнить искусствонашего времени с искусством той эпохи, когда от готического канона, словноот кошмара, стремились избавиться живопись и скульптура, давшие великийурожай мирского ренессансного искусства. Кисть и резец испытывали тогдасладостный восторг, следуя животным или растительным образцам с их уязвимойплотью, в которой трепещет жизнь. Неважно, какие именно живые существа, лишьбы в них пульсировала жизнь. И от картины или скульптуры органическая формараспространяется на орнамент. Это время рогов изобилия, эпоха потоков бьющейключом жизни, которая грозит наводнить мир сочными и зрелыми плодами. Почему же современный художник испытывает ужас перед задачей следоватьнежным линиям живой плоти и искажает их геометрической схемой? Всезаблуждения и даже мошенничества кубизма не омрачают того факта, что втечение определенного времени мы наслаждались языком чистых эвклидовых форм. Феномен усложнится, если мы вспомним, что через историю периодическипроходило подобное неистовство изобразительного геометризма. Уже в эволюциидоисторического искусства мы замечаем, что художественное восприятиеначинается с поисков живой формы и завершается тем, что уходит от нее, какбы исполненное страха и отвращения, прячась в абстрактных знаках - впоследнем прибежище одушевленных или космических образов. Змея стилизуетсякак меандр, солнце - как свастика. Иногда отвращение к живой форме доходитдо ненависти и вызывает общественные конфликты. Так было в восстаниивосточного христианства против икон, в семитическом запрете изображатьживотных. Этот инстинкт, противоположный инстинкту людей, украсивших пещеруАльтамира[21], несомненно, коренится наряду с религиозной подоплекой в такомтипе эстетического сознания, последующее влияние которого на византийскоеискусство очевидно. Было бы чрезвычайно любопытно исследовать со всем вниманием внезапныевспышки иконоборчества, которые одна за другой возникают в религии иискусстве. В новом искусстве явно действует это странное иконоборческоесознание; его формулой может стать принятая манихеями заповедь Порфирия,которую так оспаривал Св. Августин: "Omne corpus figiendum est"[22]. Ясно,что речь идет о живой плоти. Забавная инверсия греческой культуры, котораяна вершине расцвета была столь благосклонна к "живым" формам!
Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 85; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты