Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ИРОНИЧЕСКАЯ СУДЬБА




Выше было сказано, что новый стиль в самом общем своем видехарактеризуется вытеснением человеческих, слишком человеческих элементов исохранением только чисто художественной материи. Это, казалось бы,предполагает необычайный энтузиазм по отношению к искусству. Однако, если мыподойдем к тому же факту с другой стороны и рассмотрим его в другом ракурсе,нас поразит как раз противоположное - отвращение к искусству илипренебрежение им. Противоречие налицо, и очень важно обратить на неговнимание. В конце концов приходится отметить, что новое искусство - явлениевесьма двусмысленное, и это, по правде говоря, ничуть не удивительно,поскольку двусмысленны почти все значительные события последних лет. Стоитпроанализировать европейские политические реалии, чтобы обнаружить в них туже двусмысленность. Однако противоречие между любовью и ненавистью к одному и тому жепредмету несколько смягчается при более близком рассмотрении современнойхудожественной продукции. Первое следствие, к которому приводит уход искусства в самое себя, -это утрата им всяческой патетики. В искусстве, обремененном "человечностью",отразилось специфически "серьезное" отношение к жизни. Искусство было штукойсерьезной, почти священной. Иногда оно - например, от имени Шопенгауэра иВагнера - претендовало на спасение рода человеческого, никак не меньше[25]!Не может не поразить тот факт, что новое вдохновение - всегда непременнокомическое по своему характеру. Оно затрагивает именно эту струну, звучит вэтой тональности. Оно насыщено комизмом, который простирается от откровеннойклоунады до едва заметного иронического подмигивания, но никогда не исчезаетвовсе. И не то чтобы содержание произведения было комичным - это значило бывновь вернуться к формам и категориям "человеческого" стиля, - дело в том,что независимо от содержания само искусство становится игрой. А стремиться,как уже было сказано, к фикции как таковой - подобное намерение можетвозникнуть только в веселом расположении духа. К искусству стремятся именнопотому, что оно рассматривает себя как фарс. Это главным образом изатрудняет серьезным людям, с менее современной восприимчивостью, пониманиеновых произведений: эти люди полагают, что новые живопись и музыка - чистый"фарс" в худшем смысле слова, и не допускают возможности, чтобы кто-либоименно в фарсе видел главную миссию искусства и его благотворную роль.Искусство было бы "фарсом" в худшем смысле слова, если бы современныйхудожник стремился соперничать с "серьезным" искусством прошлого икубистское полотно было рассчитано на то, чтобы вызвать такой же почтирелигиозный, патетический восторг, как и статуя Микеланджело. Но художникнаших дней предлагает нам смотреть на искусство как на игру, как, всущности, на насмешку над самим собой. Именно здесь источник комизма новоговдохновения. Вместо того чтобы потешаться над кем-то определенным (безжертвы не бывает комедии), новое искусство высмеивает само искусство. И, пожалуйста, слыша все это, не горячитесь, если вы хотите еще вчем-то разобраться. Нигде искусство так явно не демонстрирует своегомагического дара, как в этой насмешке над собой. Потому что в жестесамоуничижения оно как раз и остается искусством, и в силу удивительнойдиалектики его отрицание есть его самосохранение и триумф. Я очень сомневаюсь, что современного молодого человека можетзаинтересовать стихотворение, мазок кисти или звук, которые не несут в себеиронической рефлексии. Конечно, как идея или теория все это не так уж ново. В начале XIX векагруппа немецких романтиков во главе со Шлегелями[26] провозгласила Ирониювысшей эстетической категорией - по причинам, которые совпадают с новойнаправленностью искусства. Ограничиваться воспроизведением реальности,бездумно удваивая ее, не имеет смысла. Миссия искусства - создаватьирреальные горизонты. Чтобы добиться этого, есть только один способ -отрицать нашу реальность, возвышаясь над нею. Быть художником - значит непринимать всерьез серьезных людей, каковыми являемся мы, когда не являемсяхудожниками. Очевидно, что это предназначение нового искусства - быть непременноироничным - сообщает ему однообразный колорит, что может привести в отчаяниесамых терпеливых ценителей. Однако эта окраска вместе с тем сглаживаетпротиворечие между любовью и ненавистью, о котором говорилось выше. Ибо еслиненависть живет в искусстве как серьезность, то любовь в искусстве,добившемся своего триумфа, являет себя как фарс, торжествующий над всем,включая себя самого, подобно тому как в системе зеркал, бесконечное числораз отразившихся друг в друге, ни один образ не бывает окончательным - всеперемигиваются, создавая чистую мнимость.
Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты