Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА




(La deshumanisacion del arte). - О. С., 3, р. 353-419. Впервыепубликовалась в 1925 году на страницах "Эль Соль". Одна из самых известныхработ Ортега; неоднократно издавалась в странах Европы и Америки. (Нарусском языке впервые опубликованы фрагменты книги в сборнике "Современнаякнига по эстетике. Антология". М., Изд-во иностр. лит., 1957, с. 447-456.) К зарубежному читателю эта работа пришла почти одновременно с"Восстанием масс" и воспринималась в основном в общем идейном контекстепоследнего произведения. Предсказание Ортеги о необратимости процессаразвития нового искусства в соответствии с "логикой" дегуманизации, а такжеидея о том, что такое искусство становится "катализатором" социальнойдифференциации, вызвали либо резко критические, либо по меньшей мересдержанные отклики на эту работу, которую следует воспринимать как целое. Заидеологическим пафосом критики снижалось значение тех реальных проблем,которые занимали (и ныне продолжают занимать) внимание специалистов. [1] "Пусть донна Берта или сэр Мартино, Раз кто-то щедр, а кто-то любит красть, О них не судят с богом заедино: Тот может встать, а этот может пасть". (Данте Алигьери. Божественная комедия. Рай, XIII. Пер. М. Лозинского.Донна Берта и сэр Мартино здесь означают первых встречных ). [2]"Эрнани" - пьеса Виктора Гюго, премьера которой в феврале 1830 г., всамый канун революции, послужила сигналом для "битвы романтиков склассиками", завершившейся победой романтизма. [3] По преимуществу (франц.). [4] Псалтырь, 31, 9. [5] Русский эквивалент-"про Ивана да Марью", то есть история,описывающая бытовые реалии повседневного существования. [6] "...И если слезы моей хочешь добиться, Должен ты сам горевать неподдельно!" (Гораций. Искусство поэзии. Пер.Дмитриева). [7] В статье, цитировавшейся в комментарии к эссе "Musicalia",французский литературовед Жак Ривьер писал: "Искусство (если само это словоеще способно сохраняться) превращается, таким образом, целиком в нечеловеческую деятельность (выделено нами. - О. Ж.),-если угодно, в функцию,в надчувствование, в вид творческой астрономии" (Riviera J. Op. cit., p.166). [8] Этот парадокс проясняет категория "соотнесенность" (вещей): онауказывает на большую или меньшую степень обладания общими свойствами, наобоюдность относящихся сторон вещей и т. д. (см.: Аристотель. Категории, гл.6, 7. - Соч., т. 2. 1978). [9] "...Совсем, как Орбанеха, живописец из Убеды, который на вопрос отом, что он пишет, отвечал: "а что выйдет". Раз нарисовал он петуха - и такплохо и непохоже, что под ним было необходимо написать готическими буквами"се - петух" (см.: "Дон Кихот". Т. 2, гл. 3. Пер. под ред. В. А. Кржевскогои А. А. Смирнова). [10] "Ультраизм"-первое авангардистское течение в Испании. Один из еголидеров, Хорхе Луис Борхес, провозгласил следующий основополагающий принципультраистской поэтики: "...сведение лирики к ее первоначальному элементу -метафоре... Ультраистское стихотворение состоит из серии метафор, каждая изкоторых содержит неведомое дотоле видение какого-нибудь фрагмента жизни". [11] К кому; от кого (латин.). [12] Дадаизм - модернистское направление в литературе и искусствеЗападной Европы (главным образом Франции и Германии), утверждавшее алогизмкак основу творческого процесса, провозглашавшее полную самостоятельностьслова. [13] С лихвой (латин.). [14] "Где окрик, там нет истинной науки" (итал.). [15] "Не плакать, не возмущаться, но понимать" (латин.). [16] "Всякое мастерство леденит" (франц.). [17] Одно вместо другого (латин.). [18] Растро -мадридская скотобойня; так же называется толкучка вбольших городах Испании; Пуэрта дель Соль - центральная площадь в Мадриде. [19] Поэтическую вещь (латин.). [20] Одна из ведущих тем драматургии Пиранделло - "лицо и маска",действительность и иллюзия. Все выворачивается наизнанку: внешний мир,предметная реальность объявляется фикцией, а ее субъективный образприобретает статус единственной объективной достоверности, онтологизируется.Пьеса "Шесть персонажей в поисках автора", о которой упоминает Ортега,написана в 1921 г., за четыре года до появления "Дегуманизации искусства",и, по собственному признанию Ортеги, ощутимо повлияла на егофилософско-зстетические позиции. [21] Альтамира - группа пещер в Испании (провинция Сантандер), гдесохранились росписи эпохи верхнего палеолита. [22] "Следует бежать плоти" (латин.). Манихейство - религиозное учение,возникшее на Ближнем Востоке в 3 в. н. э. и представлявшее собой синтезхалдейско-вавилонских, персидских и христианских мифов и ритуалов. Порфирийпредпочитал чистое умозрение; на манихейцев оказала воздействие егопрактическая философия. Манихейцы рассматривали мировую историю в контекстеборьбы материи (тьмы, зла) и духа (света, добра). Преодоление добром зла вдуше человека они видели на пути индивидуальной аскетики: воздержания отживотной пищи и нечистой речи, от собственности и работы, от брака и половыхсвязей. Августина в подобной аскезе не устраивало то, что она осуществляетсяне в соответствии с вечными правилами божественной науки "спасения", а попроизволу или пониманию самого человека. [23] Стихотворение "La Venus Belga" ("Бельгийская Венера"; сборник"Amoenitates Belgicae"). [24] Ненависть к своим занятиям (латин.). [25] Вагнер мыслит скорее в духе Л. Фейербаха, чем А. Шопенгауэра (см.:Вагнер Р. Искусство и революция. Избранное. М., Искусство, 1978).Романтическая настроенность философии музыки А. Шопенгауэра весьмаабстрактна. [26] Имеется в виду так называемый Йенский кружок (В.-Г. Ваккенродер,Ф. Новалис, Л. Тик), идейными вдохновителями которого были Август Вильгельм(1767-1845) и Фридрих (1772-1829) Шлегели. [27] По преимуществу (франц.). [28] Исида (Изида) - в древнеегипетской мифологии богиня неба, земли иподземного мира; жена Осириса. Компьютерный набор - Сергей Петров Дата последней редакции - 19.07.99
Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 130; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты