КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Программное средство учебного назначенияПрежде чем выделить особенности и состав современных электронных средств учебного назначения, рассмотрим классификацию более простых по назначению и содержанию программных средств, которые могут быть созданы учителями и с успехом использованы в учебном процессе. Программным средством учебного назначениябудем называть программное средство, в котором отражается некая предметная область, в той или иной степени реализуется технология ее изучения. Применение программных средств в учебном процессе обеспечивает условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Напомним, что к основным видам учебной деятельности относятся: регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации; интерактивный диалог; визуализация учебной информации; управление реальными объектами; управление отображением на экране моделей различных объектов; автоматизированный контроль (самоконтроль). Приведем типологию программных средств по методическому назначению. 1. Обучающие - сообщают сумму знаний, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения. Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.п.). 2. Программные средства (системы)- тренажеры - предназначены для отработки разного рода умений и навыков, осуществления самоподготовки, повторения или закрепления пройденного материала. 3. Контролирующие – предназначены для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом. 4. Информационные - информационно-поисковые программные системы, информационно-справочные программные средства представляют пользователю возможность выбора, вывода, сохранения, информации; формируют умения и навыки по систематизации информации. 5. Имитационные - представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик; позволяют имитировать протекание различных явлений и процессов, имитировать работу различных агрегатов и машин. 6. Моделирующие - позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения. Спектр реализации такого рода программ достаточно широк. В последнее время создаются различные программы, позволяющие моделировать реально протекающие явления и процессы с возможностью задания и изменения начальных и граничных условий, проведения замеров физических величин, обработки результатов замеров и построения на экране компьютера графиков, диаграмм, таблиц. Существуют программы, позволяющие конструировать реальные или виртуальные объекты в двух- или трехмерном пространстве, задавать перемещения, изменять параметры и формы объектов во времени и пространстве. Современные программы позволяют моделировать и визуализировать явления и процессы, протекающие в сложных системах или агрегатах при высоких или низких температурах, слишком быстро или медленно. Основной целью компьютерного моделирования является изучение разнообразных явлений, закономерностей их протекания с внесением изменений в последовательность работы системы, с проведением замеров необходимых данных и их последующей обработкой. В некоторых моделирующих программах предусматривается возможность продвижения в глубь экрана, наглядное представление на экране компьютера процесса или явления в развитии, во временном и пространственном движении. Например: исследование работы компьютера, зависимость скорости обработки информации от характеристик компьютера. 7. Демонстрационные - позволяют визуализировать изучаемые схемы, чертежи, объекты, его составные части во всевозможных ракурсах, в деталях, с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей; обеспечивают наглядное представление учебного материала, графической интерпретации исследуемой закономерности. К настоящему времени созданы программы для демонстрации всевозможных инструкций, демонстрации правил техники безопасности и другие. 8. Расчетные - предназначены для автоматизации различных расчетов. 9. Учебно-игровые программные средства предназначены для "проигрывания" учебных ситуаций (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия). 10. Игровые - программные средства для досуга, развивающие память, реакцию, внимание и т.д. используются для организации деятельности обучаемых во внеклассной, внешкольной работе. Иногда между приведенными выше типами средств учебного назначения нельзя провести четкой границы. Так, например, все приведенные выше средства реализуют (хотя и в различной степени) функции обучения, поскольку при работе с этими средствами происходит развитие интеллекта ученика. Однако использование именно этой типологии учителями позволяет избежать многих недоразумений. Ведь именно основываясь на этой типологии учитель создает свои собственные программные средства и использует их в учебном процессе. Отметим, что учителю, сложно конкурировать с медиафирмами в аспекте реализации в авторских программах всего спектра возможностей технологии мультимедиа, гипермедиа и телекоммуникаций, однако использование именно этих программ зачастую позволяет добиться значительного повышения эффективности обучения.
|