Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Ударение




3.1. Русское ударение— самая сложная для усвоения область русского языка: «Когда я приехал из Одессы в Петербург и впервые выступил с докладом на литературном вечере, я сделал девяносто два неправильных ударения. Городецкий подсчитал и сказал мне об этом. Я тотчас засел за словарь, и больше уже этого никогда не повторялось» (К. И. Чуковский).

Русское ударение отличается наличием большого количества произносительных вариантов, характеризуется разноместностыо и подвижностью.

Р а з н о м е с т н о с т ь — это способность ударения падать на любой слог русского слова: на первый — Иконопись, на второй – экспЕрт, на третий – жалюзИ, на четвертый – апартамЕнты. Во многих языках мира ударение прикреплено к определенному слогу.

П о д в и ж н о с т ь— это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: водА вОду, хожУ хОдишь. Большая часть слов русского языка (около 96%) имеет подвижное ударение.

Разноместность и подвижность, историческая изменчивость произносительных норм приводят к появлению у одного слова акцентных вариантов. Иногда один из вариантов санкционируется словарями как соответствующий норме, а другой – как неправильный. Ср.: полОил, магАзин, ходатАйство –неправильно; положИл, магазИн, ходАтайство –правильно. В других случаях варианты даются в словарях как равноправные: Искристый и искрИстый.

 

3.2. Акцентологические нормы. А к ц е н т о л о г и ч е с к и е н о р м ы регулируют выбор вариантов размещения ударного слога среди безударных.

Причины появления акцентных вариантов:

— закон а н а л о г и и — большая группа слов с определенным типом ударения влияет на меньшую, аналогичную по строению. В слове мышление ударение перешло с корня МЫШЛение на суффикс -ени- по аналогии со словами биение, вождение и т. п. Запомните: глАжение, квАшение, крАшение, упрОчение, обеспЕчение, сосредотОчение, намЕрение;

— л о ж н а я аналогия — неправильно произносимые слова, например: газопровод, мусоропровод — по ложной аналогии со словом прОвод (электрический) с ударением на предпоследнем слоге; нужно: газопровОд, мусоропровОд;

тенденция г р а м м а т и к а л и з а ц и и ударения развитие способности ударения дифференцировать формы слов. Например, с помощью ударения разграничивают формы изъявительного и повелительного наклонения: пристрУните, принУдите, пригУбите (изъяв. н., буд. вр.) и приструнИте, принудИте, пригубИте (повел. н.);

с м е ш е н и е моделей ударения — эта модель действует чаще в заимствованных словах, но может проявиться и в русских. Например, у существительных на -ия выделяют две модели ударения: драматургИя (греческую) и астронОмия (латинскую). В соответствии с этими моделями следует произносить: аcсиметрИя, индустрИя, металлургИя, терапИя (греч. модель) и ветеринАрия, гастронОмия, кулинАрия, логопЕдия, наркомАния (лат. модель). Однако в живой речи происходит смешение моделей, вследствие чего появляются варианты. (*В настоящее время допустимым считается вариант кулинарИя, однако принято разграничивать кулинАрию как искусство и кулинарИю как торговое предприятие, магазин.);

— действие тенденции к р и т м и ч е с к о м у р а в н о в е с и ю. Эта тенденция проявляется только в четырех- и пятисложных словах. Если междуударный интервал (расстояние между ударениями в соседних словах) оказывается больше критического (критический интервал равен четырем безударным слогам подряд), то ударение перемещается на предыдущий слог. Так, неудобно произносить бИнарные уравнения, так как между ударными слогами пять безударных. Удобнее произносить бинАрные уравнения;

— акцентное взаимодействие словообразовательных типов. Варианты в случаях запасный — запасной, переводный — переводной, взводный — взводной, нажимный — нажимной, приливный — приливной, отводный — отводной объясняются акцентным взаимодействием отыменных и отглагольных образований: перевОдный — от перевод, переводнОй — от переводить и т. п.;

— профессиональное произношение: искрА (у электриков), дОбыча (у шахтеров), компАс, крейсерА(у моряков), мальчикОвый (у продавцов), агонИя, прИкус, шприцЫ (у медиков), лИсточки (у портных), харАктерный (у актеров) и т. п. (в орфоэпическом словаре под ред. Р. И. Аванесова вариант прикУс дается как нормативный, а прИкус – с пометой «у специалистов»);

 

3.3. Тенденции в развитии ударения:

— у двухсложных и трехсложных имен существительных м у ж с к о г о роданаблюдается тенденция к переносу ударения с последнего слога на предшествующий (регрессивное ударение). У одних существительных этот процесс закончился. Когда-то произносили: токАрь, конкУрс, насмОрк, призрАк, деспОт, симвОл, воздУх, жемчУг, эпигрАф (в настоящее время эти слова имеют ударение на предпоследнем слоге). В других словах процесс перехода ударения продолжается до сих пор и проявляется в наличии вариантов: квартАл (неправ. квАртал); творОг и доп. твОрог, договОр и доп. дОговор; диспансЕр (неправ. диспАнсер); каталОг (не рекомендуется катАлог); некролОг (не рекомендуется некрОлог) [приведены оценки Орфоэпического словаря под ред. Р. И. Аванесова];

— у двух- и трехсложных существительных ж е н с к о г о рода наблюдается перемещение ударения с первого слога на последующий (прогрессивное ударение): кИрза – кирзА, кЕта — кетА, фОльга — фольгА, фрЕза — фрезА (знаком отмечены устаревшие варианты).

— необходимость различения акцентологических вариантов, т. е. слов, имеющих разные смыслы в зависимости от постановки ударения: языковОй (соотносится с понятием «язык как средство общения») — языкОвый соотносится с понятием «язык как орган»); развитый (от развить в значении «раскрутить») — развитОй (не рекомендуется рАзвитый— от развить в значении «усовершенствовать»); хАос (в греческой мифологии) — хаОс и хАос (беспорядок, неразбериха); лОскут (остатки в швейном и других производствах) — лоскУт (отдельный кусочек ткани).

недостаточная освоенность экзотической лексики: пимЫ (обувь); унтЫ и Унты (обувь); сабО(обувь); шАньга (в Сибири так называют ватрушку).

 

В заключение отметим, что орфоэпические и акцентологические нормы требуют заучивания и постоянного обращения к словарям.

 

Список использованной литературы

Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М., 1972.

Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д., 2001.

Галкина-Федорук Е. М., Горшкова К. В., Шанский Н. М. Современный русский язык. М., 1961. Ч.1.

Горбачевич К. С. Вариантность слова и языковая норма. М., 1978.

Дунев А.И., Дымарский М.Я., Кожевников А.Ю. и др. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/Под ред. В.Д. Черняк. М.; СПб., 2002.

Культура русской речи: Учеб. для вузов/Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н Ширяева. М.:, 2001.

Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы/Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1997.

Основы культуры речи. М., 1980.

Сергеев Ф.П. О культуре русской речи (материалы к спецкурсу для студентов II курса). Волгоград, 1999.

Сидорова М.Ю., Савельева В.С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций. М., 2005.

Словарь ударений для работников радио и телевидения. М., 1970.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое орфоэпия?

2. Перечислите нормы произношения гласных звуков.

3. Перечислите нормы произношения согласных звуков.

4. Что такое акцентологическая норма?

5. Назовите авторитетный орфоэпический словарь русского языка.

6. Перечислите возможные причины появления акцентных вариантов.

7. Перечислите особенности русского ударения и поясните, в чем они состоят.

8. В каком толковом словаре отражено в основном московское произношение?



Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 437; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты