Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Орфоэпические нормы




2.1. «Старшая» и «младшая» норма. В орфоэпии различают «старшую» и «младшую» нормы в произношении отдельных звуков, звукосочетаний, слов и их форм. «Старшая» форма сохраняет особенности старомосковского произношения. «Младшая» норма отражает особенности современного литературного произношения.

 

«Старшая» норма «Младшая» норма
[с'м']ех, [з'в']ерь, [т'в']ердый [см']ех, [зв']ерь, [тв']ердый
[жыэ]ра, [шыэ]ги, [шыэ]лун [жа]ра, [ша]ги, [ша]лун
стро[гъ]й, мяг[къ]й, ти[хъ]й стро[г']й, мяг[к']й, ти[х']й
Посту[къ]вать, разма[хъ]вать посту[к']вать, разма[х']вать
Слыш[ут], хва[л'ут], хо[д'ут] слыш[ат], хва[л'ьт], хо[д'ьт]
вернула[с], встретил[съ] вернула[с'], встретил[с'ь]
ве[р']х, четве[р']г, ве[р']ба верх, четверг, верба
войлошный, проволошный войлочный, проволочный

 

’ –обозначение мягкости согласного;

[ь] – обозначение безударных [е / и]

[ъ] – обозначение безударных [о / а]

 

Старые нормы сохранились в речи многих людей старшего поколения, на сцене, а также встречаются в поэтических текстах поэтов ХIХ века и даже первой половины ХХ. Например:

По дорогам усохшие вербы

И тележная песня колес...

Ни за что не хотел теперь бы,

Чтоб мне слушать ее привелось.

С. Есенин

В последней стихотворной строчке – привело[с]. Читать такие стихи следует, не разрушая старую норму в произношении отдельных звуков и слогов.

Орфоэписты указывают основную причину изменения произносительных норм – влияние письма. Произношение дол[г’ь]й,хо[д’ь]т, соброли[с’], посту[к’и]вать, войло[ч’н]ый появилось под влиянием орфографии.

2.2. Произношение гласных звуков:

— сильная позиция для гласных — позиция под ударением. В безударном положении гласные р е д у ц и р у ю т с я, т. е. подвергаются изменению (качественному или количественному). Следует обратить внимание на трудные случаи редукции. После шипящих [ж] и [ш] и звука [ц] безударный гласный [а] произносится как короткий [а]: жаргон, цари. Но перед мягкими согласными как звук [ыэ] (ы с призвуком э): жалеть, тридцати. В редких случаях [ыэ] произносится и перед твердыми согласными: ржаной, жасмин;

— после мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв а, е, я произносится звук [иэ|: часы. Это так называемое «úканье». Оно встречается в нейтральном и разговорном стилях. «Эканье» (произнесение в данной фонетической позиции звука [эи] характеризует сценическую речь: в[эи]нец, т[эи]рновый. Произношение ч[и]сы — устаревшее, ч[а]сы — диалектное;

— согласные [ц], [ж], [ш] твердые звуки, после них на месте буквы и произносится [ы]: революц[ы]я, ж[ы]знь, ш[ы]рь;

— в немногих словах ино язычного происхождения, не окончательно усвоенных русским языком, на месте буквы о, вотличие от русской орфоэпической нормы, в безударном положении произносится ослабленное [о], т. е. без редукции: ради[о]. Слишком отчетливое [о] воспринимается как манерное, с другой стороны, отчетливое произнесение [о] в «обрусевших» книжных словах (соната, новелла) тоже нежелательно, так как придает произношению просторечный оттенок;

— букву ё предложил использовать русский историк Н. М. Карамзин, упростив сложный рисунок существующей ранее в алфавите буквы. Однако сейчас мы можем встретить букву е лишь в букварях и учебниках для изучающих русский язык иностранцев. Отсутствие этой буквы в книгах и периодике приводит к неправильному произношению слов. Следует обратить внимание на слова, в которых гласный [о], обозначенный буквой е, иногда ошибочно заменяют ударным [э], белЕсый, манЕвры произносят как белёсый, манёвры. Иногда, наоборот, ударный [э] ошибочно подменяют на [о] е: гренадЕр, афЕра произносят как гренадЁр, афЁра. Такое произношение не является нормативным.

 

2.3. Произношение согласных звуков:

—в существительных мужского рода на -изм согласный [з] произносится твердо во всех падежах, в том числе и при смягчении конечного согласного в Д.п. и П.п.: при капиталИЗМе;

— звонкие согласные в абсолютном конце слова и перед глухими согласными оглушаются: акци[с], пре[т]приятие;

— согласный [г] может произноситься как [г] – год, [к] – враг, [γ] – Господи, [х] Бог, [в] – кого. Звук [γ] в пределах современной литературной нормы произносится в ограниченном числе слов, но произношение [г]осподи, а[г]а, о[г]о можно считать вариантом нормы;

— в русском языке действует тенденция к приспособляемости (адаптации) звукового облика заимствованных слов с е после твердого согласного, многие такие слова «обрусели» и произносятся теперь с мягким согласным перед е: му[з’]ей, к[р’]ем, ака[д’]емия, ши[н’]ель, фа[н’]ера, О[д’]есса.

Но целый ряд слов сохраняет твердый согласный: анТенна, бизНес, геНетика, ДеТектив, буТерброд, эНергия, соНет, МеНеджер, компьюТер, Сервис, Деноминация, ДеТектор, Демарш, Неореализм, Тест, Тент, СетТер.

Допускается вариантное произношение: декан, претензия, терапия, террор, трек. Твердое или мягкое произношение согласного определяется словарем;

— по старомосковским нормам орфографическое сочетание чн произносили как [шн]. В «Толковом словаре русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, отразившем в основном московское произношение, рекомендуется говорить було[шн]ая, будни[шн]ый, брусни[шн]ый, моло[шн]ый, взято[шн]ик и т. п. В настоящее время такое произношение считается устаревшим, нормой стало орфографическое произношение [ч’н]. Однако в некоторых словах [шн] сохраняется: конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный, очечник, прачечная и в женских отчествах на -ична: Фомини[шн]а, Кузьмини[шн]а. В ряде слов допускается двоякое произношение: було[чн]ая и було[шн]ая, хотя последнее устаревает;

— по «старшей» норме сочетание чт произносилось как [шт] в слове что и словах, производных от него: ничто, кое-что и т. д. В настоящее время это правило сохраняется для всех указанных слов, кроме неЧТО [чт]. Во всех других словах орфографическое чт произносится всегда как [чт]: поЧТа, меЧТа;

— сочетание жд в слове дождь и производных от него произносилось по «старшей» норме как [ж’ж’] (на конце слова [ш’ш’]). Современное произношение [жд’] ( на конце слова [шт’]) оценивается как вариант литературной нормы.

— по «старшей» норме орфографические сочетания зж и жж (дрожжи, позже) произносились как [ж’ж’] – долгий и мягкий шипящий. В настоящее время на месте зж и жж произносится твердый шипящий [жж]. И это произношение оценивается как вариант литературной нормы.

 

В заключение отметим, что в большинстве случаев необходимо обращаться к «Орфоэпическому словарю русского языка» под ред. Р. И. Аванесова, в котором дается полное описание произношения слова.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 471; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты