КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исторические памятники скульптурного искусстваКолонна Траяна 111...114 годов н. э. в Риме «обёрнута» барельефом (рис. 1.2.1), изображающим жестокий военный поход, вооружение, осадные орудия, корабли, мосты. В связи с политикой культа личности автор рельефа Аполлодор Д. изображает одного и того же полководца как нескольких. Рисунок 1.2.1. Фрагмент барельефа на колонне Траяна Классический пример барельефа – фриз (рис. 1.2.4) древнегреческого храма Парфенона (442—435 до н. э.), на котором изображено шествие к храму богини–покровительницы. Юноши, удерживающие коней, всадники, подростки, несущие вино, старики с оливковыми ветвями изображены почти не проекционно: барельеф не разрушает стены, становясь органической частью храма. Скульптор изображает все головы — и пешеходов, и всадников — на одном уровне – такова передача общности толпы. Композиция барельефа развивается, следуя за шествием – в ход осмотра. Рисунок 1.2.2. Фриз древнегреческого храма Парфенона. 442—435 до н. э. На стенах Дмитровского собора во Владимире (рис. 1.2.2) христианские изображения «тонут» в массе народных сказочных сюжетов, живой природы, Библии и даже средневековых романов. История путешествия Македонского А. на небо целиком взята из повести «Александрия». Рисунок 1.2.3. Рельеф Дмитровского собора во Владимире Скульптурный убор Георгиевского собора в Юрьеве–Польском поднимается от самой земли; капители порталов покрыты вязью растений; пилястры украшаются лицами женщин и воинов, львов с древовидными хвостами, полудев–полуптиц печали и радости, кентавров в кафтанах и шапках, рельефные медальоны утопают в растительном орнаменте. Несмотря на то, что проторенессансная работа Д. Пизано (рис. 1.2.4) трактована всё ещё довольно плоско, и складки одежды там расположены в схематичной готической манере, в работе очень тонко передана внутренняя психологическая связь матери с младенцем, сидящим на ее руке. Это выражено не только в их взглядах, обращенных друг к другу, но и в линии плавно изгибающегося к младенцу шарфа богоматери, который служит звеном между ними, и в ритмическом повторе мягко изогнутой руки мадонны, поддерживающей ребёнка. Рисунок 1.2.4. Джованни Пизано. «Мадонна с младенцем». Рельеф в Низе. 1276 г. На постаменте (рис. 1.2.7) памятника И. А. Крылову, исполненном в 1848—1855 гг. Петром Клодтом, создан целый зверинец: моська, лающая на слона; лебедь, щука и рак, воз с поклажей; лисица, тянущаяся к винограду. Эта замершая социальная аллегория дополняет памятник частью, существенной до преобладания. Рисунок 1.2.5. Петр Клодт. Памятник И. А. Крылову в Петрограде. 1848—1855 гг.
|