КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Диалектика как философская теория развития. В истории философии можно выделить два основных типа понимания диалектики: как способ нахождения истины и как теория развития мираВ истории философии можно выделить два основных типа понимания диалектики: как способ нахождения истины и как теория развития мира. Оба они зародились в Древней Греции. Исторически первой появляется диалектика как способ объяснения мира. Традиционно считается, что родоначальником диалектики является Гераклит. Мир, по Гераклиту – это нечто упорядоченное, подчиняющееся всеобщей закономерности (логосу). А основу логоса составляет всеобщая изменчивость, общая текучесть вещей и явлений природы. Постоянное движение мира опирается, по Гераклиту, на борьбу (войну) противоположных сторон и тенденций. На основе борьбы противоположностей устанавливается гармония мира. Сам термин «диалектика» впервые употребил Сократ. Так он называл способ нахождения истины путём столкновения различных, иногда и противоположных мнений. Диалектику в этом смысле слова активно развивал Платон. Аристотель, наоборот, считал, что диалектика имеет дело не с истинным, а с вероятностным знанием. В качестве метода нахождения истины Аристотель разработал формальную логику. Вторым этапом развития диалектики как философской теории развития является идеалистическая диалектика Г. Гегеля. Гегель дал развёрнутый диалектический анализ важнейших категорий философии, сформулировал основные принципы и законы диалектики. Гегелевская система подчиняла диалектическому развитию весь мир. В основе мира лежит, по Гегелю, абсолютная идея, а мир – это результата её саморазвития. В ходе саморазвития абсолютная идея проходит некоторые стадии, которые находятся в скрытом виде в ней самой, превращается в свою противоположность (материалистическую природу), чтобы затем снова обрести собственную сущность, но на более высоком качественном уровне. По Гегелю, источник развития заключён в саморазвитии понятия, то есть имеет духовную природу. Третий этап развития диалектики – материалистическая диалектика марксизма или диалектический материализм. Маркс впервые в истории соединил материализм и диалектический стиль мышления. По Марксу, идеальное – это «не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Маркс выделил объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика – это процессы и явления природы и общественной жизни, имеющие диалектическую природу. Субъективная диалектика выступает как логика и гносеология, представляет собой отображение объективных диалектических процессов в мышлении субъекта. Таким образом, в истории диалектики как теории развития мира выделяется три периода: диалектика древних (представитель – Гераклит), идеалистическая диалектика (представитель – Гегель), материалистическая диалектика (представитель – Маркс). Диалектический тип мышления предполагает рассмотрение мира во всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости его явлений и процессов, в постоянном развитии.
|