КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пространственно-временная организация материального мира
Исторически сложились два подхода в понимании пространства и времени. Первый – субстанциональный – рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности наряду с материей. Эта идея, намеченная Демокритом, воплотилась в геометрии Евклида, получила свое выражение в концепции абсолютного пространства и времени И. Ньютона: Второй – реляционный подход – наметился у Аристотеля и был развит Р. Декартом, Г. Лейбницем, Д. Толандом, Л. Фейербахом, Ф. Энгельсом, воплотился в неевклидовой геометрии, получил математическое обоснование в теории относительности Эйнштейна. В этой концепции пространство и время рассматриваются не как особые субстанции, а как формы существования вещей, изменений всего материального. Так, в социальной жизни рост величин во времени (например, рост населения, капитала, знаний, научной информации) увязан с пространственным распределением этих процессов (с урбанизацией, распределением капитала, центрами кристаллизации знания). Пространство – форма существования мира, которая характеризует структурированность, дифференцированность, взаимное расположение, протяженность, соразмерность, объем, величину, взаимодействие его образований. Объекты представляют собой процессы, развертывающиеся по стадиям, характеризующимся длительностью, скоростью, ритмом и темпом. Время характеризует преимущественно изменчивость, длительность существования объектов и последовательность смены их состояний. Время противоречиво: течет непрерывно и длится прерывно из-за конечности каждого акта изменения. Момент выступает как зафиксированное «мгновение» движения, как преходящий элемент временной структуры бытия. Трем модусам времени – прошлому, настоящему и будущему – соответствуют три состояния сознания: память, созерцание и творчество. Различают реальное, перцептуальное (отраженное реальное в сознании человека) и концептуальное пространство и время. Последнее – это теоретические модели описания реальных пространства и времени. Таковыми выступают трехмерное эвклидово пространство, четырехмерное пространство-время теории относительности, многомерные модели. На разных уровнях организации материи имеются разные структуры пространства и времени. В локальных областях макромира пространство-время характеризуется эвклидовой геометрией. В масштабах галактик и Метагалактики существенную роль играет кривизна пространства, связанная с взаимодействием тяготеющих масс. Метагалактика пульсирует, переходя от расширения к сжатию и наоборот. Ньютон считал: время ни от чего не зависит и течет с постоянной скоростью из прошлого в будущее. Согласно теории относительности, лежащей в основе релятивистской физики, время относительно и находится в зависимости от скорости движения объекта. При движении, приближающемся к скорости света в вакууме (300 тыс. км в секунду), время замедляется. Согласно современным представлениям, пространственную организацию живых молекул характеризует «лево-правое» расположение в группировках атомов, симметрия и асимметрия в строении органов, в композиции частей тела сложных организмов. Это обеспечивает активно-приспособительные реакции животных и растений к внешней среде. В живых организмах существует множество периодических процессов, характеризующих, в зависимости от состояния обмена веществ, возникающую и затухающую активность клеток и отдельных органов, которые выступают в функции «биологических часов». Социальное пространство включено в пространство биосферы и космоса и обладает особым человеческим смыслом, несет на себе печать культуры. Оно вбирает предметный мир, создаваемый и обновляемый человеком в его деятельности, самого человека и его отношения к другим людям. Социальное время является внутренним временем общественной жизни и вплетено во внешнее по отношению к нему время природных процессов. В условиях современного научно-технического и социального прогресса актуальным стал выигрыш времени, которое как бы сжимается, что вызывает ускорение темпа жизни. Г. Башляр отмечал, что время больше не течет, оно извергается. Выделяется также время индивидуального бытия человека, которое определяется протеканием различных социально и индивидуально значимых для него событий. Ф. Вольтер считал: кто трудится и кто мыслит, тот расширяет пределы времени. Социальное измерение является функцией активности человека: чем выше любознательность, инициатива, напряженность деятельности у человека, тем больше единиц психологического времени расходуется в одном интервале. Перцептуальное время как бы «растягивается»: у активного человека в памяти остается больше «узелков» интенсивной жизни. А. Шопенгауэр полагал, что час ребенка длиннее, чем день старика. Действительно, ребенок, проявляя любопытство, открывает для себя новое. Впрочем, активизация деятельности должна сочетаться с экономией сил и энергии человека. Обе названные дополняющие друг друга тенденции конкретизируют действие закона самосохранения человечества. Социальное время, с позиций современной философии, выступает не как прямая линия и не как круг, а является скорее синусоидальной линией или волной со своими отрезками «сгущения» и «разрежения», со своими точками «максимума» и «минимума» интенсивности социальных процессов. Вероятно, точками «максимума», когда произошел «выброс» гениев (один из показателей прогресса социума), были «золотой» век Древних Афин (классический этап античной философии), эпоха Возрождения в Западной Европе. Да и в личной жизни бывают сконцентрированные отрезки времени, когда интенсивно решаются важные проблемы, как об этом поет Л. Гурченко в фильме «Карнавальная ночь». Динамизм социального времени сочетается с силой исторической инерции. Она выражается в привычных способах хозяйствования, сложившихся традициях, образе жизни, менталитете и т.п. В ходе модернизации социума необходимо учитывать обе тенденции: а) превращение, изменение; б) относительные стабильность, покой. Ускорение движения в результате использования новых транспортных, коммуникационных и информационных технологий «уплотняет» пространство и «ускоряет», «минимизирует» время. По мере прогресса общества создаются относительные возможности для контроля над пространством и временем. Интенсивность названных процессов у разных народов и государств, отличающихся степенью развития технологий, разнится.
Цитируемая литература
1. Емелин, В. А. Вавилонская сеть: эрозия истинности и диффузия идентичности в пространстве интернета / В. А. Емелин, А. Ш. Тхостов // Вопросы философии. – 2013. – № 1. 2. Аквинский, Ф. Сумма теологии / Ф. Аквинский // Антология мировой философии: в 2 т. – М., 1969. – Т. 1. – Ч. 2. 3. Декарт, Р. Метафизические размышления / Р. Декарт // Избранные философские произведения. – М., 1950. 4. Энгельс, Ф. Анти-Дюринг / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения: в 50 т. – М., 1961. – Т. 20. 5. Никитенко, П. В поисках планетарной гармонии / П. Никитенко // Беларуская думка. – 2012. – № 12. 6. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М., 1983. 7. Самсонов, А. Л. На пути к ноосфере / А. Л. Самсонов // Вопросы философии. – 2000. – № 7. 8. Гольбах, П. Избранные произведения: в 2 т. / П. Гольбах. – М., 1963. – Т. 1. 9. Кант, И. Сочинения: в 6 т. / И. Кант. – М., 1965. – Т. 6. 10. Ленин, В. И. Материализм и эмпириокритицизм / В. И. Ленин // Полное собрание сочинений. – Т. 18. 11. Ойзерман, Т. И. Опыт критического осмысления диалектического материализма / Т. И. Ойзерман // Вопросы философии. – 2000. – № 2. 12. Беларуская думка. – 2007. – № 10. 13. Ровинский, Р. Е. Мировоззренческие проблемы физической науки, исследуемые ХХI веком / Р. Е. Ровинский // Вопросы философии. – 2008. – № 3. 14. Информационный подход в междисциплинарной перспективе (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. – 2010. – № 2. 15. Кирвель Ч. С. Философия и методология науки: учеб. пособие / Ч. С. Кирвель [и др.]. – Минск, 2012. 16. Назарчук, А. В. Социальное время и социальное пространство в концепции сетевого общества / А. В. Назарчук // Вопросы философии. – 2012. – № 9.
|