КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Современная цивилизация и философия 9 страницаЕсли сопоставить два понятия «развитие» и «прогресс», то первое окажется гораздо более широким. Как писал Гегель, - развитие есть борьба противоположностей. Этими противоположностями являются в данном случае прогресс и регресс. Общественное бытие – это материальная сторона общества: производство, распределение и те отношения, в которые вступают люди в процессе производства помимо их воли и желания. Идея исторического прогресса появилась во второй половине XVIII в. в связи с объективными процессами становления и развития капитализма. Творцами его первоначальных концепций были А.Р.Ж. Тюрго и Ж.А. Кондорсэ, предложившие его рационалистическую теорию. Впоследствии глубокую трактовку прогресса дал Г. Гегель. Он пытался показать историю как единый закономерный процесс развития от низшего к высшему, в котором каждая историческая эпоха выступает как обязательная ступень в восходящем движении человечества. Его концепция была идеалистической, трактовавшей всемирную историю как прогресс в сознании свободы, движение от одной духовной формации к другой. К. Маркс и его последователи, исходя из материалистического понимания истории, связали общественный прогресс с развитием материального производства, с движением общества от одной общественно-экономической формации к другой. В соответствии с этой позицией общественный прогресс определяется как такое изменение и развитие социально-экономических структур общества, при котором создаются условия для успешного развития производительных сил и на их основе для все более полного развития человека, для повышения благосостояния народа. Исходя из такого понимания прогресса, решается вопрос и об его критериях. Это прежде всего уровень развития производительных сил, производительность общественного труда. А поскольку основной предпосылкой, условием проявления этого критерия выступают производственные отношения, то они также становятся важным показателем прогресса. И то, и другое, в свою очередь, получает итоговое выражение в степени, мере развития человека как личности. Однако при оценке прогрессивности или регрессивности того или иного общественного строя далеко не достаточно трактовать его с узкой, технократической точки зрения. Здесь нужно учитывать целый ряд обстоятельств. Во-первых, уровень развития производительных сил может быть сколь угодно высоким, но при этом возможна ситуация, когда продукта едва - едва хватает на покрытие расходов по его производству. То есть избыток продуктов над издержками их производства – это действительная основа всякого производства – может быть нищенским, скудным при самой высокой материально - технической базе. Во-вторых, избыток может быть и достаточно большим. Но из него нужно уметь образовать и накопить общественный, производственный и резервный фонд, а не растранжирить его, не "пропить - прогулять", не разбазарить без всякой общественной пользы, не превратить в чудовищное оружие самоуничтожения. Отсюда следует, что при оценке степени прогрессивности того или иного общественного строя далеко не достаточно ссылаться только на развитие производительных сил. Необходимо учитывать социальные последствия их развития: во имя чего они развиваются, как это отражается на жизни человека – важнейшего элемента производительных сил. Вот почему «развитие производительных сил человечества» должно означать прежде всего «развитие богатства человеческой природы как самоцель» (К. Маркс). Прогрессивна та общественно-экономическая формация, которая больше отвечает целям гуманизма, способствует возвышению подлинно человеческого в человеке. Истинный критерий достижений, успеха любого общества - не столько производство товаров, сколько нравственный облик и образ жизни людей, их духовный мир. Прогрессивна та общественно - экономическая формация, которая способствует возвышению человека. Наряду с концепциями, признающими общественный прогресс есть немало противоположных, связанных с его отрицанием. Среди «нигилистов» – Ф. Ницше, О. Шпенглер, К. Поппер, Ф.Фукуяма и др. Они исходят из того, что количество зла в мире не уменьшается, жизнь людей в итоге не улучшается, в обществе происходят только «изменения», существуют лишь вечные круговороты и т. д. Утверждение и развитие идеи прогресса идет поэтому в постоянной борьбе с «нигилистическими» и другими взглядами, связано с отстаиванием такого диалектического понимания истории, которое предполагает ее противоречивость, отсутствие прямой, исключающей зигзаги и регрессивные, попятные движения, линии восхождения к лучшему и совершенному, учет новых социально-экономических реалий. 4. Говоря о глобальных проблемах современности, следует обратить внимание на беспрецедентный характер современной мировой ситуации. Ее уникальность состоит в том, что до недавнего времени человек считался «господином жизни» на планете в том смысле, что никто из людей не в состоянии был уничтожить человечество и тем самым поставить роковую точку на человеческой истории вообще. Важно подчеркнуть, что сегодня человечество находится на таком рубеже своей истории, когда от него самого зависит решение поистине гамлетовского вопроса: быть или не быть? Кризис, с которым столкнулась цивилизация, уже является результатом не внешних сил природы, а имеет внутренний характер, то есть является результатом развития самой цивилизации, но обязан во многом, как это ни странно звучит, научно-техническому прогрессу, главным творцом которого является сам человек. Именно в этом подлинный драматизм истории, так как невиданные достижения науки и техники заключают в себе невиданные разрушительные силы. Уровень «покорения природы», который дал возможность взорвать термоядерную бомбу, открыл зловещую, но вполне реальную перспективу самоубийства человечества. Веками работающая формула – война есть рациональное продолжение, политики другими средствами – оказалась абсурдной и иррациональной. По мнению специалистов наиболее развитых стран мира, человечество не имеет ни малейшего шанса выжить в случае развязывания ядерной войны. Такова реальность, с которой столкнулись жители Земли в канун третьего тысячелетия. Именно поэтому большинство ученых в качестве глобальной проблемы на первое место ставят проблему выживания человечества, предотвращения термоядерной войны. В одном ряду с угрозой атомного уничтожения человека стоят проблемы, порожденные кризисным состоянием взаимоотношения природы и общества в результате развития научно – технического прогресса. Как известно, с середины XIX века развитие средств производства приобрело невиданные до сих пор темпы. На помощь примитивному практическому опыту и традициям пришла наука. Благодаря ей средствами производства становятся не просто «ручные орудия», подобранные человеком, что называется, себе по плечу, и поэтому всецело ограниченные слабыми физическими возможностями человеческого организма, а сами природные процессы, включенные наукой в процесс производства. Здесь уже в огромной мере человек начинает, говоря словами Гегеля, пользоваться природой против нее самой. Развитие средств производства в этом направлении приводит к тому, что человек, как говорил замечательный русский мыслитель В. И. Вернадский, «становится величайшей геологической силой Земли, силой, определяющей и направляющей всю эволюцию нашей планеты. Человек уже теперь, «в сущности, овладел не только ею в веществе, но и в ее энергии, стал творческой, сознательной геологической силой» (В.И. Вернадский). Отсюда следует, что процессы природы, сознательно превращаемые обществом в средства производства своей трудовой деятельности, стали силой, способной противостоять проявлениям стихийных процессов, происходящих в самой природе. Вместе с тем, средства производства превратились в столь громоздкую, поистине мировую систему, с такой универсальной взаимосвязью и взаимозависимостью всех элементов, что и по сложности своей, и по совершенству почти перестали уступать матери - природе, грозя сегодня новее уничтожить человека. Хорошо известно, что интенсивное развитие производительных сил, и особенно в текущем столетии, привело к опасному для человека увеличению тяжелых элементов в биосфере, к возникновению проблемы экологии. Установлено, что антропогенные нагрузки на природные системы разрушают биологический круговорот веществ. При сохранении существующих на сегодня темпов загрязнения воды и почвы через 50 лет содержание в них окислов железа увеличится в 2 раза; свинца – в 10 раз, ртути – в 100 раз и т.д. Уже сейчас в биосферу внесено около 1 млн. несвойственных ей химических веществ. Один легковой автомобиль сжигает в год 4 тонны кислорода. В мире сегодня около 400 млн. автомобилей. Человечество извлекает из атмосферы и сжигает такое количество кислорода, которое бы могло обеспечить жизнь 48 млрд. людей. В перспективе человечество ожидает кислородное голодание. Симптомы этого уже есть. Почвы загрязняются твердыми, жидкими, газообразными отходами хозяйственной деятельности человека. Постоянно уменьшается площадь пашни на 1 жителя Земли, все острее встает проблема питьевой воды и т.д. Информационные нагрузки, ускоряющие ритм жизни, особенно в крупных городах, злоупотребление лекарственными препаратами, наркомания - все это пагубно действует на человека. Сегодня человечеству угрожает еще одни опасный враг – СПИД, эпидемия которого все стремительней распространяется по планете. Важно в заключение подчеркнуть, что эффективное решение глобальных проблем, стоящих перед человечеством, требует выработки межгосударственной, планетарной стратегии. Человечество все явственнее осознает эту необходимость. Она может быть выработана только на основе активного и благоразумного диалога, в котором интересы отдельных государств будут соотнесены с общечеловеческими интересами выживания и развития.
Лекция 14. Общество и культура 1. Понятие культуры в истории философии. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. 2. Единство и множественность культур. 3. Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура. 1. Термин «культура» (лат. cultura – возделывание, обработка, воспитание, развитие) возник в Древнем Риме. Первоначально он означал возделывание почвы, ее культивирование, в нем отражался факт воздействия человека на природу. Вместе с тем само явление, позднее обозначенное термином «культура», было замечено и выделено общественным сознанием задолго до того, как появился этот термин. Древнегреческое «techne» (ремесло, мастерство, искусство) также обозначало человеческую деятельность, изменяющую природный мир. Античная философия связывала культуру с воспитанием и обучением человека, рассматривая ее как средство, с помощью которого можно довести телесное состояние человека до космического совершенства. Средневековая философия утверждает, что культурное развитие возможно лишь в результате приобщения к Богу, даже само понятие культуры выводя из понятия «культ». Для философии Возрождения культура – средство формирования соответствующей гуманистическому идеалу человека универсальной личности, свободной, критичной, образованной, активно участвующей в общественной жизни. Философия XVII-XVIII вв. понятие культуры отождествляет с понятием разумности. К разуму обращались к нему как к неподкупному «высшему судье» в познании, искусстве и всех других человеческих делах. Культура здесь неотделима от свободы человека, достоинств и величия его души. В то же время в философии Просвещения возникает и критическое отношение к культуре. Так, Ж.Ж. Руссо, например, считал, что природа человека, содержащая огромные потенциальные возможности, извращается культурой, которая включает в себя ложные социальные условности, идеалы и т.д. Классическая немецкая философия отождествляет культуру с духовными ценностями, противопоставляя их ценностям материальным, бездуховным. Подлинно культурное существование человека связывается со сферой или морального сознания (И. Кант), или философского сознания (Г.В. Гегель). Марксистская философия не ограничивает культуру духовной областью. Она рассматривается как специфическая характеристика определенного уровня развития общества, один из показателей общественного прогресса. «Каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе» ( Ф.. Энгельс). Культура включает в себя как вещественно-предметные и духовные результаты деятельности, так и реализуемые в деятельности людей их субъективные возможности, являясь показателем развития творческих сил и способностей личности. Общая картина существующих в настоящее время определений культуры также довольно пестрая. Культура определяется и как совокупность материальных и духовных ценностей, и как способ человеческой деятельности, и как деятельность общества, преобразующая природу, и как воплощенные ценности, и как система регулятивов человеческой деятельности и т.п. Во всех определениях культуры нередко высказывается мысль, что культура представляет собой специфическую человеческую форму бытия, включающую определенный уровень организации материальной и духовной деятельности человека, а также результаты этой деятельности, используемые человеком и оцененные им через призму своих идеалов, целей, установок, знаний и умений. Человек является не только творцом культуры, но и ее творением. В культуре выражена жизнедеятельность как отдельной личности, так и групп людей, и общества в целом. Культура – результат созидательной деятельности человека как общественного существа. Однако человеком создаются не только внешние предметы, идеи и другие социальные формы, отчуждаемые им от себя. Созидая их, человек развивает и реализует свои способности, знания, умения, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Культура – сущностное, родовое свойство человека. Природа дала ему телесную организацию, которая является биофизическим базисом для культурного освоения мира и обеспечивает саму возможность человеческой деятельности. Культура же определяет качественное отличие ее от биологических форм жизни. 2. В процессе деятельности человек вступает в отношения с природой, обществом, самим собой. В результате создаются материальные и духовные ценности. В соответствии с этим возможно разграничение культуры на материальнуюи духовную. Перваясвязана с практическим освоением человеком природы. Она включает всю совокупность материальных благ, средства их производства и способы овладения ими. Вторая охватывает общественное сознание, способы создания духовных ценностей, язык, эмоционально-психологические состояния. Духовная культура проявляет себя в науке, образовании, искусстве и других формах духовной деятельности Выделение указанных родов культуры не означает их полной обособленности, они находятся в органическом единстве, взаимодействуют, влияют друг на друга. Так, непрерывность, существующая в процессе создания материальных ценностей, влияет на непрерывность развития культуры духовной. Многие образцы духовной культуры воплощаются в материальной форме (живописные полотна, скульптура, архитектурные ансамбли и т.п.), зависят от уровня, достигнутого материальной культурой (материальная оснащенность системы образования, медицинского обслуживания и т.п.). В свою очередь, духовная культура влияет на степень развития культуры материальной. Культура материального производства, например, в значительной степени определяется уровнем научного знания, интеллектуальными возможностями производителей. Связь и взаимодействие материальной и духовной культуры проявляется также в том, что продукты материальной деятельности для того, чтобы стать культурными ценностями, должны быть переведены в сферу духовности. Поэтому культуру часто отождествляют с духовными явлениями, ставят между ними знак равенства. Безусловно, духовность в ее различных проявлениях играет огромную роль в жизни человека и общества. Однако отождествление культуры в целом с исключительно духовной ее составляющей вряд ли правомерно, ибо в этом случае полностью отбрасывается все богатство материальных ценностей, созданных и накопленных человечеством. Итак, культура является важнейшим атрибутом общества, но она не тождественна ему. Между культурой и обществом существуют сложные, разнообразные, порой противоречивые отношения. Каждый исторически конкретный период общественного развития, выраженный определенными экономическими, социальными, политическими отношениями, формирует различные проявления культуры, влияет на их функционирование. В обществе могут действовать как культурно-стимулирующие, так и тормозящие культуру силы. Обществом детерминируются границы существования, специфика и возможности человеческой деятельности. Так, интеллектуальная деятельность и ее продукты появились позднее материальных, их возникновение явилось результатом кардинальных изменений в экономической жизни общества. Характер организации различных видов деятельности, их эффективность, выраженная в культуре труда и управления, культура научных исследований, образования, воспитания и общения, правовая, нравственная, эстетическая культура, культура быта также зависят от определенного состояния общества. 3. Философский анализ культуры ставит проблему единства и множественности культур. Заключает ли культура в самой себе некую универсальность или она предстает как дискретное явление? Что является причиной разделения культуры на различные феномены? Эти и другие вопросы задавали и задают себе до настоящего времени многие философы, социологи, культурологи. Сторонники эгалитаристского подходаполагают, что все культуры по своему содержанию равноценны. Многие последователи антропологических концепций отрицают возможность существования множественности культурных миров на том основании, что культурный плюрализм нсвыводим из человеческой природы. Если в антропологическом начале человека заложен импульс к культуре, то она должна быть единой. Подобные теории, наиболее популярные в XIX в., сохраняют свою актуальность до наших дней. Противоположную позицию занимают приверженцы культурного плюрализма, утверждающие существование отдельных локальных культур и предполагающие не только наличие различных культурных организмов, но и их принципиальную несовместимость. Следует, одноко, отметить что вышеназванные теории односторонне подходят к решению проблемы. На глобальном уровне действительно существует общечеловеческая, мировая культура, которая не знает расовых, национальных, социальных и иных границ. В ее содержание включены некоторые «вечные» истины и ценности, фиксирующие отношение людей к различным сторонам их бытия. Это и моральные принципы, конкрети-зирующиеся в общепринятых моделях поведения, и представления о красоте, получившие выражение в произ-ведениях литературы и искусства, ставших классическими, и научные достижения, «ухватившие» абсолютный момент в бесконечном приближении к истине, и стандарты техники и технологических решений. Вместе с тем по мере развития мировой культуры становится возможным выделение различных исторических этапов, с целым рядом характерных для каждого из них своеобразных идеалов, эталонов, оценок. Каждый исторический период предстает при этом не как «культура вообще», а как дифференцированное явление, выражаю-щее эталоны, цели, стремления, идеалы, принципы, навыки, уклады жизни как этого периода в целом, так и отдельных социальных групп, различной степени общности – социально-экономических, этнических, профессио-нальных, религиозных и др. Это и позволяет говорить о национальной и конфессиональной культуре, а также выделять в культуре и другие ее виды. 4. Духовная сфера общества – это подсистема общественной жизнедеятельности, в которой осуществляется производство, воспроизводство и распространение идей. Ее важнейшими составляющим являются: духовные потребности, духовная деятельность и духовные отношения. Духовная жизнь общества – это все многообразие индивидуального и, конечно же, общественного сознания. Что же такое общественное сознание, какова его связь с индивидуальным сознанием, с общественным бытием? Марксистская социальная философия утверждает, что общественное сознание есть отражение общественного бытия в идеях, взглядах, теориях, принципах, поэтому в рамках решения основного вопроса философии оно вторично по отношению к общественному бытию, хотя и обладает относительной самостоятельностью. При рассмотрении общественного сознания следует избегать две методологические ошибки. Во-первых, неправомерно отрывать общественное сознание от индивидуального, необходимо понимать их диалектическое единство, взаимосвязь и взаимодействие. Говорить об общественном сознании - значит говорить о процессе и результатах осознания бытия обществом в целом или его отдельными группами, слоями, классами. Общественное сознание - в качестве особой, внутри себя организованной деятельности, ее определенных структурных форм и схем, - в определенной мере противостоит индивидуальному сознанию и в этом смысле вполне суверенно, обладает относительной самостоятельностью и независимостью от индивидуального сознания. Но общественное сознание не есть нечто анонимно безличное, царство «чистого разума». Известная формула о том, что сознание не только отражает мир, но и творит его, опирается на признание активной, предметно-деятельной сущности человека. Таким образом, творит, изменяет, преобразует природу не сознание само по себе, а человек, обладающий сознанием. Как ни всемогуща сила «коллективного разума», общественное сознание каждой конкретной эпохи, каждого народа вполне личностно, индивидуально. Кристализованные в нем идеи, представления, взгляды и теории не лишены авторства первооткрывателя. Гелиоцентрическая система мира Коперника, механика Ньютона, эволюционная теория Дарвина и т. д. оказали огромное влияние на формирование научной картины мира и общественное сознание своих эпох. Во-вторых, нельзя преувеличивать его относительную самостоятельность, что приводит к отрыву его от общественного бытия, к превращению в некую идеализированную бессодержательную форму. Говорить об общественном сознании - значит всегда говорить о природном и социальном бытии, его осознании различными социальными группами людей. Общественное сознание, обладая объективнойприродой и имманентными законами развития, обладает по отношению к общественному бытию относительной самостоятельностью, которая возникает всвязи с разделением труда наумственный и физический, с выявления духовного производства. Вчем же состоит эта относительная самостоятельность? Во-первых, в преемственности развития. Причем, преемственность имеет место как в заимствовании и развитии прогрессивных идей и теорий, так и в воспроизводстве отсталых идей, взглядов и представлений. Во-вторых, в возможности отставания общественного сознания от общественного бытия (привычки, обычаи, традиции, стереотипы и заблуждения). В-третьих, в проявляющейся способности опережать в отдельные моменты общественное бытие (футуристические идеи и концепции,догадки и утопии, научное предвидение будущего). В-четвертых, во взаимодействии и взаимовлиянии его форм: политической идеологии, правовых взглядов, нравственных норм, искусства и т. д. Наконец, в-пятых, в том, что, будучи внедренными в сознание масс, общественные идеи сами становятся материальной силой и активно влияют на изменение бытия. Общественное сознание принято структурно делить на уровни и на формы. Начнем с выделения его уровней и сфер внутри них. Традиционно выделяют два таких уровня: эмпирический и теоретический. Эмпирический уровеньобщественного сознания - это отражение действительности в непосредственном опыте масс, целостное восприятие, переживание и понимание мира со стороны его явлений и, прежде всего, в эмоционально-рассудочных формах. Теоретический уровеньобщественногосознанияпредставляет собой отражение существенных связей и закономерностей действительности и находит свое выражение в науке, а также на уровне идеологии в других формах общественного сознания. В реальной жизни теоретический иэмпирический уровни сознания тесно переплетаются, но в философском плане их следует различать. Эмпирический уровень – более низкий по сравнению стеоретическим, но этим вовсе не принижается его значение и необходимость для повседневной жизни. На этом уровне, в зависимости от того, какая сторона общественного бытия в нем отражается, можно условно выделить обыденно-практическое знание, отражающее природные явления, и общественную психологию, в которой отражается общественная жизнь людей. Обыденное знание возникает стихийно. Выражением его выступают знания, рождающиеся непосредственно в жизненном опыте, с позиций которого и рассматриваются явления природы. Поэтому далеко не всегда его выводы объективно истинны, так как они ограничены лишь эмпирическими обобщениями. Общественная психологиятакже формируется в процессе повседневной практической деятельности людей, включая в себя эмоциональное и рассудочное отношение к социальной действительности, ее оценку, чувства, настроения людей и социальных групп. Вот почему очень важно при выработке определенной политической линии, проведении общественных реформ изучать общественное мнение, уметь прогнозировать их реакцию на те или иные действия политиков. На теоретическом уровне в соответствии с вышеуказанным критерием также можно выделить науки, прежде всего естественные, и идеологию, представляющую собой систему политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ифилософских идей, в которых на концептуальном уровне осознаются и оцениваются отношения людей к социальной действительности. В классовом обществе идеология носит классовый характер, выражая интересы и формулируя цели определенных классов, разрабатывается их представителями – теоретиками-идеологами. Обладая относительной самостоятельностью, идеология оказывает активное влияние на общество, ускоряя или тормозя его развитие. Теперь разберемся с формами общественного сознания, которые являются различными способами духовного освоения действительности, т. е. их тождество в объекте отражения и начнем с указания на критерии их разграничения. Таких критериев несколько и применять их следует в комплексе, поскольку по различным аспектам дополняют друг друга. Во-первых, формы общественного сознания различаются по предмету отражения.Так, например, политическое сознание отражает отношения между классами, социальными группами, выражающими их позицию партиями по поводу удержания или обретения власти, в то время как, например, мораль отражает прежде всего отношения между людьми со стороны уяснения таких понятий, как добро и зло, ответственность, справедливость и др. Во-вторых, все формы общественного сознания различаются по специфическим формам отражения действительности. Так, наука отражает мир в абстрактно-логической форме (в виде понятий, законов, гипотез, теорий и т. д.): искусство - в художественно-образной форме:религия - в превратно-фантастической: мораль - в в форме нравственных чувств, норм, ценностей и идеалов. В-третьих, формы общественного сознанияразличаются по конкретно-историческим условиям своего происхождения и развития.Так, например, самыми древними формами со знания являются искусство, религия, мораль как система запретов - табу, которые зародились еще при первобытнообщинном строе. Право, политика, наука, философия возникли в рабовладельческом обществе, в условиях разделения труда на умственный и физический и разложения общества на классы. В-четвертых, формы общественного сознания различаются по выполняемым ими социальным функциям. Например, наука выполняет такие функции, как познавательную, прогностическую и др.; искусство - эстетическую, гедоническую, воспитательную; мораль - регулятивную и воспитательную; религия - иллюзорно-компенсаторскую, психотерапевтическую, мировоззренческую; философия - мировоззренческую, гносеологическую, методологическую и др. Все формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом, взаимно проникают друг в друга, оказывают огромное влияние на духовный облик конкретно-исторических личностей и общества в целом.
Лекция 15. Проблема человека и личности в философии 1. Понятия «индивид», «человек», «личность» в социальной философии. 2. Социальное и биологическое в структуре личности. 3. Роль личности в обществе. Свобода и ответственность личности. 1. Проблемы человека и личности в социальной философии всегда были одними из центральных. Решение их предполагает поиск ответов на вопросы о том, что представляет собой человек и что такое личность, в чем единство и различие этих понятий, какое место занимает и какую роль играет личность в общественной жизнедеятельности, в том числе и в истории. Рассмотрение проблемы логично начать с уяснения самого понятия «личность», для чего следует соотнести его с такими на первый взгляд близкими к нему понятиями «человек», «индивид» и «индивидуальность». Говоря о личности, мы сразу представляем себе конкретного человека, обладающего определенными способностями, уровнем воли, характером, имеющего определенные убеждения, интересы, ценностные ориентации и другие качества. Мы никогда не употребляем понятия «личность» применительно к представителям животного мира. Таким образом, выработанные в науке понятия «человек» и «личность» по многим своим параметрам совпадают. На первый взгляд, с ними совпадает еще одно, довольно часто употребляемое в философской и социологической литературе понятие «человеческий индивид». Возникает вопрос, действительно ли эти понятая идентичны друг другу? При более внимательном рассмотрении оказывается, что все они, хотя и имеют один предмет отражения – единичного представителя рода человеческого, отражает его по-разному, в разных аспектах.
|