КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Современная цивилизация и философия 8 страницаРеальный процесс познания выводит нас на подлинную диалектику абсолютной и относительной истины. Их взаимосвязь отражает динамический характер достижения истины в науке. Абсолютная истина складывается из относительных истин. В свою очередь, относительные истины в непрерывном процессе познания уточняются и обогащаются, устремляясь к абсолютной истине как к своему пределу. Вместе с тем, эти же относительные истины оказываются частями абсолютной истины, в каждой относительной истине всегда есть некоторое «зерно», частичка истины абсолютной. Пределы нашего познания исторически ограничены, но по мере развития и совершенствования практики человечество все время приближается к абсолютной истине, никогда не исчерпывая ее до конца. И абсолютная и относительная истины по своему содержанию являются объективными истинами. Свойство объективной истины быть процессом выражается, во-первых, в движении к более полной и точной картине бесконечного и развивающегося мира; во-вторых, в процессе преодоления заблуждения в движении к абсолютной истине. Это движение идет как бы по ступеням, от менее совершенных представлений к более совершенным. Однако в процессе этого перехода старое знание не отбрасывается, а частично включается в систему нового знания, что обеспечивает преемственность развития знания. Познание не свободно от заблуждений. Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Будучи неадекватной формой знания, заблуждение главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественной практики и самого познания. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных его сторон. Оценочный аспект характерен для понятий «правда» и «ложь». Под правдой понимают социальную истину, содержащую нравственную оценку. Ложь – преднамеренное искажение знания с целью введения в заблуждение тех, для кого она предназначена. Субъект, формирующий и распространяющий ложное знание, знает истину, но по каким-либо причинам скрывает ее. 2. В теории истины особенно большое значение имеет вопрос о критериях,которые позволяют отделить истины от заблуждения и лжи. Под критерием истины понимают обычно некоторый показатель или способ проверки знания на его достоверность. Выявление критериев истины является одной из главных задач философии. Философы-эмпирики считали таким критерием данные ощущений и восприятий, соответствие знаний чувственному опыту. В современной западной философии этот критерий выдвинули неопозитивисты (принцип верификации). Философы рационалистического направления (Декарт, Спиноза, Лейбниц) видели критерий истины в ясности и отчетливости разума, в выведении знаний из всеобщих очевидных положений. В когерентной теории истины этот критерий трактуется как внутренняя согласованность и непротиворечивость знания. Общий недостаток этих и некоторых других концепций состоит в том, что критерий истинности знания находится в самом знании. Но может ли знание быть собственным критерием? Таким критерием должна быть не духовная, познавательная деятельность, а деятельность практическая. Практика – определяющий, в конечном счете, критерий истины. Можно сколько угодно долго спорить об истинности той или иной идеи, научной теории, но решить этот спор в состоянии только практика — производство, политическая жизнь, научный эксперимент. Было время, когда люди добывали красящее вещество ализарин из корней растения марены. Поскольку они брали у растения уже готовый продукт, то у них были основания сомневаться в истинности своих знаний о том, что представляет собой ализарин по своей объективной природе. Но вот пришло время, люди научились добывать ализарин искусственно – из каменноугольного дегтя. Этим самым они доказали, что имеют верное представление о природе ализарина. Иначе им не удалось бы произвести его искусственно. В наш век химии и широкого применения синтетических материалов каждый может привести множество аналогичных примеров. До практики любые суждения, умозаключения или научные теория могут претендовать только на формально-логическую правильность. Форму объективной истины им придает практика. Но важно понять, что критерий практики относителен, а не абсолютен, его нельзя понимать на манер работы механического сита, которое может отсеивать ложь и оставлять истину. Практика представляет собой процесс, исторически ограниченный уровнем развития эпохи, она постоянно преодолевает свою ограниченность, но не раз и навсегда, а в определенных пределах. В результате создания более совершенных приборов, тщательной постановки эксперимента сегодня удается обнаружить то, что вчера казалось чем-то «чудовищным», «нелепым», противоречащим опытным данным, практике. Сила и действительность практики как критерия истины зависит, таким образом от уровня развития производственных сил, от уровня развития технических возможностей общества, то есть, от способа производства материальных благ.
Тема: Философия общества, истории, человека Лекция 13. Общество и природа 1. Особенности социального познания и предмет социальной философии. Идеализм и материализм в понимании истории. 2. Взаимосвязь общества и природы. 3. Материальное производство – основа существования и развития общества. Понятие способа производ- ства. 1. Социальное познание имеет много общего с познанием природы. Это относится и к уровням познания (эмпирическому и теоретическому), и к познавательным формам (собиранию фактов, выработке гипотез и теорий), а также в значительной мере и к методам познания (наблюдение, сравнение, логический анализ и синтез и др.). В то же время социальное познание имеет целый ряд особенностей, вытекающих из самой природы общества и создающих серьезные трудности в изучении и понимании общественных явлений. Во-первых, если в природе отсутствуют осознаваемые цели и действуют стихийные силы, то в обществе действуют люди, обладающие сознанием, преследующие определенные, порой противоречащие друг другу цели и интересы; Во-вторых, проблематика общественных наук относится к сфере идеологических отношений, поэтому их теоретические выводы более непосредственно, чем положения естественных наук, связаны с государственными, национальными, классовыми и др. интересами и борьбой между ними; В-третьих, в то время, как в естествознании субъект познания находится вне объекта и может наблюдать его «со стороны», в социальном познании объект и субъект во-многом совпадают; В-четвертых, общественные законы (в отличие от законов природы) осуществляются не как абсолютная неизбежность, а лишь как господствующая тенденция с немалым числом ответвлений от нее. Общество в его различных аспектах является объектом изучения многих гуманитарных и социальных дисциплин: истории, общей и конкретной социологии экономической теории, демографии, политологии, этики, эстетики и других, изучающих его с различных сторон. Социальная философия – раздел философского знания, изучающий общество как целостную саморазвивающуюся систему, ее структуру, место и роль в мире. Такое изучение ведется, прежде всего, под углом зрения мировоззренческих проблем, таких, в частности, как проблемы возникновения и развития общества, смысла и целей его существования, определения его движущих сил, судеб и перспектив, а также методологии исследования общества как системы и его подсистем, в том числе человека как социального существа. Социальная философия в органическом единстве с другими компонентами философского знания выступает, таким образом, в качестве мировоззренческого и методологического основания всех общественных, а еще шире – всех гуманитарных наук. Философское учение об обществе развивалось исторически и прошло длительный путь развития. Уже в Древнем мире были сформулированы многое важнейшие его положения. Демокрит определял историю человечества как естественный процесс. Общественная жизнь, по его мнению, отличается, равенством людей перед законом, верой в силу их разума. Платон разработал учение об «идеальном государстве», пытался обосновать связь между социальной структурой общества и строением человеческой души. Аристотель, определяя общество как совокупность человеческих индивидов, объединяющихся для удовлетворения социальных инстинктов, стремился выработать более реалистические, чем у Платона, принципы его справедливого устройства. Основой общественной справедливости он считал власть «среднего класса». Для периода Средневековья характерны поиски целостного обоснования мира на основе религиозных представлений. С этих позиций социальный мир определялся как бытие особого рода, как программа человеческой жизнедеятельности, смысловое содержание которой задает Бог. Так, Августин, например, писал, что вся история предопределена Богом, а все пороки общественной жизни являются результатом грехопадения людей. Фома Аквинский, развивая эту мысль, утверждал, что общество изначально основано на неравенстве людей, которое, являясь результатом грехопадения, «угодно воле Бога». Мыслители Нового времени и Просвещения (Т.Гоббс, Ж.-Ж.Руссо и другие), отвергая религиозные взгляды, считали, что общество возникло на основе «общественного договора» между людьми и развивается естественным путем. В XIX в. объективный идеалист и диалектик Гегель вводит понятие гражданского общества, рассматривая его как «зависимость всех от всех» на основе достижения социальных интересов. Он попытался отразить его в виде необходимого процесса развития абсолютной идеи как «постепенное восхождение к свободе». Фейербах определял гражданское общество как совокупность индивидов, объединенных природной субстанцией. Проблемам общественной жизни большое внимание уделялось в русской социально-философской мысли (Герцен, Чернышевский, Соловьев). В целом же социально-философская мысль XVII – XIX в.в., как и предыдущих эпох, выдвинув отдельные рациональные положения, оставалась в целом в рамках идеалистических и утопических представлении об обществе, в основе которых лежало признание первичности сознания (в каких бы формах оно не выступало – Бога, индивидуального или коллективного человеческого разума и др.) по отношению к общественному бытию людей, т.е. к реальному процессу их жизни. Новым этапом в разработке социальной философии явилось материалистическое понимание общества и его истории, выработанное основоположниками марксизма. Согласно ему общество - не простая сумма индивидов, а система «тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу», прежде всего экономических, составляющих объективную, т.е. материальную основу жизни и деятельности людей, их общественное бытие. Таким образом, не сознание людей определяет их общественное бытие, а наоборот, общественное бытие людей определяет их общественное сознание. Рассматривая развитие общества как естественноисторический процесс, в котором действуют и проявляют себя специфические социальные законы, Маркс и Энгельс разработали учение об общественно-экономических формациях, определяющей роли материального производства в жизни общества, решающей роли народных масс в общественном развитии и другие важные положения. 2. Понятие природы употребляется в социальной философии в двух основных смыслах. В широком смысле – это весь материальный мир в многообразии его форм, включая и общество. В узком смысле – это совокупность материальных систем, которая относительно противостоит обществу, как относительно обособившейся и развивающейся по собственным законам части материального мира. Именно в таком смысле мы, прежде всего, и будем его употреблять. Общество – это целостная самоорганизующаяся система взаимодействий людей в процессе осуществления их специфической жизнедеятельности. Наиболее устойчивыми и значимыми формами выступают общественные отношения, в которых индивидуальное сведено к социальному. Жизнедеятельность и развитие общества происходят в органическом единстве с природой, частью которой оно является. Во-первых, человек и общество связаны с природой своим происхождением, поскольку «вышли» из природы в результате ее длительной эволюции. Во-вторых, относительно выделившись из природы, они продолжают зависеть от нее, поскольку само их существование обеспечивается обменом веществ и энергией с природной средой. В-третьих, природа дает обществу необходимые для осуществления производственной деятельности силы и материалы. В-четвертых, как среда обитания и материальная основа для производственной деятельности природа влияет на темпы развития производительных сил общества, а в отдельных случаях и на направление этого развития. В-пятых, вся история общества представляет собой , в конечном счете, историю «покорения» природы человеком. Наконец, в-шестых, взаимодействие общества и природы имеет для человека не только производственное, но также нравственное, эстетическое и научное значение. Человек и общество прежде всего взаимодействуют с той частью природы, которая вовлечена непосредственно в процесс человеческой жизнедеятельности. Эта часть природы получила отражение в понятии «географическая среда». При этом общество (человек), осуществляя свою историческую жизнедеятельность, постоянно раздвигает границы своего взаимодействия с окружающей его природной средой, в результате чего и само понятие географической среды не остается неизменным, постоянно расширяясь. Географическая среда влияет на общество не только прямо и непосредственно, но, прежде всего, опосредствованно, через общественное производство, связывающее между собой природу и общество. При этом влияние географической среды на общество и его развитие порой бывают столь велики, что ряд ученых в XVIII-XIX вв. (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Л.И. Мечников и др.) разрабатывали теории, составившие направление в социологии, называемое «географическим детерминизмом». Согласно им именно географические условия − климат, особенности почвы, наличие других природных ресурсов − оказывают определяющее влияние на психические особенности людей и даже на весь уклад общественной жизни. Однако, при всей огромной значимости географической среды для жизни людей, роль ее в развитии общества, во-первых, не является определяющей и, во-вторых, исторически меняется. Анализируя эту роль, К. Маркс выделял в естественной среде обитания человека две группы явлений: 1) естественные источники средств существования (дикие растения, плоды, животные и т. д.); 2) естественные богатства средств труда (водные пути, энергетические ресурсы, природные ископаемые и т.п.). На ранних этапах развития человечества, когда производительные силы находились на низком уровне развития, люди в большей степени зависели от естественных источников средств существования. По мере же развития и совершенствования орудий труда, знаний и навыков зависимость людей от этих естественных источников жизни ослабевает (хотя никогда не прекращается), одновременно возрастает роль естественных богатств средств труда. Взаимодействуя с географической средой, обществов большей или меньшей степени изменяет, преобразует ее, приспосабливая к своим потребностям, создавая тем самым так называемую вторую, «очеловеченную» природу, охватывающую не только неодушевленные предметы, созданные человеком, но также растения и животные, выведенные человеком благодаря искусственному отбору или созданные им путем генной инженерии. В связи с этим вместо понятия географической среды все чаще употребляется теперь более широкое понятие «окружающая среда», в содержание которого входит не только естественная, но и искусственно созданная людьми среда их обитания. Вся жизнь и развитие человека протекают в определенной среде обитания, то есть во взаимодействующей с ним части природы. Характер и темпы воздействия человека на природу обусловливаются уровнем развития производительных сил, состоянием науки и техники. На современном этапе развития науки и техники деятельность человека приобретает характер геологической и даже космической силы. При этом крайне важными становятся не только ближайшие последствия, но и дальние, трудно предвидимые, а зачастую и вообще непредвидимые результаты воздействия на окружающую среду. В настоящее время можно констатировать, что вмешательство человека в природу зачастую приводит к нарушению естественного равновесия и к тем необратимым изменениям в природной среде, которые отрицательно сказываются и на обществе, и на каждом человеке. Перед человечеством во весь рост встала и стала глобальной экологическая проблема. Суть ее в том, что нарушение естественного равновесия, отравление водных и воздушных ресурсов отходами производства и т. д. приняло угрожающие масштабы и становится опасным для здоровья и жизни человека. Помимо постоянного взаимодействия с природной средой, необходимейшим условием нормального функцио-нирования и развития общества является народонаселение, т.к.плотность населения, его структура, в том числе возрастная, темпы его роста и др. факторы, которые несомненно оказывают большое влияние на на развитие производительных сил и ход исторического процесса в целом. Некоторые ученые даже считали эти факторы опре-деляющими общественную жизнь, отводя им прогрессивную или регрессивную роли развитии общества. Так, например, английский священник и экономист Мальтус открывший закон опережающего роста численности и плотности населения по отношению к росту необходимых для жизни людей материальных благ, полагал, что постоянно растущее перенаселение Земли грозит человечеству нищетой и бедностью. Выход он и его последо-ватели видят в оправдании различных способов сокращения населения, особенно в особо густонаселенных регионах, в том числе таких, как эпидемии, природные катастрофы (наводнения, землетрясения) и даже локальные войны. 3. Согласно материалистическому пониманию истории, основой (фундаментом) жизни и развития общества выступает материальное производство, т.е. производство материальных благ, поскольку: 1) переход от приспособительного к преобразовательно-производственному характеру жизнедеятельности наших предков обеспечил, в конечном счете, «выход» их из животного состояния в общественное; 2) производство материальных благ обеспечивает процесс постоянного воспроизводства самой жизни людей, без чего вообще невозможно существование общества: 3) В процессе материального производства между людьми объективно, т.е. помимо их воли и желания, складываются особого рода отношения (производственные), которые в силу этого могут быть охарактеризованы как материальные и выступают объективной основой (по Марксу, «экономическим базисом») существования и развития всех других общественных отношений (по Марксу, «идеологической надстройки») и всех форм общественного сознания. Следует, однако, иметь в виду, что «материальное производство как таковое» - это только теоретическая абстракция. В реальной жизни общества оно всегда выступает в конкретных исторических формах, получивших название способа производства материальных благ. Способ производства – одно из основных понятий материа-листического понимания истории, введенное К.Марксом для характеристики исторически складывающихся уров-ней развития материально-производственной деятельности людей, обусловленных достигнутым состоянием их производительных сил и соответствующих импроизводственных отношений. Производительные силы – это те силы, которые активно участвуют в процессе материального производства. К ним относятся люди с их знаниями, умениями, навыками, а также средства производства, включающие в себя средства труда, основу которых составляют орудия труда, и предметы труда. Производительные силы составляют содержание способа производства, конкретно-исторической формой которого выступают производственные (экономические) отношения Производственные отношения – это отношения, складывающиеся в процессе производства между людьми, прежде всего большими социальными группами, классами. В структуру производственных отношений входят: 1) отношения к средствам производства, выражающиеся в формах собственности на них; 2) отношения обмена деятельностью на основе общественного разделения труда; 3) отношения по поводу распределения, обмена и потребления произведенных материальных благ. В развитии способа производства действует закон взаимного соответствия его сторон, суть которого состоит в следующем. В способе производства производительные силы и производственные отношения выступают как диалектические противоположности, а отношение между ними – как диалектическое противоречие. При этом производительные силы в связи с их значительно большей динамичностью, чем у производственных отношений, являются активной и потому определяющей стороной этого противоречия. Постоянно изменяясь, они рано или поздно нарушают указанное соответствие, в результате чего производственные отношения, ранее способст-вовавшие активному росту производительных сил, становятся тормозом такого роста. Противоречие между сторонами способа производства обостряется, что с необходимостью приводит к его разрешению, проявляющему-ся в смене одного исторического способа производства другим. Происходит это посредством смены старых производственных отношений, отставших от нового качественного уровня производительных сил, новыми, соответствующими этому уровню, что в свою очередь создает вновь простор для возобновления быстрого роста производительных сил.
Лекция 13. Общество как саморазвивающаяся система 1. Понятие общественно-экономической формации. Развитие общества как естественноисторический процесс. 2. Цивилизационный подход к обществу и его истории. Культура и цивилизация. 3. Проблема общественного прогресса и его критериев. 4. Глобальные проблемы современности.
1. История человеческого общества, согласно диалектико-материалистическому пониманию истории, представляет собой закономерный процесс движения по определенным, качественным ступеням, которые основоположники этой концепции Маркс и Энгельс называли общественно-экономи-ческими формациями. Понятие «общественно-экономическая формация» характеризует общество как целостный организм, находящийся на определенной ступени развития, обусловленной исторически сложившимся способом производства материальных благ. Каждая общественно-экономическая формация представляет собой исторически саморазвивающуюся иерархически организованную социальную систему, структура которой постоянно находится в состоянии неустойчивого равновесия. В фундаменте этой системы лежит экономическая сфера жизни общества, основу которой составляет способ производства материальных благ. Маркс называл эту сферу «реальным базисом общества», над которым возвышается определяемая им, но лишь в конечном счете, идеологическая «надстройка», включающая в себя такие сферы общественной жизни, как социальная, политико-правовая, и духовная. Надстройка обладает относительной самостоятельностью по отношению к базису и может активно влиять на него. Как уже отмечалось, базис играет первичную по отношению к надстройке роль в функционировании и развитии общества, поскольку он порождает и определяет ее. Именно изменения в базисе с необходимостью приводят к изменениям в надстроечных сферах общественной жизнедеятельности и, в конечном счете, к смене одной общественно-экономической формации на другую, более прогрессивную. Однако надстройка никогда не остается пассивной по отношению к своему базису, а активно воздействует на него, способствуя или же препятствуя укреплению и развитию базиса. Порой такое воздействия столь велико, что без определенных изменений в надстройке (например, в изменении типа государства и правовых норм) развитие экономического базиса становится почти невозможным и в нем наступает период стагнации (застоя). Следует, тем не менее, иметь в виду, что даже в этих случаях необходимость надстроечных изменений определяется появлением кризисных состояний в базисе. Активная роль надстройки объясняется, прежде всего, тем, что она вместе со своими элементами функционирует и развивается не только по общесоциологическим, но и по собственным, специфическим для каждой из ее сфер законам. Анализируя историческое развитие общества, Маркс выделил четыре уже существовавших к тому времени основных типов общественно-экономических формаций (первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) и теоретически обосновал появление новой, приходящей на смену капитализму, коммунистической формации. Смена общественно-экономических формаций, по Марксу, происходит объективно и закономерно на основе вызревания, обострения и разрешения их внутренних противоречий, определяющим из которых выступает основное противоречие способа производства материальных благ. Это дало ему основание для характеристики развития общества как естественно-исторического процесса. Учение об общественно-экономических формациях имеет важное методологическое значение, выявляя генеральную линию мировой истории, подводит к научно-обоснованной ее периодизации и создает, тем самым, возможность конкретно-исторического анализа общества и перспектив его развития. 2. Понятие «цивилизация» зародилось во Франции в середине 18 века и обозначало идеальное устройство человеческого общества. Оно связывается с особой социальной организацией общества. Цивилизация – следующая за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к плановым, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры. В истории философии существовали различные толкования понятия цивилизации. Так, Ф.Энгельс рассматривал цивилизацию как конкретный этап общественного развития, наступивший в жизни людей после эпохи варварства. Для нее характерно появление городов, письменности, социальное, а не кровно-родственное и половозрастное разделение, а также формирование национально-государственных образований. А.Тойнби и П.Сорокин понимают цивилизацию как определенную ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов, а О. Шпенглер истолковывает ее как конечный момент в развитии культуры того, или иного народа или региона, означающий ее кризис. К. Ясперсом же она интерпретируется как ценность всех культур, что подчеркивает их единый общечеловеческий характер. Однако необходимо различать понятия культуры и цивилизации. Согласно Канту, цивилизация начинается с установления человеком внешних правил своей жизни и поведения. Культуру он связывает с внутренними нравственными принципами, которые обладают практической силой и определяют общепринятые нормы, ориентированные не на идеалы разума, а на моральные основания самого человека, его совесть. Такой подход Канта актуален в настоящее время, когда наблюдается потеря цивилизованности в поведении, в общении людей, остро встала проблема культуры человека и общества. Обычно цивилизация отождествляется с высоким уровнем материально-технической деятельности человека, экономических и политических отношений и учреждений, а культура – с проявлением духовной сущности человека. Но возможна и обратная комбинация, когда цивилизация трактуется как высшее проявление духовной сущности человека. Но во всех случаях понятия культура и цивилизация тесно связаны друг с другом, и в основе этой связи лежит определенная концепция культуры. При всем многообразии подходов к определению соотношения культуры и цивилизации основным является представление о цивилизации как о более внешнем, по сравнению с культурой, слое человеческого бытия. Цивилизация воплощает в себе технологический аспект культуры. Главное в цивилизации – непрерывная смена технологий для удовлетворения растущих потребностей и возможностей человечества при законодательном обеспечении этого процесса. Под цивилизацией следует понимать, с одной стороны, уровень развития культуры и общества в целом, а с другой стороны, способ освоения материальных и духовных культурных ценностей, который определяет всю общественную жизнь, ее специфику, что позволяет судить о ней как об определенной цивилизации. Эти признаки также позволяют увидеть различие культуры и цивилизации. С древних времен сложились, например, Восточная и Западная цивилизация. В России сложилась уникальная связь Восточной и Западной цивилизации. В наше время образовалась особая отрасль знаний – цивилизационные исследования, цель которых охватить все накопленное наукой за предшествующие годы и дать прогноз относительно обозримого будущего. 3. Одним из центральных в социальной философии является вопрос об общественном прогрессе. Он тесно связан с такими основными вопросами истории, жизни общества, как причины и движущие силы общественного развития, перспективы человечества, судьбы различных социально-экономических систем, государств, классов, партий. Приступая к рассмотрению этого вопроса, необходимо уяснить прежде всего понятие «прогресс», отличив его от понятий «движение» и «развитие». Как известно, понятие «движение» означает в философии всякое изменение, включая обратимые и хаотические, т.е. не имеющие определенной направленности. Развитие - это процесс необратимых изменений, идущий по спирали. Направлением таких изменений выступает восходящая или нисходящая линия. Прогресс – это поступательное движение по восходящей линии спирали, от простого к сложному. Само слово «прогресс» латинского происхождения, оно означает движение вперед, успех. Противоположным по содержанию форме является понятие регресса, означающее движение по нисходящей линии от высшего к низшему, упадок, деградацию.
|