Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Введение. Современная цивилизация и философия 7 страница




3. Вся жизнедеятельность человека закрепляется в знаниях, нормах, оценках, традициях. В виде коллективных представлений и коллективного опыта она передается из поколения в поколение через прямое и опосредствованн­ное общение людей друг с другом. Индивидуальная психика приобщается к коллективным представлениям, фор­мируется у человека под влиянием собственной деятельности и коллективного опыта. Вот почему сознание по своей природе социально. Человек как субъект сознания фиксирует свое отношение к действительности, ориентируясь на уже накопленный опыт культуры данного сообщества: производственный, нравственный, познавательный, а также опыт общения.

Ученые-материалисты утверждают, что человек рождается как биологическое существо без готовых идей, нравственных принципов, эстетических оценок и других духовных особенностей. Врожденные биологические черты, генетический код составляют лишь предпосылки социального развития личности, оказывают определенное влияние на характер, темперамент, здоровье человека. Сознание же, все духовные черты личности формируются только под влиянием взаимодействия с социальным миром. Чтобы пройти путь от первобытной обезьяны до ра­зумного человека, понадобилось более 2,5 млн. лет. А чтобы подняться от костра пещер до атомной энергетики, космических полетов, компьютерной техники и химического синтеза полимеров — всего лишь 40 тыс. лет. Это объясняется тем, что прогресс человечества стал опираться не на биологические изменения, а на законы общественного развития.

Сознание человека не может проявиться вне общества, вне и независимо от него. Оно – функция, «свойство» не только индивида, но и общества как социальной формы движущейся материи. Биологическая эволюция создает лишь биологические предпосылки возможности появления человеческого сознания, которое действительным ста­новится только в обществе. Вне общества нет и не может быть сознания. Становление человека и человеческого сознания предполагает, чтобы человек с детства, с момента своего появления на свет был включен в сложную ткань социальной жизни, в процесс усвоения им условий своей жизни. При этом среди социальных условий, кото­рые активно формируют сознание человека, следует особо выделить подражание как активный процесс усвоения формирующейся личностью общечеловеческого совокупного опыта.

Если же человек с раннего детства лишен этого, то процесс формирования его сознания становится невозмож­ным, о чем свидетельствуют многочисленные факты. Приведем лишь некоторые из них. В XVI веке индийский император Акбар поместил ради эксперимента группу детей из разных стран в башню, содержал их несколько лет вне человеческого общения. Затем комиссия должна была узнать, какую религию каждый из них исповедует. Кроме нечленораздельного мычания ничего добиться от них богословы не смогли. Мозг детей не был развит, время упущено невозвратно. В Германии в 1828 г. был обнаружен мальчик, Каспар Хаузер, который по неизвестным причинам был замурован в погреб и прожил там 1б лет. Он остался животным, человеческое сознание у него не развилось. В Индии в 1920 году были найдены две девочки Амала 7 лет и Камала 5 лет, которые выросли в логове волчицы. Первая из них вскоре умерла, вторая же прожила среди людей до 17 лет. Однако попытки обучить ее речи, прямой походке и другим формам человеческого поведения почти ни к чему не привели.

Напротив, дети, казалось бы, самой природой в большой степени лишены возможности «вхождения» в обще­ство в силу значительной или даже полной потери зрения, слуха и речи, все же приобретают способность формировать в себе полноценные человеческие качества, включая сознание. Это происходит в тех случаях, когда удается найти способы связи их с социокультурной средой. Об этом свидетельствуют результаты поистине тита­ни­ческой работы, проводимой в Сергиево-Посадском специализированном интернате. Его воспитанники стали уче­ным, писателем, приобрели другие профессии, в том числе и с связанные с интеллектуальным трудом.

Таким образом, общественно-исторический характер сознания обусловлен, во-первых, тем, что оно – продукт общества, т.е. материально-производственной, познавательной, художественно-эстетической и других видов дея­тельности общественного человека, всех предшествующих поколений людей. Во-вторых, тем, что оно формиру­ется как отражение общественного бытия, реального процесса жизни людей. Даже природа становится объектом познания в той мере, в какой она очеловечивается, включается в сферу практической деятельности чело­века. В-третьих, оно существует в исторически сложившихся в процессе жизнедеятельности общества материаль­ных формах естественных и искусственных языков, определенного понятий­ного аппарата, приемов и законов мышления, мыслительных операций. Наконец, в-четвертых, тем, что источником и основой функционирования сознания является общественно-историческая деятельность людей, практика. Оно единственно возможно в саморазвивающейся системе «общество – индивид». Человеческая дея­тельность (а она всегда носит общественный характер) есть универсальный способ существования сознания. Соз­нание, следовательно, с самого начала есть об­щественный продукт и останется им, пока вообще существуют люди.

 

Лекция 11. Философия о природе и формах познания

 

1. Проблема познаваемости мира. Агностицизм и его гносеологические корни.

2. Практика и ее роль в познании. Субъект и объект познания, их взаимосвязь.

3. Чувственное и логическое познание, их формы и взаимосвязь.

1.Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс познания тайн бытия – неотъем-лемая часть жизнедеятельности человечества, его великая гордость и, нередко, великая скорбь. Задумываться над тем, что такое познание человек стал уже в глубокой древности. Со временем сознательная постановка этой проблемы нашла свое воплощение в философии. Теория познания, или гносеология оформилась в качестве одного из фундаментальных разделов философского знания.

Как известно еще из первой части курса, основной вопрос философии имеет две стороны. Первая его сторона (онтологическая) состоит в том, что считать первичным и что вторичным – материю или сознание? Вторая сто­рона (гносеологическая) решает вопрос о том, является ли содержание нашего сознания верным отражением дейст­ви­тельности или в нем имеет место такое содержание, которое не определяется внешним миром. Другими словами: познаваем ли мир, и если да, то насколько и каким образом?

Различные философские системы по-разному решают проблему познаваемости мира. В первом семестре, когда мы рассматривали историю становления и развития основных философских направлений, эта важнейшая философская проблема уже была предметом нашего пристального внимания. Напомним только, что объективный идеализм (например, Платон, Гегель и др.) положительно решает проблему познаваемости мира. Это вытекает из его основной философской посылки: первоначальное тождество, образующее основу мира, есть тождество мышления и бытия. Мышление при этом рассматривается не только как субъективная человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная первооснова всего мира. Мир в основе своей разумен и развивается по законам, внутренне присущим разуму. Понятно, что разум может познать свою сущность. Материализм, начиная еще с Демокрита, также, как правило, признавал принципиальную познаваемость мира, отстаивая основной прин­цип гносеологического оптимизма: в мире всегда было, есть и будет огромное число непознанных явлений, но ни одно из них нельзя признать принципиально непознаваемым.

Существовали и существуют противоположные философские учения, считающие объективное познание мира принципиально невозможным. Они характеризуются как гносеологический пессимизм или агности­цизм (греч. «а» - отрицание, «гносис» - знание»). Исторически агностицизм уходит корнями в скептицизм древних (Пиррон, IV—III вв. до н. э.), доводя его до логического завершения.

Теоретические основы агностицизма разработал английский философ XVIII века Д. Юм. Он рассуждал сле­дующим образом: все, что я получаю из окружающего мира, – это чувственные ощущения и восприятия, а откуда они появились, я не знаю, и знать не могу. Возможно, что за ними и скрываются вещи, как уве­ряют материалисты, а, возможно, что и нет. Чтобы проверить, существует ли нечто за пределами наших ощущений, мы должны обратиться к опыту. Однако в данном случае опыт совершенно бессилен помочь делу. Чтобы решить та­кую задачу, необходимо сравнить наши восприятия, мысли спредметом, но мы не можем этого сделать, так как предметы ни­когда не даны нам сами по себе – они могут быть представлены лишь в форме наших же ощущений. По­этому чело­век в своей деятельности может ориентироваться только на веру и привычки, а не на знания.

Другая разновидность агностицизма представлена в учении И. Канта. Он полагал, что объек­тивно существуют вещи, обладающие собственными сущностями («вещи-в-себе»). Однако истинная их природа принципиально не­доступна нашему познанию. О том, каковы вещи сами по себе, мы абсолютно не знаем, а знаем только их явле­ния («вещи-для-нас»), то есть те представления, которые они производят, воздействуя на наши органы чувств и ор­гани­зуясь с помощью пространства и времени, которые рассматриваются как априорные (доопытные) форм чело-вече­ского созерцания.

В философии XX века агностицизм характерен для различных школ позитивизма и прагматизма. Гносеологи­ческие (познавательные) корни агностицизма состоят в том, что его представители абсолютизируют имеющие ме­сто в процессе познания ограниченность, относительность и субъективизм человеческого знания. Для агностиков процесс познания есть движение только относительных истин, в котором абсолютной истине нет места.

Современный материализм вопрос о познаваемости мира решает положительно. Он отстаивает мнение, что независимо от сознания существует материальный мир, который отражается нами в процессе познания. При этом неполное, неточное знание становится все более полным и точным. Принципиального раз­личия между явлением и «вещью в себе» (Кант) нет. Различие есть лишь между тем, что познано, и тем, что пока еще не познано, причем она постоянно уменьшается, хотя и никогда не может окончательно исчезнуть в силу бесконечности самого мира и процесса его познания. В этом бесконечном процессе происходит взаимодействие субъекта и объекта познания.

 

2. Когда говорят о субъекте познания, то обычно понимают отдельного человека, способного постигать мир лишь благодаря своей природной способности чувствовать (ощущать) и мыслить. Отсюда следует, что для осуществления познания достаточно лишь пассивно созерцать окружающий мир, а затем мысленно обработать данные такого созерцания. При таком подходе проблема возникновения способности человека познавать мир по существу выносится за рамки теоретического познания.

Простого утверждения, что человек – субъект познания, явно недостаточно, необходимо еще выяснить, что делает его таковым. Человеку, безусловно, присущи свойства природного существа, но он при этом, в отличие от других животных, будучи существом общественным, создает вторую, социальную природу — культуру, цивилизацию. Посредством своей практической деятельности, прежде всего труда, он не просто присваивает пред­меты природы, а изменяет их соответственно своим потребностям, создавая необходимые условия своего существования и развития. Одновременно он творит и себя как человека, в том числе и свои познавательные спо­собности.

Таким образом, практика, представляющая собой целенаправленную, общественно-историческую по своей сущности и преобразовательную по своему содержанию деятельность, делает человека действительным субъектом познания окружающей его действительности. При этом важно подчеркнуть, что, в конечном счете, та­ким субъектом выступает в силу общественно-исторической сущности человека не столько отдельный индивид, сколько общество. Сама практика при этом выступает в огромном разнообразии своих видов, которые, в конечном счете, можно свести к следующим формам: 1) материально-производственная деятельность; 2) социально-преобразовательная деятельность; 3) особая форма практической деятельности в науке – эксперимент.

Может возникнуть вопрос: разве познает сразу все человечество, а не отдельные люди – Пифагор, Аристо­тель, Ньютон, Эйнштейн? Понятно, общество не может существовать без отдельных людей, обладающих индивидуаль­ными особенностями и способностью к познанию. Но отдельные люди могут стать субъектом познания лишь бла­годаря тому, что они вступают между собой в определенные общественные отношения, обладают орудиями и средствами производства, доступными им на данной ступени социальной организации. Уро­вень познания определяется не только природными индивидуальными особенностями людей, но, прежде всего, созданными в их совместной практической деятельности общественными условиями и возможностями. Как ни ге­ниален был Нью­тон, но теории относительности он создать не мог. Уровень развития общественной практики и по­знания для этого был еще совершенно недостаточен.

Объективно бытие идей существует как мир материальной и духовной культуры. Субъективно, по отношению к отдельному индивиду, идеи выступают как нечто надындивидуальное. Субъектом чувственного познания и мышления, несомненно, является индивид, но условия, направления и формы познания определяются обществен­ным развитием данной эпохи. Таким образом, субъектом познания является общественно-исторический человек.

Объект познания также является общественным по своему характеру. Современный материализм настаивает на признании существования предметов внешнего мира независимо от сознания человека. Но он рассматривает пред­меты внешнего мира не только в качестве объектов созерцания или абстрактно-теоретической деятельности, но и деятельности предметно-практической.

Объект познания это не любой предмет природы, а лишь такой, который включен в сферу деятельности (прежде всего – практической) человека. Сам по себе, как объективная реальность, он существует независимо от созна­ния человека, но становится объектом познания тогда, когда вступает во взаимодействие с его субъектом. Та­ким образом, объект – это лишь часть объективной реальности. И атом, и электрон суще­ствовали всегда, но объек­том познания они стали только на определенной ступени развития общества.

Понятия «объективная реальность» и «объект» различны по содержанию. Первое характеризует все сущест­вующее независимо от нашего сознания и в качестве своей противоположности полагает сознание. Понятие «объ­ект» включает в себя только то из объективной реальности, что на данном этапе исторического развития общества стало предметом теоретической и практической деятельности человека. Его противоположностью является не соз­нание, а субъект, который явления и вещи объективной реальности превращает в объект своей деятельности. Ма­териализм исходит из признания неразрывного единства объекта и субъекта. Указывая на реальное существование объекта познания, он настаивает и на активной роли субъекта, общественного человека.

Наряду с отмеченными выше ролями субъекто- и объектообразующего факторов, практика выполняет в процессе познания еще целый ряд важнейших функций, пронизывая все ступени, стороны и формы познаватель­ной деятельности. Что же это за функции?

Прежде всего, практика выступает основой познания, потому что только изменяя объект познания, целена­правленно ставя его в различные отношения с другими предметами, субъект обретает возможность выйти за рамки внешне наблюдаемых его признаков, открывать свойства, которые вне такого активного взаимодействия невозможно даже обнаружить, что позволяет сделать первые шаги от явления к сущности. К тому же практика обеспечивает познание необходимыми средствами (приборами, оборудованием и т.п.), без которых оно не может быть успешным.

Практика является также движущей силой познания, потому что весь познавательный процесс обусловлива­ется, в ко­нечном счете, ее целями и потребностями. Так, математические знания возникли из необходимости изме­рять земельные участки, вычислять площади и объемы и т.п., астрономические – из необходимости ориентиро­ваться по звездам во время длительных морских путешествий и т.д.

Практику можно считать и конечной целью познания прежде всего потому, что все добываемые человеком знания предназначены в конце концов для их использования в практике с целью сделать ее более совершенной и продуктивной, как в плане создания лучших условий существования, так и в плане расширения и углубления ее по­знавательной роли.

О выполнении практикой еще одной функции – критерия истины – речь пойдет ниже при рассмотрении четвертого вопроса темы.

 

3. Таким образом, в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе практики осуществляется процесс познания. Традиционно в этом процессе выделяют две стороны (зачастую их называют ступенями познания) – чув­ственную и рациональную (логическое мышление).

Простейшим чувственным образом окружающего мира яв­ляется ощущение. Ощущение – это отражение органами чувств отдельных свойств предмета. Окружающий человека мир предстает в ощущениях как бы разло­женным на совокупность внешних признаков: зрительные ощущения несут информацию о форме, цвете, местоположении объекта в пространстве; слуховые сообщают о том, является ли объект «немым» либо так или иначе звучащим; обоняние доставляет сведения о запахах, осязание – о твердости, температуре и т.д. Ощущения отра­жают объективные свойства вещей, имеют своим источником объективную реальность. Они не являются чем-то неизменным раз и навсегда данным человеку. Показания органов чувств в процессе историческою становления человека изменялись, они становятся более полными, точными, что обусловлено прежде всего развитием общественной практики человека.

Пять органов чувств – не дар природы, а продукт длитель­ного исторического развития. Человеческий глаз видит иначе, а человеческое ухо слышит по-другому, чем видит и слышит животное. В своих ощущениях человек отражает окружающий мир во-многом субъективно, индивидуально. Нет двух людей, ощущения которых абсолют-но бы походили друг на друга. Это обусловлено прежде всего бесконечным разнообразием индивидуальной дея-тельности людей в структуре обществен­ной практики. Художник, музыкант, шофер слышит н видит то, что недо-ступно зрителю, слушателю, пассажиру и т.д. Не последнюю роль играют здесь и наследственные особенности человека, его генетическая программа. В ощущениях каждо­го человека своеобразно и неповторимо дан окружаю-щий мир. Этот образ мира настолько индивидуален, что это дало повод Г. Гей­не сказать: «С каждым человеком умирает целая вселенная».

Видимая субъективность человеческих ощущений явилась причиной убеждения еще античных философов в том, что цвет, запах, звук, теплое, холодное т.д. существуют только во мнениях людей, т.е. субъективны. Спустя почти две тысячи лет ту же мысль отстаивал английский философ XVII в. Д. Локк в своем учении о «первич­ных» и «вторичных» качествах вещей. Ошибка этой концепции состоит в том, что ее представители абсолюти­зируют субъективный момент в ощущениях, не умеют распоз­нать за их субъективностью моменты объективного знания, которые в них имеются.

Следующим шагом постижения истины в пределах чувст­венного знания является восприятиецелостный чувственный образ предмета на основе синтеза ощущений. Восприятие дает бо­лее точное знание природы вещей. Например, иногда искусно сделанное яблоко по виду ничем не отличается от настоящего. Чтобы понять, что это муляж, нужно его пощупать, поню­хать, а то и попробовать.

Важно усвоить, что органы чувств человека не просто особым образом преобразуют энергию внешнего раз­дражителя, а преобразуют объективную энергию. Если не принимать во внимание это обстоятельство, то можно прийти к точке зрения, которую отстаивали в XIX веке известные немецкие естествоиспытатели Мюллер и Гельмгольц и их последователи. По их мнению, для наших органов чувств не имеет значения природа энергии, так как глаз, например, всякую энергию преобразует в свет, ухо – в звук и т.д. Так, солнечную энергию глаз воспринимает как свет, но так же он может воспринимать и механический удар, говорят же: «Из глаз посыпались искры». Поэтому, мы не можем говорить, что восприятия аде­кватно отражают внешний предмет. Ощущения и вос­приятия – лишь символы, иероглифы, знаки предметов. Мир восприни­мается таким не потому, что он в действи­тельности таков, а потому, что таким, а не иным образом устроены наши орга­ны чувств. Если бы человек имел другие органы чувств или имел их в другом количестве, то и мир предстал бы перед ним иным. Против этого взгляда можно выдвинуть такой аргумент: органы чувств человека возникли не вдруг, а в процессе биологической эволюции и социально-практической деятельности. Если бы наши органы чувств давали неверные сведения о мире, то человек как живое существо вряд ли мог бы выжить.

Высшая ступень чувственного знания – представление. Представление – это восстановление в памяти в чувственной форме того, что было когда-то объектом восприятия. С ощуще­нием и восприятием представление роднит его чувственный характер. Но представление существенно отличается от вос­приятия. Во-первых, оно вы­зывается памя­тью при отсутствии объекта в поле непосредственных ощуще­ний, тогда как восприятие всегда явля­ется следствием непо­средственного воздействия объекта на органы чувств. Во-вто­рых, представление оказывается уже не чисто чувственным образом объекта, а таким отражением его, которое в извест­ной мере «преобразовано» деятельностью сознания и тем самым несет в себе элемен­ты обобщения и опосредствования. Поскольку представление есть восстановление в памяти объекта прошлого восприятия, то оно по сравнению с ощущением и восприятием теряет в жи­вости, яркости, но зато в нем улавливаются черты и свойства предмета, которые представляются существенными в свете индивидуального опыта субъекта.

Наличие представлений в памяти человека дает ему воз­можность сравнивать объект, непосредственно воспри­нимае­мый в данное время, с представлениями об объектах, воспри­нимавшихся им ранее, на которые новое восприятие накла­дывается, как на определенные шаблоны. На основе такого сравнения человек приобретает спо­собность су­дить о всяком вновь воспринимаемом объекте по имеющимся уже у него представлениям.

Важно также подчеркнуть, что представление содержит в се­бе противоречие. Хотя оно и является одной из форм чувственного познания, но вместе с тем несет в себе элемент обобщения. Тем самым оно как бы выходит за рамки чувственного познания. Но не нужно это понимать таким образом, что представление есть нечто промежу­точное. Представление остается формой чувст­венного познания, но оно завершает ступень и тем самым об­наруживает тенденцию дальнейшего развития познания.

Совокупность представлений об объектах, воспринятых в разное время, является основой становления рацио­нального познания, или логического мышления, которое также выступает в трех основных своих формах – понятиях, суждениях и умозаключениях.

Исходной формой логического познания выступает понятие. Процесс создания понятий, представляющий собой переход от чувственного уровня познания к логическому, совершается посредством операций абстрагиро­вания, обобщения и идеализации.В результате этих логических операций мы выделяем свойства и отношения в «чис­том», так сказать, идеальном виде, в каком они в самой природе могут и не встречаться и закреплением их в языке. Так возникает понятие, являющееся логической абстракцией, объединяющей в себе существенные признаки вещей. Из понятий как из элемен­тарных единиц мышления строятся все логические рассуждения.

Суждениеэто логическая связь понятий, посредством которой отражается зависимость между вещами, утверждается или отрицается что-либо о чем-либо.

Посредством умозаключениймы получаем новые суж­дения на основе уже имеющихся, что достигается путем примене­ния законов логики. Умозаключение обусловливает относитель­ную независимость от опыта, оно вы­ступает основным средством научного познания. Достаточно сказать, что на умозаключениях построено все здание науки.

В процессе познания чувственное и рациональное тесно связаны друг с другом. Их единство состоит в том, что чувства у человека всегда носят осмысленный характер, а логические рассуждения опи­раются на данные опыта. Вместе с тем, единство двух форм позна­ния не исключает их качественной специфики. Абстрактное мыш­ление но­сит опосредованный характер, т.е. связано с отображаемой действительностью только через чувственные формы,которые слу­жат для него исходным содержанием. Поэтому формой выражения абстрактного мышления является не образ, а знаковая система или язык. Это обусловливает относительную самостоятельность абстрак­тного мышления от чувственного материала: мысль человека как бы «отры­вается» от действительности, становится «свободной».

Наличие в познавательном процессе двух ступеней обусловило в истории философии борьбу двух течений: сенсуализмаи рациона­лизма.Суть сенсуализма в абсолютизации чувственного познания. Его тезис гласит: «Все, что есть в знании, получено из чувств». Рационализм, напротив, отстаивает особую роль разума как единственного и достоверного источника нашего знания: «Все, что есть в знании, получено из разума». При этом чувствам отво­дится лишь роль толчка для деятельности мышления.

Доктрины классического сенсуализма и рационализма были сфор­мулированы в философии Нового Времени (соответственно Д.Локком и Р.Декартом). Попытка синтеза этих крайних точек зрения была предпринята И. Кан­том в его учении о трех ступенях (фор­мах) познания: чувственности, рассудка и разума («Критика чисто­го разума»).

Большинство философов и исследователей науки рассматрива­ют процесс познания как диалектическое един­ство двух его сторон: чувственной и рациональной, хотя их соотношение меняется на разных уровнях познаватель­ной деятельности. Процесс познания идет от явления к сущности, от внешних свойств и отношений к постижению внутренних, относительно устойчивых связей явлений. От живого созерцания к абстрактному мышлению — такова логика движения процесса познания.

 

Лекция 11. Проблема истины и научное познание

1. Понятие истины, ее основные характеристики

2. Критерии истины.

3. Особенности научного познания и его структура.

4. Общенаучные методы познания.

 

1. Центральным вопросом теории познания является вопрос об отношении наши знаний к объективному миру. Этот вопрос рассмат­ривается в теории истины,критерии которой обсуждаются на протяжении многих веков в фи­лософии и науке. Решение его во многом зависит от общих мировоззренческих позиций.

Современная трактовка истины, которую разделяет большин­ство философов, сводится к следующему опреде­лению: истинаэто соответствие, адекватность наших знаний содержанию объекта познания.Это соответствие имеет ряд характеристик. Во-первых, характерной чертой истины является наличие в ней объектив­нойисубъективнойсторон. Истина достигается в противоречивом взаимодействии субъекта и объекта. Поэтому результат этого взаимодействия содержит влияние как субъекта, так и объекта. Истина по определению в субъекте, но она же и вне субъекта, В истине, таким образам, отражается единство объективной и субъективной составляю­щей познавательного процесса: без объекта знание теряет своя содержательность, а без субъекта — нет самого зва­ния. По своему источнику и содержаниюистина объективна. Это значит, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества. По своей форме истина всегда субъективна, так как во взаимодействии объекта и субъекта всегда участвует сознание. Когда мы говорим, что истина «субъективна», это значит, что она не существует помимо человека. Здесь необходимо уточнить различие между понятиями «объ­ективная истина» и «объективная реальность». Объективная реальность, мир существует неза­висимо от сознания субъекта, а истина всегда существует в сознании. Истина есть знание о реальности, а не сама реальность. Истина, таким образом, объективна по содержанию, и субъективна по форме.

Во-вторых, истина — всегда конкретна.Это значит, что любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими обстоятельствами. Обобщая сказанное, необходимо подчеркнуть, что объективная, абсолютная, относительная, и конкретная истина — есть одно и то же истинное знание.

В-третьих, истина характеризуется как относительнаяи абсолютная.Представление о том, что истина достигается не сразу, целиком, что постижение истины есть процесссложный и противо­речивый, формировалось у людей постепенно. Под абсолютной истиной понимается знание, которое не может быть опровергнуто даль­нейшим развитием познавательной деятельности. Иными словами, абсолютно совпадающее по своему содержанию с отображаемым объектом, полное, исчерпывающее знание об объекте. Такая истина существует только как предел, к которому стремится наше знание, как идеал познания. Под относительный истиной понимается неполное знание о том же самом предмете, которое достигается в конкретно-исторических условиях познания. Примером такого рода относительных истин можно считать теорию классической механики и теорию относительности. Классическая механика считалась истинной теорией без всяких ограничений, т.е. истиной в абсолютном смысле. С возникновением теории относительности оказалось, что ее уже нельзя считать исти­ной без ограничений. Знание относительно, потому что мир обла­дает бесконечной сложностью и находится в непрерывном развитии, в то время как на каждом уровне познания мы имеем дело с конечными формами. Ошибочно, однако, было бы полагать, что абсолютная и относительная истина исключают друг друга.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 139; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты