КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы обученияПри их характеристике мы опирались на классификацию, предложенную Ю. К.Бабанским, который выделяет три основные группы методов обучения: методы организации учебно-воспитательной деятельности; методы стимулирования учебно-познавательной деятельности; методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. В первой группе применяются: наглядные методы (исполнение музыкальных произведений или их отдельных фрагментов, показ иллюстраций, репродукций картин художников, рисунков на темы музыкальных произведений, фотографий композиторов, образных игрушек, музыкальных инструментов и др.); словесные методы (рассказ, беседа о музыке, о композиторах, об истории создания музыкальных произведений, вопросы детям, разъяснения и др.); практические методы упражнения в выполнении тех или иных способов действий, применяемых в разных видах музыкальной деятельности. Эти методы направлены на передачу педагогом информации и на ее активное восприятие и усвоение детьми. Все перечисленные методы имеют свою специфику и способствуют повышению эффективности обучения. Наглядные методышироко используются в обучении детей с проблемами. Наглядный материал должен быть доступным, убедительным, понятным для воспринимающего. Применение наглядности расширяет возможности познания. При этом качество его значительно улучшается, если в восприятии участвует максимальное количество органов чувств. Наглядный метод предполагает воздействие на все органы чувств — слух, зрение и др. Так, в обучении музыке широко применяются наглядно-слуховой метод, основанный на исполнении самим педагогом (или с помощью технических средств) музыкального произведения или отдельных его фрагментов для лучшего восприятия и запоминания детьми, а также с целью акцентирования внимания на некоторых выразительных особенностях произведения (например, изменениях темпа, ритма, смены частей, некоторых изобразительных моментах и т.д.). В музыкальном обучении детей эффективно использование разнообразной зрительной наглядности: дидактических пособий, карточек, рисунков, фотографий композиторов, художников, писателей, книжных иллюстраций, репродукций с картин художников, музыкальных инструментов, игрушек, театральных кукол, различных атрибутов (лент, мячей, флажков, элементов народного костюма и др.). Например, слушая мелодии с разным ритмическим рисунком, дети с нарушением слуха воспроизводят ритм хлопками, опираясь на графическое изображение длительностей. А в работе с детьми с умственной отсталостью следует для активизации познавательной деятельности использовать, например, показ разнообразного дидактического материала. В процессе музыкального обучения детей с проблемами в развитии полезно сочетать наглядные методы с активной исследовательской деятельностью при восприятии музыкальных произведений (словесное сравнение, анализ). Для наглядности в музыкальном воспитании очень широко используется в практике дидактическое пособие «музыкальная лесенка». Ориентируясь на высоту ступеней лесенки, ребенок учится соотносить звуки по высоте, овладевая понятием «высота звука». С помощью наглядно-предметных моделей дети гораздо быстрее осваивают также такие понятия, как «метроритм», «длительность», «направление движения мелодии» и др. Могут применятся различные виды наглядных методов. Так, например,у дошкольников с нарушением слуха при восприятии музыки могут использоваться наглядно-слуховой, наглядно-зрительный методы. Наглядные методы сочетаются с другими. В частности, показ наглядных демонстрационных материалов должен подкрепляться речевым воздействием. Слово педагога, поясняющее те или иные особенности музыкального искусства, сопровождающееся наглядностью, в большей степени способствует осознанию смысла воспринимаемой музыки, адекватному ее восприятию. В коррекционно-педагогической работе, как подчеркивает Н. М. Назарова, важно, чтобы наглядные методы сочетались с практическими, так как характерным для детей с нарушениями в развитии является предметно-практическое обучение, в основе которого создание специально организованной дидактической среды, стимулирующей познавательный интерес ребенка, его стремление к общению, к совместной деятельности. В ходе этой деятельности у него развиваются навыки речевого общения, учебно-познавательной деятельности, сенсомоторный опыт. Словесные методыпозволяют не просто передавать художественную информацию, но и определенным образом эмоционально настраивать ребенка, создавать атмосферу сопереживания, сочувствия тем настроениям, мыслям, которые выражены в музыкальных произведениях, вызывая отклик, интерес к явлениям, событиям илигероям, которым посвящена музыка. Среди словесных методов используются методы сообщения изакрепления знаний о музыке, о ее специфических особенностях, о средствах музыкальной выразительности, например о том, что музыка может звучать в разном темпе (быстро, медленно, очень быстро, очень медленно), в разных регистрах (высоком, среднем, низком) и т.д. С этой целью применяются беседа о музыке, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы и др. Рассказ, объяснение помогают педагогу донести до детей новую информацию. Рассказ, беседа должны по возможности сочетаться с наглядностью — показом иллюстраций, слайдов, звучанием музыкальных фрагментов и т.д. Это значительно повышает эффективность усвоения музыкального материала, делает его более понятным, «зримым». С помощью словесных методов обучения ребенок осваивает музыкальные термины, которые постепенно входят в его активный словарь. Он начинает ими пользоваться при общении со взрослыми и сверстниками, выражая свое отношение к определенным жанрам, видам музыки или отдавая предпочтение конкретному музыкальному произведению. С помощью слова педагог закладывает у детей основы музыкальной и общей культуры. Речь педагога всегда должна быть хорошо продуманной, эмоционально-выразительной (эмоционально окрашенной, интонационно-разнообразной), убедительной, доступной детям. Рассказывая о произведениях искусства, он должен увлечь ребенка, показать наиболее яркие особенности произведения, отображающие чувства, настроения людей, звуки, краски окружающей природы и т.д. Словесные методы могут широко применяться в работе почти со всеми категориями детей с нарушениями в развитии. Так, например, пояснения, уточнения, указания помогают детям с нарушением зрения лучше осознать содержание и выразительные особенности музыкального произведения, так как они дают им информацию об окружающем мире, словесно характеризуя эмоциональные отношения. В исследованиях Е.З.Яхниной показано, что при обучении детей с нарушением слуха наибольший эффект достигается, когда словесные методы опирается на наглядные, тактильно-вибрационные и кинестетические ощущения, связанные с восприятием музыки. Развитие восприятия музыки у таких детей осуществляется на полисенсорной основе: при слушании музыки используются зрительное восприятие игры педагога на инструменте, наблюдение за движением его рук, мимикой. Затем происходит восприятие на слух отдельных элементов музыки, которые могут также моделироваться различными движениями, например, быстрая музыка сопровождается быстрыми движениями кистей рук, медленная — плавными покачиваниями рук перед собой или над головой. У детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью наблюдается замедленность темпа восприятия, что отмечается И.В.Евтушенко, С.М. Мидовской, Е.А.Медведевой, в связи с чем дети не всегда адекватно реагируют на характер воспринимаемой музыки, не могут дать вербальную оценку музыкальному произведению. Поэтому организация восприятия музыки с такими детьми требует использования коррекционно-направленных приемов, подготавливающих их к данному процессу. Это может быть рассказ педагога, беседа о музыке и другие словесные методы в сочетании с наглядными (показом иллюстраций и др.). Практические методы обучения эффективны в случае освоения детьми способов музыкальных действий, например навыков пения, движения под музыку, приемов игры на музыкальных инструментах и др. Упражнения являются основным методом закрепления полученных знаний и выработки определенных умений и навыков, связанных сразличными видами музыкальной деятельности. Они очень разнообразны имогут решать самые разные задачи. Так, упражнения для развития слуха и голоса, используемые при обучении детей пению, представлены в таком замечательном учебном пособии, как «Музыкальный букварь» Н.А.Ветлугиной. Целая система разнообразных ритмических упражнений разработана с целью развития движений подмузыку. Известно, что, например, младшие дошкольники с проблемами в развитии, слушая энергичную, ритмичную музыку, воспринимают ее общее настроение в связи с определенным характером движения. Разнообразные двигательные упражнения под музыку позволяют им лучше почувствовать ее характер и те изменения, которые происходят в процессе звучания произведения. В музыкальном обучении детей с проблемами в развитии огромную роль играют ритмические упражнения, благодаря которым формируются двигательный самоконтроль и произвольность внимания. Это достигается в таких музыкально-ритмических композициях, как, например, «Игра с водой», «Собираем камешки», «Игра с мячом» и др., в которых не только совершенствуется координация движений, но и развивается функция воображения, закладываются основы для творческих проявлений детей. Полезны для детей упражнения по воспроизведению несложных ритмических рисунков на музыкальных инструментах. Это может быть воспроизведение ритмического рисунка простых знакомых детям песен, попевок или звукоподражаний, ритмически организованных, например, имитация крика кукушки (ку-ку, ку-ку), пения петушка (ку-ка-ре-ку), стука дождевых капель по крыше дома (кап-кап-кап), пропевание своего имени с одновременной игрой на инструменте (На-та-ша, Са-ша, Ка-тень-ка) и др. Отбор упражнений и их использование в работе с детьми осуществляются в соответствии с задачами обучения и с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Упражнения могут выполняться как самостоятельно, так и совместно с педагогом. У детей с проблемами в развитии обучение проходит более эффективно при умелом сочетании разнообразных методов. В работе с детьми с нарушением слуха активно используются словесные и наглядные методы в сочетании с практическими (двигательными): сначала детям рассказывают о музыкальном произведении, затем они наблюдают за тем, как педагог исполняет его на музыкальном инструменте (при этом дети могут почувствовать ритм музыки через тактильно-вибрационные ощущения, положив, например, руки на крышку звучащего рояля), а после этого — двигаются под музыку. При обучении детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью также возможна композиция наглядных, словесных и практических методов. Так, детям можно предложить отгадать «музыкальные загадки»: во время восприятия музыкальных произведений определить по характеру звучания музыки, кто в ней представлен (например, скачущий зайчик, играющая кошка, танцующий медведь и др.). При этом педагог загадывает словесные загадки об этих животных до начала восприятия музыки и для лучшей ориентации детей может предложить им картинки с соответствующими изображениями. После восприятия каждой из музыкальных пьес, изображающих животных, дети называют их или показывают соответствующие картинки. Затем им можно предложить показать характерными образными движениями под музыку то или иное животное по выбору. При нарушении зрения эффективны словесные методы в сочетании с совместными со взрослым практическими действиями ребенка, основанными на кинестетических ощущениях, например, в музыкально-ритмических упражнениях «Кукла пляшет», «Кукла спит». Применение словесных, наглядных, практических методов может носить репродуктивный и проблемно-поисковый характер. При этом один и тот же метод, в частности беседа о музыке, может использоваться и как репродуктивный — в случае, если от ребенка требуется лишь воспроизведение воспринятого материала, и как проблемный — если педагог ставит перед ребенком задачу поискового характера (например, на основе полученной информации сделать самостоятельный вывод о тех средствах выразительности, к которым обратился композитор при создании музыкального произведения). Репродуктивные методы способствуют запоминанию учебной информации и формированию у детей представлений о музыкальном искусстве, его особенностях, например, о видах и жанрах музыки, о свойствах музыкального звука, об отдельных средствах музыкальной выразительности (мелодии, темпоритме, динамике, регистрах и др.) и т.д., а также помогают развивать необходимые практические навыки в разных видах музыкальной деятельности: навыки восприятия музыки, пения, движений под музыку, игры на музыкальных инструментах. Эти методы основаны на показе, подражании образцу педагога. Участие детей с проблемами в различных видах музыкальной деятельности обязательно требует направляющей помощи педагога (в виде инструкций, советов, поддержки, подсказки, подкреплений), которая осуществляется с помощью речи и практических действий. Наряду с репродуктивными методами в музыкальном образовании широко применяются методы проблемного обучения, или проблемно-поисковые. Их основная цель — развить у детей навыки творческой музыкально-познавательной деятельности. Эти методы способствуют развитию гибкости музыкального мышления, творческого воображения, что несомненно имеет большое значение при восприятии музыки и включении детей в разнообразную музыкально-эстетическую деятельность. Проблемно-поисковые методы помогают развивать музыкально-творческие способности детей, реализовывать их потребности, связанные с различными видами музыкальной деятельности, направляют детей на поиск тех средств музыкальной выразительности, которые наиболее соответствуют поставленной задаче и позволяют передавать художественный образ при исполнении песенных импровизаций, собственных танцевальных композиций, при музицировании на детских музыкальных инструментах. Проблемность в художественном обучении может прослеживаться в самых разнообразных ситуациях, которые в процессе обучения создает сам педагог. Такие ситуации требуют от ребенка соответствующего умственного и психического напряжения, поскольку он не может решить задачу известным ему способом и это заставляет его искать новые варианты действий. Это может происходить, например, в ситуации сопоставления характера звучания двух контрастных музыкальных произведений (произведений Д.Б.Кабалевского «Вальс» и «Клоуны» и т.п.) или в ситуации выбора музыки соответствующего характера (например, выбора изпредложенных двух вариантов плясовой мелодии для мальчиков и для девочек и т.д.). Целесообразно для всех категорий детей с проблемами создавать различные педагогические ситуации, способствующие активизации мышления учащихся. Особенно важно это для детей с задержкой развития, с умственной отсталостью,поскольку в этом случае обеспечивается активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей (сравнение, обобщение образов художественных произведений). К методам стимулирования и мотивации учения, представляющим вторую группу методов, можно отнести дидактические игры, занимательные упражнения, создание ситуаций эмоциональных переживаний, метод поощрения, метод создания ситуации успеха в учебе, метод предъявления учебных требований и др. Играявляется методом стимулирования музыкальной деятельности и может служить прекрасным средством активизации процессов непроизвольного запоминания у детей, повышения ихинтереса к окружающему миру, к разнообразным видам музыкальной деятельности. Этот метод используется в процессе работы с детьми с такими нарушениями в развитии, как нарушение слуха, зрения, задержка психического развития, умственная отсталость. Большая роль в процессе обучения детей с нарушением в развитии отводится дидактическим играм. С их помощью у детей гораздо быстрее формируются представления о свойствах музыкального звука, отдельных средствах музыкальной выразительности. Дидактическая игра может быть и средством, и формой обучения и используется при усвоении любого программного музыкального материала в разнообразных вариантах и в разных видах музыкальной деятельности детей. Она позволяет обеспечить ребенку с проблемами в развитии необходимое количество повторения определенных действий, операций на различном музыкальном и другом художественном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к выполняемым заданиям. Используя дидактические игры «Узнай инструмент», «Сложи ритмический рисунок», «Качели» и др., можно формировать у таких детей представления о свойствах звука (тембре, ' ритме, высоте). В специальную группу методов обучения можно выделить применение ТСО (технических средств обучения),среди которых видеоаппаратура и киноаппаратура, диапроектор, музыкальные центры, магнитофонные устройства, электропроигрыватель, радио и телепередачи, компьютерные программы и др. Эти средства расширяют возможности педагога, позволяют сделать педагогический процесс ярким, зрелищным, убедительным. Не всем детям доступно посещение театров, музеев, картинных галерей, непосредственное восприятие произведений мировой художественной культуры. Здесь технические средства незаменимы. Кроме того, существуют специальные технические средства, без которых невозможно обучение детей, например, с нарушением слуха. При обучении слушанию музыки детей с нарушением слуха используются слуховые аппараты, благодаря которым дети способны выделять музыкальные звуки из звуков окружающего мира, дифференцировать их, различать характер, отдельные фрагменты музыкального произведения.
Методы воспитания К методам воспитательного воздействия принято относить методы словесного разъяснения и воздействия на чувства учащихся — убеждение, пример, а также методы организации деятельности учащихся (приучения, упражнения) и методы стимулирования поведения (поощрения, наказание, метод оценки). Эти методы применяются в комплексе, поэтому классификация их условна. Рассмотрение же каждого метода в отдельности позволяет выделить их характерные особенности, преимущества. Метод убежденияпо отношению к маленькому ребенку предусматривает необходимость привлечь его внимание к музыке, кособенностям ее звучания, вызвать к ней интерес, желание ее слушать, понимать, что в музыке отражается окружающая действительность. Педагог создает условия для общения ребенка с музыкальным искусством, тем самым насыщая его эстетическими впечатлениями и вызывая ответный эмоциональный отклик. В связи с этим очень важно создать в дошкольном учреждении соответствующую музыкально-эстетическую среду, отбирая для слушания и исполнения детьми музыкальные произведения, обладающие высокими художественными качествами. Убеждать, как отмечает Н.А. Ветлугина, можно только самим эстетическим окружением, самим искусством, приобщая к нему ребенка и воспитывая у него Потребность в постоянном общении с прекрасным. Среди методов убеждения ведущую роль играют методы словесного воздействия, которые могут применяться в форме фронтальной или индивидуальной беседы с детьми. Методика проведения беседы определяется возрастными особенностями детей и общим уровнем их воспитанности. Целью индивидуальных бесед является формирование у ребенка правильной самооценки, помощь в выявлении индивидуальных интересов, связанных с разнообразными видами музыкальной деятельности. Очень важно настроить ребенка на активную музыкальную деятельность. Убеждение применяется, если необходимо что-то разъяснить ребенку в процессе восприятия музыки, сообщить информацию, которая может оказать положительное воздействие на его сознание. Основными приемами убеждения являются разъяснение с опорой на личный опыт ребенка, приведение ярких образных примеров из жизни, искусства, постановка вопросов, стимулирующих активную мыслительную деятельность. Словесное убеждение может применяться в сочетании с наглядным. Так, например, восприятие образа музыкального произведения в сочетании с поэтическим словом и восприятием художественного образа на картине, книжной иллюстрации и т.д. могут оказать сильное, незабываемое впечатление на ребенка, вызвать у него гамму разнообразных переживаний и желание еще J раз пережить это чувство. Это воздействие должно быть непосредственно обращено к сознанию ребенка, вызывая эмоциональный отклик. Метод убеждения требует от педагога не только знания предмета беседы, но и коммуникативных умений, а также знания психологических особенностей детей, их жизненного опыта. Соприкосновение с музыкальным искусством помогает ребенку понять и почувствовать его благотворное влияние, силу воздействия, осознать, что на примерах этого искусства можно научиться добру, умению видеть красоту, ценить ее, оберегать, самому создавать прекрасное в жизни и в посильной музыкально-эстетической деятельности. К методам организации детской художественной деятельности можно отнести упражнение в музыкально-эстетических действиях и приучение к разнообразным видам музыкальной деятельности. Упражненияспособствуют возникновению устойчивого интереса к музыке, к практической музыкальной деятельности, к эстетическим поступкам, а также формируют прочные навыки этой деятельности, т. е. постоянное стремление и желание совершать эстетические действия. Упражнения должны варьироваться. Надо ставить ребенка в поисковые и проблемные ситуации и предоставлять ему возможность каждый раз самостоятельно искать способы решения поставленной задачи. Приучениеиграет немаловажную роль в художественном воспитании ребенка. Педагог на восприятии образцов высокого музыкального искусства воспитывает у детей потребность в красоте, нетерпимость к уродливому, безобразному. Следует стимулировать положительную мотивацию музыкальной деятельности, которая может быть обеспечена такими методами и приемами, как: Ø показ готового образца (исполнение песни, пьесы для игры в оркестре и др.); Ø применение творческих заданий во всех видах художественной деятельности (предложение сочинить песенную импровизацию, композицию танца, передать пластическими движениями образ какого-либо персонажа и т.д.); Ø использование занимательных упражнений; Ø применение игровых ситуаций; Ø создание «ситуаций успеха», эмоционально-положительных переживаний; Ø использование специального оборудования и различных материалов для занятий музыкальной деятельностью (музыкальных игрушек и инструментов, дидактических пособий, элементов театральных костюмов, различных атрибутов — цветных платочков, ленточек, мячей и др.); Ø наблюдение культурно-досуговых мероприятий и участие в них. В музыкальной деятельности эмоционально-выразительное исполнение педагогом музыкального репертуара является не только примером исполнения, оно вызывает у детей сопереживание тем чувствам, которые выражены в том или ином музыкальном произведении, желание исполнить его так же выразительно. Использование метода творческих заданийу детей с проблемами в развитии находится в прямой зависимости от степени развития их творческого воображения. Чем в большей степени развит творческий компонент воображения, тем более эффективным будет применение творческих заданий. Как известно, в дошкольном возрасте у детей с отклонениями наблюдается отставание в развитии творческого воображения. Коррекция отклонений в развитии данной психической функции дает положительные результаты в том случае, когда работа педагога в этом направлении организуется в два этапа: первый этап — пропедевтический, где формируются предпосылки творческого воображения, второй — основной, в процессе которого формируются самостоятельные творческие проявления детей в художественной деятельности. Под «ситуацией успеха»понимается субъективное состояние Удовлетворенности итогом физического и психического напряжения исполнителя. Создание ситуации успеха особенно важно в работе с детьми, у которых необходимо преодолеть пассивность, агрессию, страх, неуверенность, вызванные нарушениями в психическом развитии. В музыкальном воспитании «ситуация успеха» достигается в результате определенных художественно-эстетических действий, связанных с выполнением тех или иных видов музыкальной деятельности. Это могут быть исполнение любимой песни, слушание музыкального произведения, музыкальная игра и др. При этом от педагога во многом зависит, получит ли ребенок удовлетворение от своей деятельности или нет. Задание, которое дается ребенку, должно быть не только интересным, увлекательным, но и посильным. Он должен видеть или ощущать положительный результат своей деятельности. Ощущение успеха рождается, когда ребенок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх, затруднение, прикладывая к этому усилия. Только в этом случае можно говорить о факторе развития. Необходимо определенное влияние взрослого, которое заключается в «снятии» у ребенка страха перед новой деятельностью, новым заданием, порожденного неуверенностью в себе. Помощь педагога в этом случае направлена на то, чтобы ребенок поверил в себя, в собственные силы, способности. Важно поддерживать в нем оптимизм, веру в то, что он справится с заданием. Использование специального оборудования, разнообразных материалов для музыкальной деятельности позволяет создавать на занятиях и вне их особую художественную атмосферу, в которой наиболее успешно происходит процесс художественного воспитания и реализуются личностные потребности и возможности ребенка с проблемами в развитии. Таким оборудованием может быть разнообразный художественно-демонстративный материал (репродукции картин художников, предметы народных художественных промыслов, театральные костюмы, элементы декораций, музыкальные инструменты и др.). «Ситуацию успеха» создает и положительный эмоциональный фон в процессе организуемых педагогом музыкальных занятий, что благотворно сказывается на формировании у детей инициативы, самостоятельности, интереса к музыке и музыкальной деятельности. Наблюдение детьми культурно-досуговых мероприятий — это источник новых впечатлений, эмоциональных переживаний, которые стимулируют у детей потребность в подобной деятельности, желание лично участвовать в организуемых педагогом музыкально-литературных композициях, музыкальных концертах, спектаклях, праздничных сценариях и т. д. Обогащение новыми музыкально-эстетическими впечатлениями предполагает организацию наблюдений в окружающем мире, посещение театров, музеев, просмотр мультфильмов, видеофильмов и т.д. Приучая детей видеть прекрасное в жизни, в музыкальном искусстве, упражняя их в эстетических действиях, педагог может применять методы, стимулирующие музыкально-эстетическую деятельность детей, побуждающие к активным практическим действиям, связанным как с восприятием музыкальных произведений и их оценкой, так и с участием в разнообразных видах музыкальной деятельности. Среди таких методов можно выделить методы стимулирования поведения — поощрение, наказание, которые применяются в разной форме, в зависимости от сложившейся ситуации, от индивидуальных особенностей ребенка, от темы беседы и др. Цель поощрения — побудить ребенка интереснее, активнее проявлять себя в музыкальной деятельности. Поощрением могут быть похвала, благодарность. Поощряя в детях прилежание, трудолюбие, настойчивость и другие качества, необходимые для занятий музыкально-эстетической деятельностью, педагог тем самым создает условия для развития этой деятельности. Он побуждает ребенка к индивидуальным проявлениям в музыкальной деятельности, убеждая его в том, что эта деятельность принесет пользу и ему самому, и окружающим. В поощрении нуждаются и дети, неуверенные в себе, в своих силах, и дети, которые демонстрируют успехи в той или иной деятельности. Для таких детей очень важны одобрение, похвала педагога, слова, обнадеживающие ребенка, придающие ему уверенность. Наказание должно быть справедливым, соразмерным тому неблаговидному поступку, который совершил ребенок, и направленным на осознание им своей вины. По существу оно приближается к методу убеждения. Наказание требует от педагога такта и хорошего знания индивидуальных и психологических особенностей детей. Оно зависит от возраста детей. Мерой наказания может быть порицание педагога, индивидуальное замечание, сделанное в такой форме, чтобы ребенку был понятен его смысл, чтобы он осознал, что его поведение не одобряется окружающими. Ребенок часто испытывает потребность в оценке своих действий, поступков. Особенно это важно для старшего дошкольника. Поэтому педагог использует метод оценки. Оценка стимулирует музыкальную деятельность, помогает формированию у ребенка системы эстетических норм и ценностей. Оценка может быть выражена в виде вербальных суждений (например: «Молодец! Ты очень хорошо спел песню» или «Ты неплохо изображал лисичку, но, думаю, можешь сделать это еще лучше, если постараешься»). Оценка может быть выражена и в скрытой форме, например, педагог мимикой выражает одобрение или неодобрение деятельности ребенка. Давая оценку деятельности ребенка, педагог тем самым «поднимает» его в собственных глазах и в глазах его сверстников. Для детей с отклонениями в развитии это обстоятельство играет немаловажную роль, вселяя в них уверенность в свои силы. Применение методов музыкального обучения и воспитания в специальной педагогике, как отмечает Н. М. Назарова, осуществляется с учетом специфики каждой категории детей с отклонениями в развитии и необходимости обеспечения их особых потребностей. При этом задачи музыкально-эстетического развития непосредственно связаны с общей коррекционно-педагогической работой. Методы музыкального обучения и воспитания отбираются и применяются в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей в процессе общения педагога с детьми на музыкальных занятиях и других форм организации музыкальной деятельности детей. Усилия педагога-музыканта должны быть направлены на творческий поиск и постоянную разработку специальной коррекционной технологии, предназначенной для конкретных категорий детей. Отбор всех элементов этой технологии музыкально-эстетического воспитания должен производиться целенаправленно, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, характера и степени выраженности нарушения в развитии, а также особенностей музыкального искусства и специфики его восприятия детьми. Задача педагогического воздействия на детей с проблемами в развитии заключается в приобщении ребенка к миру музыкального искусства, формировании у него необходимых знаний и практических умений в разнообразных видах музыкальной деятельности. Педагог должен помочь скорректировать отставание в развитии ребенка, стимулировать его самостоятельные действия, позволяющие более свободно и уверенно чувствовать себя в социуме. Обучая и воспитывая ребенка, педагог, прежде всего, опирается на положительные тенденции в развитии личности, а также на те сохранные функции организма, которые присущи той или иной категории детей с нарушением в развитии. Стимулирование этих функций, опора на них направляют усилия детей на преодоление отставания в развитии и вселяют в них уверенность в собственных силах. Наибольший эффект в музыкальном воспитании и обучении может быть достигнут только при умелом, гибком использовании педагогом разнообразных методов в их разнообразных сочетаниях. В этом случае применяемые методы и приемы должны быть адекватны нарушению в развитии ребенка и способствовать коррекции вторичных отклонений. В противном случае они не являются эффективными.
|