КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть вторая – о реформации.«Преобразуйтесь обновлением ума вашего» Второе, к чему призывает нас апостол Павел – к преобразованию нашего ума, чтобы мы могли осознать – что есть от Бога. Преобразовавшись таким образом, мы располагаемся к тому, что противоположно вышеописанным грехам. Располагаемся к кротости, воздержанию, милосердию, духовным занятиям, чтобы, как сказал апостол Павел в Послании к Титу, «мы, отвергнув нечестия и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке». Это преобразование и восстановление церковного порядка должно начаться с вас, отцы наши, а затем охватить нас, ваших священников и весь клир. Вы – наши руководители, ваш образ жизни – образец для нас. На вас мы взираем, как на ориентир нашего бытия. В вас и вашей жизни мы желаем прочесть, словно в живой книге, как, по каким правилам должны жить мы сами. Поэтому, если вы желаете обсудить и взвесить наши недостатки, сначала уберите бревна из ваших глаз. Есть старая пословица: «Врач, исцели себя самого». Вы – духовные врачи и вначале сами испытайте это лекарство для очищения нравов, а затем предложите его нам. Метод, с помощью которого может быть преобразована церковь, не требует издания новых законов. Ибо законов существует более чем достаточно, их – множество, как сказал Соломон, «нет ничего нового под солнцем». И грехи, умножившиеся ныне в церкви, были и в прежние времена; и именно отцы церкви находили наилучшие средства против них. Нет такого проступка или прегрешения, относительно которых не существовало бы закона в своде канонического права. Поэтому нет нужды издавать новые законы и постановления; должно соблюдать уже имеющиеся. Давайте же на вашем соборе вспомним эти уже существующие законы и возобновим их, ибо они, как я уже сказал, обуздают порок и поспособствуют добродетели. Вначале пусть возобновятся те законы, которые требуют от вас, отцы, не налагать своих рук и не принимать в духовное сословие любого человека. Ибо здесь источник греха, врата сословия широко открыты, и каждый желающий повсюду принимается без препятствий. Так появляется и увеличивается в церкви эта толпа невежественных и порочных священников. По моему суждению, для священника недостаточно уметь составить силлогизм, предложение, вопросики, отвечать на софизм; много больше значат добрая, чистая, благочестивая жизнь, исправление нравов, вдумчивое изучение Священного Писания, разумение таинств, но важнее и превыше всего – страх Божий и любовь к жизни небесной. Пусть возобновятся законы, которые предписывают давать церковные бенефиции достойным служителям. Назначение на должность (поощрение) в церкви должно осуществляться соразмерно добродетели, а не по плотской симпатии, не по лицеприятию. Сейчас же юнцы над старцами, глупцы над мудрецами, порок над добродетелью стали царствовать и править. Пусть возобновятся законы, которые борются с язвой симониаков[2]. Эта зараза, это поветрие, гнусная чума, исподволь, словно раковая опухоль, повсеместно проникла в души священников, так что многие не страшатся мольбами, потворством, дарами, посулами заполучить себе высокую должность. Пусть возобновятся законы, требующие личного пребывания настоятелей[3] в их церквах. Ибо отсюда происходят многие грехи, т.к. все теперь делается викариями и помощниками[4], причем – скудоумными, негодными, часто безнравственными. Они ничего иного не ищут, кроме грязного барыша. Отсюда разложение, отсюда ересь, отсюда порча христианства в народе. Пусть возобновятся данные отцами церкви законы и церковные установления о жизни и честности клириков, которые забыли, что клирик не должен быть торговцем, что он не ростовщик, не охотник, не картежник, что он не должен носить оружия. [Пусть возобновятся] законы, запрещающие клирикам кутить в тавернах, заводить знакомства с женщинами; законы, которые требуют трезвости, умеренности в украшении облачений, телесного воздержания. Пусть также возобновятся для моих господ иноков, каноников, всего монашеского чина законы, предписывающие им идти узким путем, ведущим к жизни, оставляя широкий путь этого мира; законы, которые требуют от них не предаваться ни торговым, ни мирским, ни церковным делам; законы, запрещающие им хлопотать о земных благах при королевских дворах. Ибо еще Халкидонским Собором[5] установлено, что монахам следует предаваться лишь молитве, посту и обузданию своей плоти, соблюдать свои монашеские обеты. Но раньше всего пусть возобновятся законы, имеющие отношение и касающиеся вас, мои преосвященные отцы и господа епископы, законы о ваших беспристрастных и канонических выборах на капитулах церквей с призыванием Св.Духа. Оттого, что ныне так не делается, и прелаты избираются не по воле Божьей, мы имеем порядочное число епископов – малодуховных людей, более чающих мирского, чем небесного, возлюбивших дух этого мира, а не дух Христа. Пусть возобновятся законы о проживании епископов в их диоцезах; законы, что требуют от них усердно печься о спасении душ, сеять слово Божие, показываться в своих церквах хотя бы по великим праздникам, приносить жертву за народ, вникать в дела и нужды бедных, опекать сирот и вдов, творить дела милосердия. Пусть возобновятся законы о правильном распределении патримония Христа[6], законы, требующие использовать церковные богатства не на роскошные здания, не на великолепные облачения, не на пышность обрядов, не на празднества и пиры, не на излишества и распутство, не на обогащение родни, не на содержание псарни, но на выгодные и необходимые для Церкви дела. Ибо когда св. Августин, в то время епископ Англии, спросил папу Григория[7], как епископы и прелаты Англии должны тратить пожертвованные им благочестивыми людьми богатства, названный папа ответил (и его ответ содержится в Декреталиях[8] в двенадцатой главе во втором вопросе), что богатства епископов следует разделить на четыре части. Одна часть должна идти на содержание епископа и его дома; вторая – на его клириков; третья – на ремонт и содержание обители; четвертая – на бедных. Пусть возобновятся и повторятся снова и снова законы, изгоняющие злоупотребления и нечистоплотность курий; законы, изгоняющие те уловки, ежедневно изобретаемые ради получения прибыли; законы, которые удаляют прочь эту алчность – отвратительную, позорную, ибо из нее порождаются всевозможные грехи, ибо она – источник всякого беззакония. И, наконец, пусть возобновятся те законы и постановления отцов о деятельности церковных соборов, которые предписывают для преобразования церкви чаще проводить местные соборы. Ибо никогда не случалось ничего более пагубного для Церкви Христовой, чем забвение общих и местных соборов. Когда возобновятся эти и подобные им законы, касающиеся нас, [духовенства], касающиеся исправления нравов, ничто не помешает привести их в исполнение со всей властью и авторитетом. Стоит нам увидеть, что мы имеем закон, мы заживем по закону. Вот о чем, со всем моим надлежащим почтением я говорю вам, святые отцы. Ибо исполнение законов и соблюдение постановлений должно начинаться с вас, и вы можете научить своим живым примером нас, священников, последовать за вами. <…> Поистине, если вы соблюдете законы и если исправите сначала свою жизнь по нормам канонического права, вы тем самым даруете нам свет, свет вашего доброго примера, в котором мы сможем увидеть, чтó нам должно делать в свою очередь. И мы, увидев наших отцов ревностно соблюдающими законы, радостно последуем по их стопам. Только исправив клир и духовную часть в Церкви, мы сможем в правильной последовательности взяться за преобразование светской части. Его очень легко будет провести, если вначале мы сами преобразимся. Ибо тело следует за душой, жителям угодно соблюдать те правила, которые действуют в городе. Поэтому, если священники, коим вверены души, будут благи, тотчас и народ станет благим. Наша добродетель научит их быть добродетельными более доходчиво, чем все другие учения и проповеди. Наша добродетель наставит их на правильный путь действеннее, нежели все ваши интердикты и отлучения. Поэтому, если вы хотите, чтоб миряне жили по вашей воле и вашему желанию, вы сами прежде должны жить по воле Бога. Только так, поверьте мне, вы добьетесь исполнения мирянами любого вашего пожелания. Вы хотите, чтоб миряне повиновались вам. Это справедливо. Ибо в Послании к Евреям есть следующие слова апостола Павла, предназначенные мирянам: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны». Но если вы желаете этого послушания, сначала в себе покажите причину и источник послушания, о чем Павел учил в том же тексте: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет». И они будут повиноваться вам. Вы хотите от народа почитания. Это оправданно. Ибо св. Павел писал к Тимофею: «Достойно начальствующим пресвитерам дóлжно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении». Поэтому, если вы жаждете быть почитаемыми, сначала покажите, что вы достойно начальствуете, и что ваш труд – в слове и учении. И народ потом окажет вам всяческое почтение. Вы хотите собирать [урожай] с плотских дел, прежде всего – десятины и пожертвования – без какого-либо сопротивления. Это справедливо. <…> Прежде посейте ваше духовное, чтоб затем вам в изобилии пожинать их телесное. Ведь поистине очень жесток и несправедлив тот человек, который хочет «жать, где не сеял, и собирать, где не рассыпал». Вы хотите иметь церковную свободу и не привлекаться в светские суды. И это также правильно. Ибо сказано в псалме: «Не касайся помазанника моего».. Но если вы требуете этой свободы, прежде освободитесь сами от рабства миру, от людских услуг. Возвыстесь до истинной свободы, духовной свободы Христа перед лицом греха. Служите Богу и господствуйте Им. И тогда, поверьте мне, люди не коснутся помазанников их Господа Бога. Вам хотелось бы быть свободными оттрудов, [пребывать] в покое и мире. И это хорошо. Но если вы хотите мира, обратитесь <….> к самим себе, к своему, приличествующему духовенству образу жизни. И, наконец, как сказал апостол Павел, «преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам похвалиться в том, чтó относится к Богу. Бог же мира да будет со всеми вами» . Вот все, святейшие отцы и достославные мужи, что я считал необходимым сказать о преобразовании церковного сословия.<…> Примите во внимание жалкое состояние церкви, и сами приложите все ваши силы к его преобразованию. Нельзя допустить, отцы, чтоб столь великое собрание прошло впустую. Недопустимо, чтоб эта ваша конгрегация свелась к нулю. Вы часто собираетесь вместе, но, позвольте мне сказать правду, я еще не видел от ваших ассамблей какого-либо результата именно для церкви. <…>».
|