КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
АРТ-ТЕРАПИИ 3 страницаГлава 2. История арт-терапии и арт -терапевтическое образование 27 следующем стремилась превратить их в полноценную программу последипломной подготовки. Эдит Крамер работала в те же годы, что и Наумбург, но в их взглядах и подходах к использованию изобразительных приемов с психотерапевтической целью существовали глубокие различия. Эти различия были настолько принципиальны, что Крамер и Наумбург нередко называют основательницами двух течений в американской арт-терапии, находящихся в состоянии перманентной «гражданской войны». По своему первому образованию Крамер — художественный педагог. Она была убеждена в том, что изобразительная деятельность обладает исцеляющим потенциалом за счет предоставления человеку возможности осваивать новые формы опыта, а также заново переживать ведущие внутрипсихические конфликты и постепенно приходить к их разрешению. В отличие от Наумбург, Крамер не обращалась к понятию переноса. Она считала, что арт-терапия действует главным образом за счет механизмов сублимации, благодаря чему изобразительное творчество позволяет преодолевать разрушительные, агрессивные тенденции, предупреждая их непосредственное проявление в поступках. К. Юнгу несомненно принадлежит большая роль в становлении тех форм психотерапии, которые связаны с изобразительным творчеством пациентов. Хотя юнгианский анализ как таковой никогда не отождествлялся с арт-терапией, идеи Юнга оказали большое влияние на мышление и формы работы многих арт-тсра-певтов, особенно тех, кто практиковал в 1960-1970 гг. Принципиальное значение имело то, что Юнг рассматривал изобразительное творчество как такой вид деятельности, который предоставляет большие возможности для изучения личного и коллективного бессознательного. Творческая деятельность связывалась им с тем процессом, который позволяет преодолеть главенство сознания в психической жизни и достичь равновесия между сознанием и бессознательным. Юнг верил в то, что, опираясь на собственный творческий потенциал, пациент способен достичь самоисцеления. При таком понимании изобразительного творчества анализу отводилась второстепенная роль и предполагалось, что при определенных обстоятельствах пациент способен к самостоятельной работе со своим бессознательным. В Европе основателями и «крестными отцами» арт-терапевтического направления нередко признают А. Хилла и Г. Рида. А. Хилл был первым, кто ввел в европейский обиход понятие «арт-терапия*, обозначив им свою собственную работу (см. Hill, 1945). Он известен не только благодаря своей работе с больными в качестве арт-педагога в крупных госпиталях Великобритании, но и благодаря незаурядным орагнизаторским способностям и деятельности по популяризации художественной практики в учреждениях Национальной системы здравоохранения через средства массовой информации. В течение многих лет он являлся президентом Британской ассоциации арт-терапевтов. Интерес к использованию изобразительной деятельности в качестве лечебно-восстановительного средства проявился у Хилла в то время, когда он проходил курс лечения от туберкулеза в одном из специализированных санаториев. Находя свое пребывание там весьма монотонным, Хилл обратился к рисованию, позволяющему ему скрашивать долгие месяцы лечения. В те годы получила распростра- 2б Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии нение терапия занятостью, и когда А. Хилл закончил лечение, он активно включился в работу на отделении уже в качестве художника-инструктора, обучая больных технике рисования, живописи и разнообразным художественным ремеслам. Благодаря своему собственному опыту занятий художественным творчеством, а также работе с больными, Хилл убедился в том, что оно способно помочь человеку в преодолении его недуга и ускорить процесс выздоровления и возвращения к нормальной жизни. Этот опыт послужил основой для написания им своей первой книги «Изобразительное искусство против болезни» (Hill, 1945). В 1940-1950-х гг. Хилл активно популяризирует арт-терапию в британских средствах массовой информации, получая живой отклик и поддержку аудитории. Он также занимается организаторской работой, в частности в тесном сотрудничестве с Обществом Красного Креста, создает художественные студии для больных, занимается подбором художников-инструкторов для работы с пациентами и координирует их работу. Разветвленная сеть арт-терапевтических студий, предназначенных для широкого круга больных, отвечала представлениям Хилла о доступной для всех граждан медицинской помощи. Таким образом, благодаря деятельности Хилла арт-терапия впервые заявила о себе как о значимой социальной инициативе. Параллельно с внедрением арт-терапии в клиники общесоматического и психиатрического профиля, примерно с середины XX в. в Европе развивались идеи прогрессивной арт-педагогики, представленной Г. Ридом, Д. Дьюи и др. Они рассматривали изобразительное творчество в качестве важного инструмента в формировании здоровой, гармоничной личности. Среди пионеров арт-терапии было немало художников. В этом отношении показательна деятельность Э. Адамсона и Р. Саймон. В 1940-е гг., следуя примеру Хилла, Адамсон стал сотрудничать с Обществом Красного Креста и работать в различных клиниках, читая больным лекции по изобразительному искусству. Затем он открыл художественную студию при психиатрической больнице и начал проводить с пациентами практические занятия. В истории развития арт-терапевтического направления немалую роль сыграли Ирен и Джилберт Чампернон. Они известны прежде всего как руководители Уитмид-центра — уникальной клиники для больных с различными психическими расстройствами. Влияние супругов Чампернон было особенно ощутимо в 1940-1960 гг., когда деятельность центра привлекла к себе большое общественное внимание и сделала его местом паломничества и обучения многих художников и психологов. И. Чампернон получила психотерапевтическое образование. Во время обучения на нее произвел сильное впечатление Адлер, что повлияло на ее будущую групповую работу с больными в Уитмид-центре. Однако особенно большое влияние на нее оказал Юнг. Она не только получила подготовку в области аналитической психологии, но и сама прошла анализ, являясь пациенткой Юнга. В 1941 г. супруги Чампернон купили имение и организовали частную психиатрическую клинику. В нескольких зданиях были созданы различные студии для занятий изобразительным искусством, музыкой, гончарным ремеслом и т. д. Супруги Чампернон стре- Глава 2. Истории apm-mepanuu u арт-терапеаттеское образование 29 мились создать в центре такую атмосферу и использовать такие формы работы, которые являлись бы альтернативой большинству существующих в тот период психиатрических клиник. Так, в частности, в центре отказались от непременного для психиатрических учреждений правила «закрытых дверей». Клиника представляла собой коммуну, где царила демократичная атмосфера, а отношения между пациентами и персоналом характеризовались большой степенью взаимного доверия. Идея использования изобразительного искусства в работе в Уитмид-центре исходила от И. Чампернон. Учась у Юнга и проходя анализ, она убедилась в исцеляющих возможностях художественного творчества. Кроме того, и ее муж сам имел некоторый опыт в области изобразительного искусства и художественных ремесел и в немалой степени был вдохновлен деятельностью Хилла. И. Чампернон была убеждена в том, что в работе с пациентами безусловным лидером должен быть психотерапевт, который может прибегать к изобразительным приемам исходя из обстоятельств. В то же время она считала, что психотерапевт, использующий изобразительные техники, должен глубоко знать природу изобразительного искусства и сам им заниматься. Отличительной чертой этого подхода была юнгианская ориентация, которая предполагала предоставление пациенту высокой степени свободы в выражении им своих переживаний посредством изобразительного творчества. И. Чампернон использовала недирективный подход, при котором аналитик воздерживается от интерпретаций и выступает в роли *фасилитатора», помогающего пациенту самому осмыслить бессознательные процессы, находящие отражение в его изобразительной продукции. На 1940-1960 гг. приходится деятельность и других представителей психодинамического направления, внесших большой вклад в развитие арт-терапии, в частности Р. Пикфорда, М. Милнер, Д. Винникотта и др. Их нередко называют «интеллектуальными лидерами» арт-терапевтического направления благодаря важным теоретическим разработкам, отраженным в их многочисленных публикациях. В то же время эти ученые имели и богатую аналитическую практику. Их труды являются примером глубокого осмысления психотерапевтического процесса с психодинамических позиций. Получив в 1920-е гг. подготовку в области психоанализа, Д. Винникотт начал работать с детьми. Вскоре он убедился в том, что классический психоанализ плохо применим к детской психологии. Поэтому он, вслед за М. Клейн и А. Фрейд, начал использовать игровые техники в качестве средства психотерапии и особого инструмента для налаживания коммуникации с маленькими пациентами. Предметы игровой деятельности обозначаются Винникотом понятиями «транзитные объекты* и «транзитные феномены^. Он развивает свои взгляды в такой работе, как «Игра и реальность» (Winnicott, 1971). М. Милнер, как и Д. Винникотт, получила психоаналитическую подготовку. Однако ее подход характеризуется большим влиянием со стороны теории объектных отношений, используемой в контексте изобразительной работы пациентов. Милнер написан ряд замечательных книг, заметно повлиявших на эволюцию профессионального мышления арт-терапевтов и на формы их работы с пациентами самого разного возраста. Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии
Р. Пикфорд первоначально преподавал психологию в Университете Глазго, но затем заинтересовался лечебными возможностями изобразительного искусства и начал психотерапевтическую практику. В 1967 г. вышла его книга «Исследование изобразительной продукции психически больных*, основанная на тридцатилетнем опыте работы с психиатрическими пациентами. Пикфорд известен также как пионер арт-терапевтического образования в Великобритании и один из основателей Британской ассоциации арт-терапевтов. Таким образом, к середине XX в. в Европе и Америке активизируются исследования психопатологической экспрессии, растет вовлечение больных в художественное творчество с целью получения важного диагностического материала и лечебных эффектов. Все шире начинает использоваться и термин «арт-терапия», первоначально имеющий весьма расплывчатый и неопределенный характер. Неопределенность его содержания была в значительной степени связана с тем, что художественное творчество в качестве средства диагностики, лечения или занятости использовали и врачи-психиатры, и психоаналитики, и художники, и прочие специалисты. Хотя уже существовали первые аналоги современной арт-терапии, в тот период она представляла еще весьма «рыхлое* явление, связанное с использованием изобразительного творчества в разных формах и с различной целью. Представители формирующегося арт-терапевтического направления в те годы нередко по-разному понимали содержание своей деятельности. В этом отношении представляют интерес результаты анкетирования, проведенного первым Арт-тсрапевтиче-ским комитетом, который был создан в Великобритании в 1949 г. и возглавлялся А. Хиллом. Данное анкетирование осуществлялось среди персонала различных лечебных учреждений Юго-Западного округа Великобритании; при этом респондентам предлагалось привести примеры использования арт-терапии. Анализ анкет позволил выявить три наиболее распространенные в тот период ее разновидности: использование арт-терапии в санаториях и стационарах длительного пребывания, главным образом, для того чтобы занять пациентов; использование изобразительной продукции пациентов в психиатрических больницах с целью постановки диагноза и оценки изменений в состоянии больных; использование изобразительной продукции пациентов в больницах соматического профиля преимущественно для украшения палат (Waller, 1991). Ответы респондентов свидетельствуют, что арт-терапия все еще рассматривалась большинством медиков либо как одна из форм терапии занятостью, либо как один из инструментов диагностики, используемый врачом или клиническим психологом. И хотя уже существовали формы психотерапии, связанные с ее использованием в качестве основного или вспомогательного инструмента лечения, они были еще малоизвестны либо использовались за пределами медицинских учреждений (главным образом в частной психоаналитической практике). Те, кто применял арт-терапию с этой целью, стремились подчеркнуть отличия арт-терапевтической работы такого рода от терапии занятостью. Так, И. Чампернон отмечала, что если терапия занятостью связана с тем, чтобы упорядочить поведение пациен- Глава 2. История apm-mepanuu и орт-терапевтические образование 31 тов и привить им социально полезные навыки, то арт-терапия как средство лечебного воздействия ориентирована на внутренний мир пациентов и связана с анализом их переживаний. Она настаивала на том, чтобы арт-терапия рассматривалась преимущественно как инструмент индивидуальной психотерапевтической работы, предполагающей достаточный уровень подготовки специалиста в рамках психодинамического подхода. В то же время к началу 1950-х гг. все более заметным становится стремление представителей различных сегментов формирующегося арт-терапевтического сообщества к объединению и осознанию того, что их отличает от представителей других профессиональных групп. Начальные этапы формирования новых специальностей, как правило, характеризуются стремлением их представителей более четко обозначить содержание своей деятельности и достичь над ней определенной степени контроля. История арт-терапии подтверждает данную закономерность, о чем красноречиво свидетельствует ее дальнейшее развитие в 1960-1990-е гг. Различная степень «зрелости* и многообразие форм арт-терапии, существующих в разных странах, указывают на влияние как объективных, так и субъективных факторов на процесс ее развития. Помимо социально-экономических, политических, культурных и правовых предпосылок, для успешного развития арт-терапии необходима определенная «массам специалистов, обладающих достаточной «политической» волей, для того чтобы добиться ее институционализации, знаниями и талантом — для того чтобы сформировать ее теоретическую базу, а также способностью эффективно и последовательно реализовать избранные ими модели профессиональной деятельности. История развития арт-терапии в разных странах может быть в этом отношении весьма поучительной. Создание первых профессиональных объединений В начале 1960-х гг. в ряде стран были созданы первые профессиональные объединения арт-терапевтов. Раньше всего — в 1963 г. — появилась Британская ассоциация арт-терапевтов {ВААТ). Вскоре последовало образование Американской арт-терапевтической ассоциации. Создание арт-терапевтических ассоциаций было тесно связано с профессиональной идентификацией специалистов в этой области. Весьма покачательной является статья А. Ведсрсона (ставшего впоследствии председателем ВААТ), опубликованная в журнале «Новое общество». Она отражает стремление арт-терапевтов к поиску некой компромиссной дефиниции, способной объединить различные аспекты своей деятельности. Ведерсон пишет о двух основных группах арт-терапевтов. Одна из них представлена теми, кто склонен рассматривать арт-терапию в качестве разновидности терапии занятостью. Они чаще всего находят себе применение в лечебно-реабилитационных учреждениях соматического профиля и, наряду с художественным опытом, имеют подготовку инструкторов по терапии занятостью. Другая группа арт-терапевтов представлена теми, кто использует изобразительную работу пациентов для изменения их психического состояния. Эти специалисты работают пре- 32 Часть 1. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии имущественно с психически больными и невротиками в психиатрических государственных лечебных учреждениях либо частным образом. Они, как правило, имеют подготовку в области классического или юнгианского анализа. Ведерсон отмечал, что позиция и той и другой группы арт-терапевтов страдает определенной ограниченностью. Так, например, психоаналитик не присутствует при рисовании пациента и обсуждает с ним уже готовое произведение, тем самым он теряет много важной информации о клиенте, которую можно получить, наблюдая за его работой, Представители другой группы арт-терапевтов, не имея сколь-либо серьезной психологической или аналитической подготовки, не понимают содержания изображения. Ведерсон выражал надежду на то, что арт-терапевты и той и другой группы смогут восполнить недостатки в своей работе с пациентами за счет того, что будут уделять одинаковое внимание и процессу создания изображения, и его содержанию. Таким образом, полнота профессиональной роли арт-терапевта, по мнению Ведерсона, предполагает способность к созданию подходящих условий для изобразительной работы пациента и наблюдения за ней, с одной стороны, и достаточную квалификацию для того, чтобы самостоятельно анализировать и понимать содержание изображения, не делегируя этой функции психологу или врачу. Можно говорить о том, что в начале 1960-х гг., незадолго до создания профессиональных ассоциаций арт-терапевтов, в Великобритании и США сформировалось благоприятное общественное мнение относительно разнообразных возможностей арт-терапии. В этих условиях как сами арт-терапевты, так и представители различных медицинских специальностей, руководители лечебных учреждений, большие группы художников и арт-педагогов ощущали своевременность и необходимость создания специальных профессиональных объединений, способных координировать и развивать арт-терапсвтическую работу. Первоначально арт-терапевтические ассоциации объединяли всего несколько десятков членов. Далеко не все из них были единодушны в своем понимании арт-терапии. Тем не менее воля к объединению а формированию общих основ своей деятельности явилась тем цементирующим началом, которое позволило заложить прочный фундамент будущей специальности. Для того чтобы превратить ассоциации в действенный инструмент профессионального роста, были разработаны определенные критерии членства. Так, например, кандидаты в члены &4Д Г должны были удовлетворять следующим требованиям: работать в лечебном учреждении или специализированной школе в качестве арт-терапевта или арт- педагога; по возможности иметь квалификацию арт-педагога либо диплом о художественном образовании; обладать опытом работы в области художественной педагогики, психологии или психоанализа; иметь определенное понимание предмета и задач арт-терапевтической работы (при этом кандидат должен был изложить свои взгляды по этому пункту, с тем чтобы совет ассоциации мог оценить их; данная практика была прекращена в 1984 г. из-за опасения многих кандидатов по поводу того, что Глава 2. Истории apm-mc.punuu u арт-терапчвтичесхое образование 33 заявленное своеобразие их позиций может повлиять на решение совета о принятии их в члены Ассосциации). Как видно из перечисленных требований, с самого начала своей деятельности ВААТстремилась ориентироваться на достаточно высокие профессиональные стандарты. Большое внимание уделялось тому, какую работу проводили кандидаты в лечебных учреждениях. Высказывались опасения, что ряд художников, имеющих очевидные психологические проблемы, будут пытаться заниматься арт-терапевтической работой, желая таким образом поправить свое здоровье. Весьма настороженно члены ЙЛЛГотносились и к разного рода «психотерапевтами и «целителям» — представителям набиравшего в 1960-е гг. движения «за развитие человеческого потенциала» — поскольку многие из них не имели достаточной профессиональной подготовки. Несомненно, что цели и задачи первых профессиональных объединений арт-терапевтов отражали их полиции и в определенной мере позволяли более четко обозначить содержание их деятельности. Поэтому имеет смысл их перечислить. Так, в качестве своих основных задач, утвержденных во время инаугурации в январе 1966 г., ВААТпризнала следующие (цит. по: D. Waller, 1991, р. 113-114): всячески способствовать сохранению психического и физического здоровья граждан, используя в первую очередь изобразительное искусство и другие виды творчества в качестве психотерапевтического инструмента; защищать интересы членов ассоциации и содействовать реализации тех инициатив, которые предлагаются ее советом; содействовать развитию идей, касающихся здоровья граждан и арт-терапии, а также отстаивать взгляды членов ассоциации в различных государственных институтах, с которыми соприкасается арт-терапия, а также перед обществом в целом; способствовать сотрудничеству членов ассоциации с другими общественными организациями в ее интересах; поддерживать специалистов в их стремлении заниматься арт-терапией, разрабатывать и проводить учебные программы для таких специалистов, а также отстаивать соответствующие стандарты профессиональной компетентности в сообществе коллег и единомышленников. Основные задачи деятельности BAAT свидетельствовали о многогранности содержания ее работы, которая охватывала и внутрипрофессиональные вопросы, и отношения арт-терапевтического сообщества с государством и общественными институтами, и создание правовой а законодательной базы для внедрения и распространения арт- терапевт и чес кой практики. Таким образом, уже с самого начала существования ВААТ могла возникнуть определенная неясность, касающаяся того, чем же она фактически является: «клубом» арт-терапевтов, ощущающих свою изоляцию из-за особого характера используемого ими подхода и стремящихся обрести поддержку в кругу коллег и единомышленников; форумом для обсуждения арт-тсрапевтических идей и координации соответствующих исследований; или «профсоюзом», призванным защищать интересы специалистов. 34 Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии Очевидно, что вклад арт-терапевтов в деятельность ассоциации определялся их основными мотивами при вступлении в нее. Очень многое зависело и от состава руководяших органов, от того, каких взглядов на арт-терапию придерживались ведущие члены ассоциации. Так или иначе, уже в первые годы своего существования ассоциация стала уделять наибольшее внимание вопросам оплаты труда арт-терапевтов, пропаганде достижений арт-терапевтического направления, в первую очередь в системе здравоохранения, а также созданию программ профессиональной подготовки арт-терапевтов. В дальнейшем общественные объединения арт-терапевтов были созданы во многих странах Европы, а также в Канаде, Австалии и Японии. Их создание было тесно связано с профессионализацией арт-терапевтической деятельности и явилось одним из факторов консолидации и дальнейшего развития новой специальности. В 1996 г. такая организация была создана и в России. Очевидно, что жизнеспособность и эффективность общественных объединений, так же как и самой арт-терапии, зависит от многих факторов. Немаловажное значение имеет то, какие цели и задачи лежат в основе деятельности этих организаций, каковы критерии членства и та политика, которая проводится их лидерами. Попытка ориентироваться на опыт тех общественных объединений арт-терапевтов, которые были созданы раньше в других странах, не принимая при этом во внимание местных условий и традиций, скорее всего, не даст желаемых результатов. В то же время этот опыт может быть очень ценен, если он подвергается всесторонней оценке и соотносится с существующими в той или иной стране реалиями. Интеграция в государственную систему здравоохранения. Изменения в условиях и оплате труда арт-терапевтов Длительное время условия работы большинства арт-терапевтов вряд ли можно было назвать удовлетворительными. Зачастую из-за отсутствия специально оборудованных помещений им приходилось заниматься с пациентами в коридорах больниц, столовых, рекреациях и т. д. Оплата труда была более чем скромной. Такое положение вещей было связано со многими обстоятельствами. Во-первых, специалисты, занимающиеся арт-терапией, не имели определенного статуса, зачастую их нанимали на работу «случайно», благодаря личным знакомствам и интересу администрации больниц к исцеляющим возможностям изобразительного искусства. Во-вторых, арт-терапевты не чувствовали себя защищенными законом и соответствующими профессиональными объединениями. В-третьих, они не обладали опытом институциональных отношений. Многие из адептов арт-терапии были рады иметь даже низкооплачиваемую, но интересную работу, некоторые совмещал и ее с более высокооплачиваемой деятельностью художника, арт-педагога, частнопрактикующего аналитика и т. д. Однако по мерс роста профессионального самосознания, сплоченности арт-терапевтов и осуществления целенаправленной политики, проводимой общественными арт-терапевтическим и объединениями, им удалось добиться более достойной оплаты и улучшения условий своего труда. Глава 2, История арт-терапии и арт-терппептическое образование 35 Одной из причин первоначально низкой оплаты труда арт-терапевтов было не вполне адекватное понимание основного содержания их деятельности со стороны работодателей, в частности администрации лечебных учреждений и руководства государственной системы здравоохранения. Администраторы еще в конце 1960-х гг. продолжали рассматривать арт-терапию как средство занятости, приравнивая ее, например, к деятельности больных в условиях специализированных цехов или студий при лечебных учреждениях. Психотерапевтический аспект деятельности арт-терапевтов, за редким исключением, игнорировался. Соответственно оплата их труда была примерно эквивалентна оплате труда низшего и среднего медицинского персонала. Лидеры арт-терапевтического направления не могли смириться с этим. Они были убеждены в том, что между деятельностью арт-терапевта и работой медицинского инструктора по терапии занятостью существуют принципиальные различия. Они считали, что терапия занятостью не предполагает глубокого знания причин и механизмов развития заболевания и направлена главным образом на коррекцию внешних проявлений болезни и социальную поддержку пациента. По их мнению, арт-терапия во многих своих проявлениях является именно психотерапевтической деятельностью, невозможной без владения методами лечебно-коррекционной работы. Однако эти аргументы длительное время оставались недостаточно убедительными, прежде всего потому что общественность гораздо лучше была знакома с примерами более простого — «рекреационного» — использования арт-терапии. Сказывалось и то, что терапия занятостью — и ее близкий аналог: так называемая трудотерапия — была одним из авторитетных направлений в психиатрии текущего столетия и имела широкое распространение. У подобной практики было мало общего с лечебной работой в строгом смысле слова; она во многих случаях являлась инструментом осуществления социальной политики государства. Естественно, что арт-терапевты, ориентирующиеся на индивидуальную психодинамическую работу, понимали, насколько различны принципы, лежащие в основе терапии занятости и арт-терапии психотерапевтической направленности. Так, например, если терапия занятостью имеет целью «отвлечь*- пациента от его психологических проблем и переживаний, то арт-терапия, напротив, обращает пациента к его внутреннему миру и зачастую является средством провокации весьма сложных чувств и их выражения в изобразительных образах. Если терапия занятостью ориентируется на некую «норму» социального поведения и использует определенные критерии для его оценки, то арт-терапия принимает пациента таким, какой он есть, и уважает его индивидуальность, позволяя больному свободно экспериментировать с различными материалами и средствами изобразительной работы. В конце 1960-х — начале 1970-х гг. некоторые арт-терапевты находились под сильным влиянием антипсихиатрического движения и склонны были рассматривать арт-терапию не только как альтернативу социализирующей терапии занятостью, но и существующим в то время формам психиатрической практики в целом. Конфронтация некоторых арт-терапевтов с господствующей практикой психиатрии, а также системой образования во второй половине 1960-х — начале 1970-х гг. в немалой степени была также связана со специфической общественной атмосфе- 3(j Часть I. Основные понятия, Концепции системной apm-mnjianuu рой тех лет на Западе, пронизанной духом социальных преобразований и активным поиском культурных альтернатив. Формировалось представление об арт-терапии как «радикальном* подходе к медицине и образованию, который может заметно повлиять на существующий порядок вещей и привести к оздоровлению различных сфер социальной жизни.
|