КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Концепция самоверификации СванаПроцесс самомониторинга тесно переплетен с самоверификацией, под которой понимается стратегия самопрезентирования, направленная на установление обратной связи с окружающими людьми в целях уточнения адекватности Я-концепции. Согласно Свану (Swann, 1984; 1987) люди мотивированы на поддержание самосотвествия представлений о самих себе. Процесс само-верификации включается в случае появления сомнений в адекватности этих представлений о субъективно значимых аспектах собственного образа. Са-мо-верификация включает различные формы: избирательное отношение к подтверждающей информации; избирательные отношения с людьми, подтверждающими адекватность Я-концепции; поведение, направленное на подтверждение или опровержение адекватности Я-концепции; обратная связь с другими людьми.В случае не способности опровержения информации о неадекватности Я-концепции осуществляется ее постепенное уточнение, достигаемое за счет постоянной корректировки во взаимодействии со значимыми другими. Потребность в самоверификации обусловлена необходимостью обеспечения адекватности во взаимоотношениях с окружающими людьми, а так же развитии представлений о самих себе. Не смотря на представленные механизмы самомониторинга и самоверификации процесс управления впечатлением, в целом, как и процесс самопрезентации, в частности, характеризуется наличием больших искажающих влияний, связанных, прежде всего, с предубеждениями. Анализируя аспект защищающейся самости, я уже отмечал определенную конструктивную роль предубеждений, связанную с обеспечением временной устойчивости системы представлений человека о самом себе, как необходимой предпосылки или основания прогнозирования и контроля происходящего. Эта инерционность образа самого себя представленная в самопрезентации так же поддерживается посредством механики психологической защиты и тенденций поддержания самоудовлетворенности. Поддержание стабильности образа я как условия управления впечатлением обеспечивается и особенностями атрибутирования уже анализировавшимися выше. Общая логика атрибутирования направлена на сохранение позитивного самоотношения. В частности позиционная дифференцированность в аспекте достижений описанная o Джонсом и Дэвисом фиксирует присущую людям тенденцию возложения ответственности за собственные неудачи на окружающие обстоятельства (1965). Фиксация возможных расхождений презентируемого Я с реакциями окружающих может переинтерпретироваться посредством дискредитации ролевых предписаний, снижения субъективной значимости взятых обязательств, обособления и т.п., направленных на трансформацию сформированного негативного впечатления на позитивное (например, я наказал его для его же пользы и он мне в будущем будет еще благодарен). В то же время в подобной апологетике реализовавшегося образа присутствует и факт осознания собственной неискренности, способствующий переоценке совершенных действий, осознания необходимости следования взятым обязательствам, вывода о необходимости коррекции будущего поведения. Продуктивность реализации данной самоподдерживающей стратегии в самопрезентации имеет, кончено, ряд индивидуальных различий, связанных со способностями человека манипулировать собственным сознанием, идентифицироваться с принятой социальной ролью, адекватностью в самооценке и многим другим.
|