КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общественно-политическая жизнь России в первой половине Х1Х в.1. Общественное движение 30—50-х годов имело характерные особенности: > оно развивалось в условиях политической реакции (после поражения декабристов); > революционное и правительственное направления окончательно разошлись; > его участники не имели возможности реализовать свои идеи на практике. Б. Кружки 20—30-х годов 1. В условиях политической реакции, наступившей после разгрома восстания декабристов, новой формой общественной борьбы в России стало создание кружков передовой, в основном студенческой, молодежи. Наиболее активно действовали студенческие кружки в Московском университете. 2. В 1830 г. около В. Г. Белинского, сына военного врача, сложился студенческий кружок «Литературное общество. За антикрепостническую драму «Дмитрий Калитин» Белинский в 1832 г. был исключен из университета, начал активно выступать в печати как литературный критик и публицист. 3. Большую популярность приобрел кружок Н. В. Станкевича, объединявший студенческую молодежь, интересующуюся философией и искусством. 4. Другим центром передовой дворянской молодежи был кружок Герцена—Огарева. Герцен и Огарев дали на Воробьевых горах в Москве клятву бороться с самодержавием за волю, за освобождение народа и остались верны ей до конца жизни. Кружок просуществовал недолго. Летом 1834 г. Герцен, Огарев, другие участники кружка были арестованы и высланы из Москвы. Некоторые члены кружка были отданы под надзор полиции. В. Консервативное направление. Либеральное направление. Западники и славянофилы 1. После подавления восстания декабристов встает вопрос о дальнейших путях развития России, вокруг него завязывается длительная борьба различных течений. В решении этого вопроса намечаются основные линии размежевания общественных групп. 2. В начале 30-х годов получило оформление идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия — родилась теория «официальной народности». Ее принципы были сформулированы министром просвещения С. С. Уваровым в знаменитой триаде, выражающей вековые основы русской жизни: «православие, самодержавие, народность». 3. Либерально-оппозиционное направление в русской общественной мысли в России второй четверти XIX в. представляли два общественных течения: славянофилы и западники. Славянофилы — представители либерально настроенной дворянской интеллигенции, выступали за принципиально отличный от западноевропейского путь развития России на основе ее мнимой самобытности. 4. Западничество также возникло на рубеже 30—40-х годов XIX в. Западники противопоставляли себя славянофилам в спорах о путях развития России. Они считали, что Россия должна идти по тому же историческому пути, что и все западноевропейские страны, и критиковали теорию славянофилов о самобытном пути развития России. Г. Петрашевцы. Революционно-демократическое направление 1. На рубеже 30—40-х годов XIX в. складывается революционно-демократическое направление русской общественной мысли. В этот период представители различных идейных течений увлекались западноевропейской философией, особенно классической немецкой. При этом теоретики разных направлений заимствовали из богатой сокровищницы немецкой философии различные ее составляющие в зависимости от идеологических и политических пристрастий. Белинскому и Герцену ближе всего был гегелевский диалектический метод. Именно он послужил Герцену в теоретическом обосновании неизбежности революционного преобразования феодально-абсолютистского строя в России. Это нашло отражение в своеобразной теории «русского социализма». Поражение революций 1848—1849 годов в Европе породило неверие Герцена в революционные возможности западноевропейских стран и привело его к выводу, что в будущем социализм утвердится вначале не в европейских странах, а в России. Для этого здесь есть необходимые предпосылки: крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея равного права всех на землю, мирское самоуправление и «коллективистское» сознание русского крестьянина. Теория «русского социализма» исходила из идеи «самобытного» пути развития России к социализму, минуя капитализм. При всей своей утопичности эта теория объективно выражала насущные задачи буржуазно-демократического преобразования России. Она была направлена на свержение крепостнического строя, ликвидацию помещичьего землевладения и последовательную демократизацию страны. В этом состоят ее революционный смысл и историческое значение «русского социализма». В апреле 1949 г. петрашевцы были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. 21 человека приговорили к расстрелу, в их числе Петрашевского и Достоевского. В конце декабря 1849 г. на Семеновской площади Петербурга состоялась инсценировка смертной казни: был зачитан смертный приговор, на головы осужденных накинули белые колпаки, зазвучала барабанная дробь, но в последний момент подъехал флигель-адъютант с царским приказом об отмене смертной казни и замене ее ссылкой на каторгу. Д. Петр Яковлевич Чаадаев 1. Своеобразным откликом на николаевскую реакцию со стороны старшего поколения дворянской интеллигенции яви лось напечатанное в 1836 г. в московском журнале «Телескоп» первое из цикла «Философических писем» П. Я. Чаадаева. Чаадаев выступил с едкой критикой всей предшествующей и современной ему истории России, в том числе православия, самодержавия, крепостничества. Рассматривая историческое развитие России, он делал крайне пессимистические выводы относительно ее настоящего и будущего. Он писал, что Россия «отлучена от всемирной истории», «одиноки в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его», говорил о «застое» в России и «национальном самодовольстве». По определению Герцена, публикация Чаадаева явилась «выстрелом, раздавшимся в темную ночь». Николай I отозвался на статью так: «Нахожу, что содержание оной — смесь дерзостной бессмыслицы, достойной умалишенного». Журнал был закрыт, его редактор сослан, пропустивший статью цензор отстранен от должности и уволен в отставку. Чаадаев официально был объявлен сумасшедшим и за ним был установлен медико-полицейский надзор.
|