Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Основной вопрос философии. Понимание природы бытия в материализме и идеализме. Неотделимость проблемы познания от проблемы бытия.




Основной вопрос философии – это проблема соотношения материального и идеального. Эта проблема рассматривается в двух аспектах - онтологическом и гносеологическом. Решение вопроса о первичности материального и идеального – это первая, онтологическая сторона основного вопроса философии. Это ответ философов на вопрос, что первично, а что вторично: бытие или мышление, природа или дух. В зависимости от решения этого вопроса все философы разделились на два лагеря – материалистов и идеалистов.

Материалисты утверждают первичность, самодостаточность материи. Весь мир, бытие объясняется ими как продукт саморазвития материи. Идеалисты же в качестве первоначала всего сущего называют духовное начало – личностное или безличностное. Те из идеалистов, которые в качестве первичного начала называют личностное, индивидуальное сознание, мышление, именуются субъективными идеалистами, а те, кто понимают духовное начало как надличностное – объективными идеалистами.Но вопрос о сушности бытия и его первичном элементе неотделим от вопроса о познаваемости человеком этого бытия и его элементов, поэтому решение этого вопроса – вторая, гносеологическая сторона основного вопроса философии.

Вторая сторона основного вопроса философии заключается в том, как решается вопрос о познаваемости мира, т.е. может ли дух, мышление, сознание без остатка, без границ постичь материю, природу бытия, отразить в понятиях все многообразие универсума. Большинство философов отвечают на этот вопрос положительно, в той или иной форме признавая возможность познания бытия. Те же философы, которые отрицают принципиальную возможность познания бытия, называются агностиками.

Вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе не сводится только к этим двум сторонам, а в своей наиболее общей формулировке принимает форму вопроса об отношении субъекта и объекта, субъективного и объективного, что в свою очередь, предполагает нравственные, эстетические, религиозные, экономические, политические, или иные отношения, то можно признать, что этот вопрос имеет для философии универсальное значение и присутствует в том или ином модифицированном виде при решении множества иных философских проблем.

В зависимости от решения основного вопроса философии в онтологическом и гносеологическом аспектах в философии выделяются основные направления: материализм и идеализм, среди которых выделяются вульгарный материализм, объективный идеализм, субъективный идеализм, дуализм, деизм, эмпиризм и рационализм, гностицизм и агностицизм.

Материализм – направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

Достоинство материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные (физика, математика, химия и т.д.), логическая доказуемость многих положений материалистов. Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

Вульгарные материалисты абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность влиять на материю.

Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франциии XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ веке.

Идеализм– направление философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

Слабая сторона идеализма – отсутствие достоверного логического объяснения самого наличия идей («мир идей» в Мировом Разуме или только в индивидуальном разуме) и их превращения в конкретные вещи («мир идей» и «мир вещей» у Платона), т.е. не раскрывается механизм и причинность возникновения материи и идеи.

Идеализм как философское направление господствовал в Древней Греции классического периода, в Средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии и других странах Западной Европы.

Дуализм и деизм – это промежуточные (компромиссные) течения в философии.

Дуализмпризнает существование двух независимых субстанций – материи и духа, от которых происходит все существующее в мире. В человеке соединены обе субстанции. Материя и дух – это две противоположные и взаимосвязанные стороны бытия. Основного вопроса философии в действительности не существует, т.к. материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Деизм – философское направление, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей. Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух.

Гностицизм – философское направление, в котором признается принципиальная познаваемость мира.

Агностицизм – философское направление, в котором признается принципиальная непознаваемость человеком мира.

Что значит для человека жить? Каков смысл и оправдание человеческой деятельности? В этих вопросах конкретизируется основной философский вопрос.

Постановка главного вопроса о бытии означает, что в философии определяющее значение имеет решение так называемых смысложизненных вопросов. В соответствии с особенностями той или иной исторической эпохи, культуры народов философия предлагала человечеству множество вариантов решения этого вопроса.

В настоящее время, несмотря на тысячелетние попытки его решения, основной вопрос окончательно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны. Фактически – это вечный вопрос философии, на который каждая эпоха, каждый ее представитель отвечают по-своему.

В 20 веке в западной философии все меньше уделяется внимания основному вопросу философии. Работы ряда западноевропейских философов (Ясперса, Хайдеггера, Камю) заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии – проблема экзистенциализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и его места в жизни, счастья.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 871; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты