КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мифология, религия и философия – исторические формы мировоззрения.Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству космоса и природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных. Миф (пер.с греч. – слово, речь, предание) – наиболее древняя форма мировоззрения, претерпевшая определенную эволюцию в ходе развития человеческого сознания. На ранних этапах развития человечества миф предстает как способ мироощущения, мировосприятия и миропонимания. При этом личность не отличает психологическое значение и смысл вещей от их объективных свойств и воспринимает явления природы как одушевленные существа. Миф в знаково-символической форме выражает определенные идеи, ценности и смыслы, свойственные культуре. Поэтому о мифе говорят как о сказании, передающем представления древних народов о происхождении и гибели мира, жизни богов, деяниях героев и т.д. При помощи мифов люди давали объяснения устройству мира и общества, происхождению человека. В мифах фиксировались нормы существования общества и человеческих отношений. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. В этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни. Таким образом, миф – это особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни людей. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. В мифе знание существует в форме чувственного сопереживания, мироощущения. На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период зарождаются и развиваются различные формы религии. Религия (от лат. religare – связывать, religere – воссоединять ) – это форма общественного сознания, сущностными признаками которой являются: вера в сверхъестественное, организованное поклонение высшим силам и стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта), действующего в мире. На самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются «религиозными», а другие – «мифологическими». Воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией, но все же самостоятельно. В ходе исторического развития человечества мифология постепенно перестает быть единственной и доминирующей формой мировоззрения, но миф не исчезает окончательно. В современных обществах миф функционирует, главным образом, в рамках идеологических систем разного рода (миф о вожде-отце, миф о конце света и т.д.). Специфика религии определяется тем, что основным элементом религии является культовая система, поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны. Элементы мировоззрения, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия формирует у человека чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т.д. Этим чувствам и качествам человека придается особое значение при помощи связывания придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным началом. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конкретных культурно-исторических условий человеческого бытия. Таким образом, религия придает смысл и значение, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности. Мифологически-религиозное мировоззрение имеет духовно-практический характер. Исторические особенности этого мировоззрения связаны с низким уровнем освоения человеком действительности, зависимостью его от неосвоенных, непокоренных сил природы и общественного развития, а также с недостаточным развитием его познавательного аппарата. В этих условиях мировоззренческие конструкции вступали в социальное и индивидуальное взаимодействие в форме образов и символов. По мере развития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей, совершенствования познавательного аппарата появилась возможность новой формы освоения мировоззренческих проблем. Философия представляет собой следующий этап развития мировоззрения. Она унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т.д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Между философией и религией есть существенное различие. Религия не теоретизирует, в основе ее учения лежит вера, тогда как философия рациональна: она обращается к разуму и не только допускает, но и требует аргументации, доказательства выдвигаемых положений и выводов. Решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия – это теоретически сформулированное мировоззрение. Философия – это система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия – это особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно основано на знании, рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя), логично (имеет внутреннее единство и представляет собой целостную систему), опирается на четкие понятия и категории. Специфика философии на самых ранних этапах ее развития проявляется не в особых средствах выражения своих идей, а в особом стиле мышления, который проявляется в сомнении по поводу устоявшихся взглядов, привычек, обычаев, традиций. Таким образом, еще одной специфической характеристикой философского знания является сомнение. Именно с сомнения началась философия.
|