Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Тема 5. Гносеология: Учение о познании




  1. Идеалистическое направление, отрицающее возможность разумного и логического познания действительности, – это:

иррационализм;

  1. Разумное и логическое познание действительности невозможно, утверждает: агностицизм;
  2. Крайняя форма субъективного идеализма, согласно которой с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного "Я" и моих ощущений – это: солипсизм.
  3. Существую только "Я" и мои ощущения, утверждает: солипсизм;
  4. Направление философской мысли, утверждавшее, что мир принципиально не познаваем – это: агностицизм;
  5. Мир принципиально не познаваем, утверждает: агностицизм;
  6. Философское направление, отрицающее возможность достоверного знания, – это: скептицизм;
  7. Достоверное знание о мире не возможно, утверждает: скептицизм.
  8. Методологический принцип, заключающийся в признании относительности, условности и субъективности познания, – это:

релятивизм;

  1. Познание относительно, условно и субъективно, утверждает:

релятивизм;

  1. Методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены на основе более простых явлений и законов: редукционизм;
  2. Принцип сведения сложного к простому в познании – это: редукционизм.
  3. Методологический принцип, согласно которому ощущения, восприятия - основа и главная форма достоверного познания – это:

сенсуализм;

  1. Ощущение и восприятие есть основа и главная форма достоверного познания, утверждает ... : сенсуализм;
  2. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей – это: рационализм.
  3. Разум есть основа познания и поведения людей, утверждает:

рационализм;

  1. Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию, - это: иррационализм;
  2. Исчерпывающее знание об объекте, не опровергаемое развитием науки: истина абсолютная;
  3. Частичное, неполное знание об объекте: истина относительная;
  4. Мысленное образование, обобщающее некоторый класс предметов посредством фиксации их общих признаков: понятие.
  5. Форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений: понятие;
  6. Форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от его частных свойств и связей: абстрагирование;
  7. Философская категория, обозначающая существенные свойства при отвлечении от его частных свойств, противоположность конкретному: абстрактное;
  8. Философская категория, обозначающая непосредственно данное, чувственно воспринимаемое целое, противоположность абстрактному: конкретное.
  9. Соответствие мышления материальному миру, в философии марксизма, обеспечивается: практикой;
  10. Высшая ступень человеческого познания, позволяющая получать знание, не вытекающее из чувственного опыта: мышление.
  11. Практическая деятельность, осуществляемая не с материальными предметами, а с их идеальными заменителями:

мышление;

  1. Специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей: труд.
  2. Философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности: объект;
  3. Носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект: субъект;
  4. Материальный, чувственно воспринимаемый предмет, который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения: знак;
  5. Знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию: символ.
  6. Целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг: труд;
  7. Элементарная форма чувственного познания - это: ощущение;
  8. Форма чувственного познания: представление;
  9. Форма чувственного познания: восприятие;
  10. Форма рационального познания: понятие;
  11. Форма рационального познания: суждение;
  12. Форма рационального познания: умозаключение.
  13. Форма рационального познания: гипотеза;
  14. Форма рационального познания: теория;
  15. Целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств: восприятие.
  16. Процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире: познание.
  17. Образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением: представление;
  18. Сохранение памятью образов предметов, воздействовавших ранее на наши органы чувств: представление.
  19. Философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании - в противоположность ноумену, постигаемому разумом: феномен;
  20. Философское понятие, означающее умопостигаемое в противоположность феномену явление: ноумен;
  21. Способность образования понятий, суждений, правил, по Канту:

рассудок;

  1. Гносеология - это учение о: познании.
  2. Философская дисциплина, исследующая проблемы познания:

гносеология;

  1. Форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека: практика;
  2. Результат процесса познания действительности, представленный в виде понятий: знание.
  3. Истинная и достаточно обоснованная информация о реальности:

знание;

  1. Понятие, обозначающее соответствие знания действительности, объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания: истина;
  2. Классическое определение истины: соответствие знания действительности;
  3. Процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире: познание;
  4. Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области: обобщение.
  5. Умственное действие, реализующее отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли: суждение;
  6. Умственное действие на основе присущих индивидуальному сознанию норм выводов: умозаключение.
  7. Предположительное суждение о закономерной связи явлений:

гипотеза;

  1. Форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности:

теория;

  1. Направление в философии, для которого характерно суждение: "Без органов чувств человек вообще не способен к познанию":

сенсуализм.

  1. Направление в философии, для которого характерно суждение: "Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах": сенсуализм;
  2. Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт человека: обыденный;
  3. Совокупность правил, приемов познавательной и практической деятельности, обусловленных природой и закономерностями исследуемого предмета: методология.
  4. Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы: анализ;
  5. Метод познания, означающий соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое: синтез;
  6. Метод познания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок: индукция;
  7. Метод познания, процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях: дедукция;
  8. Метод познания, при котором наличие сходства признаков нетождественных объектов позволяет предположить их сходство и в других признаках: аналогия;
  9. Метод познания, означающий выделение одного признака в предмете с отвлечением от других его признаков: абстрагирование.
  10. Отрасль философского знания, изучающая всеобщие проблемы познания, совокупность приемов научного исследования: гносеология.
  11. Система наиболее общих методов познания, а также учение об этих методах: методология;
  12. Философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения объективной истины: скептицизм;
  13. Сущность вещей ...: сокрыта;
  14. Теория истины, в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности: корреспондентская;
  15. Теория истины, полагающая, что свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо: прагматическая.
  16. Теория истины, рассматривающая истину как результат условного соглашения: конвенционалистская;
  17. Теория истины, трактующая истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивость: когерентная;
  18. Важнейшая характеристика истины: объективность.
  19. Основной критерий истины в познании: практика;

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 304; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты