КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Китайская медицинаВ китайской медицине слились естественнонаучные эмпирические наблюдения и философские идеи о нравственности как основополагающем элементе человеческого существования. Нравственное самосовершенствование человека считалось необходимым компонентом сохранения здоровья, как духовного, так и телесного. Теоретической основой китайской медицины являются многие идеи древнекитайской философии, развивавшиеся как в даосизме и конфуцианстве, так и в других философских школах и направлениях. Это учение о Ян и Инь, учение о пяти первоэлементах, составляющих все существующее в мире, включая человека, учение о жизненной энергии (ци). Ци, по мнению китайских врачей, поддерживает динамический баланс физиологических процессов в организме человека. Эта энергия движется по меридианам – невидимым каналам внутри организма человека, которые в определенных точках открываются для связи с космосом путем обмена энергии. Считается, что существует 12 парных меридианов (соответственно правой и левой половине тела). В соответствии с учением о пяти первоэлементах все меридианы «отвечают» за тот или иной элемент. Происходит вечный круговорот элементов и соответственно движение энергии по меридианам. Древнекитайская медицина, в которой тесно переплетено философское и медицинское знание, понимает здоровье человека как гармоничное распределение энергии ци по системе энергетических каналов (меридианам) в его теле. Болезни нарушают энергетическую гармонию, что выражается в возникновении избытка энергии в одном меридиане с обязательным недостатком ее в другом. Китайские врачи считали возникновение болезней результатом нарушения соотношения инь и ян в организме человека при избытке или недостатке жизненной энергии ци. Нарушение правильного взаимодействия первоэлементов рассматривалось древнекитайскими врачами как проявление болезни. Различные соотношения этих нарушений объединялись в 16 синдромов, которые подразделялись на две группы в соответствии с избытком или недостатком ян и инь в организме. Многообразие заболеваний объяснялось широтой взаимодействия организма с окружающим миром и природой. В китайской медицине считается, что внутри организма энергия, подчиняясь определенному природой ритму последовательно переходит из одного меридиана в другой. Например, в 3 часа ночи она из последнего меридиана печени переходит в первый меридиан легких. Каждые два часа происходит естественное нарушение энергетического баланса организма. В одном меридиане возникает избыток энергии, в другом – недостаток. Остальные меридианы в здоровом организме в это время имеют нормальное количество энергии. Суточный кругооборот энергии внутри человеческого организма подчинен ритму вращения Земли вокруг своей оси, движение Земли подчинено ритмам движения энергии космоса – в этом проявляется закон Дао, закон Природы. Последовательность перехода ци из меридиана в меридиан позволяет регулировать приток и отток энергии. Это и составляет единое духовно-материальное начало человеческого мира. Рождение какого-либо существа связано с концентрацией ци. Рассеяние этой субстанции означает смерть. Излечить болезнь можно только через снижение энергетического уровня в меридиане с избытком энергии и пополнение энергии в меридиане с ее недостатком. Китайская медицина выработала перечень законов для создания энергетического равновесия в организме. Медицинские знания древних китайцев изложены в ряде трактатов. Наиболее известный трактат называется «Канон медицины» («Хуанди Нэй цзин». Он был составлен ориентировочно в III веке до н.э. Этот трактат состоит из 18 книг, из которых первые девять посвящены описанию строения и функций организма, диагностике и лечению заболеваний, а девять последних – описанию метода чжень-цзю терапии (иглоукалыванию и прижиганию). Учение чжэнь – цзю терапии утверждает, что энергия ци от каждого органа нейтрализуется определенным меридианом (каналом). Все органы тела и объединенные с ними ткани направляют энергию именно к тому меридиану, который «контролирует» их деятельность. С этих позиций был разработан универсальный метод лечения иглоукалыванием. Введение иглы на определенную глубину имело своей целью удаление излишней или восполнение недостающей жизненной энергии. Введение игл осуществлялось в известных точках на теле человека. Археологические раскопки, в результате которых были обнаружены, костяные, бамбуковые, золотые, серебряные, каменные, в том числе из кремния и яшмы иглы для чжень-цзю терапии, и исторические хроники позволяют говорить о том, что этот метод применялся уже во II веке до н.э. До сих пор наука не может полностью объяснить механизм лечебного воздействия иглы, введенной в определенную точку человеческого организма, но достоверно установлено, что такое воздействие изменяет биохимические процессы, происходящие во внутренних органах и тканях. В соответствии с основными философскими идеями выбирались и лекарственные средства. Три четверти из них были растительного происхождения, а остальные – животного и минерального. Из китайской медицины пришли в мировую практику многие лекарственные растения. Это жэнь-шень, лимонник, камфора, чай, ревень. И животных средств – это панты оленя, желатина, из минеральных веществ – железо, ртуть, сера и др. Китайские врачи были убеждены, что медицина не всегда может спасти от смерти тяжело больного, но только она способна продлить полноценную физическую и духовную жизнь человека. Главную цель своей деятельности китайские врачи видели в упреждении болезней. В Древнем Китае было возведено в рамки официальной доктрины требование предупреждения болезней: «Мудрый лечит ту болезнь, которой еще нет в теле человека, потому что применять лекарства, когда болезнь уже началась, - это все равно, что начинать копать колодец, когда человека уже мучает жажда или ковать оружие, когда противник уже начал бой. Разве это не слишком поздно?».
|