Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Лучезарный город





ловек на 1 га, в шестиэтажных домах с комфортабельными квартира­ми— 300 жителей на 1 га, а в замкнутых пятиэтажных блоках — 305 жи­телей на 1 га, В центре сосредоточиваются 60-этажные административ­ные здания. Здесь же размером в 20 000 м2— площадка для посадки са­молетов. Под площадкой — автомобильный перекресток центра, под ним — вестибюль и кассы подземных трасс массового транспорта. В первом подвале — станции подземного внутригородского транспорта, во втором — линии, ведущие в окрестности города, и, наконец, в треть­ем — скоростные линии дальнего следования.

К книге приложен известный эскиз, показывающий, как Корбюзье предполагал использовать башенные дома при реконструкции центра Парижа. В непосредственной близости от Лувра, Тюильри и Елисейских полей, в окружении парков возвышаются 60-этажные 220-метровые до­ма торгового центра. Расстояния между домами — 400 ,и, их соединяет подземная дорога, станции которой расположены под каждым домом. Впервые проект был выставлен в павильоне «Эспри нуво» на Междуна­родной выставке декоративного искусства в 1925 г. в Париже.

Если концепция города для 3 млн. жителей представляет интерес как первый градостроительный проект Корбюзье, то его «Лучезарный город» — «La Ville Radieuse», относящийся к началу 30-х годов, по праву считается наиболее значительной работой архитектора. У этого проекта интересная история, которую биографы Корбюзье обычно об­ходят молчанием или по-разному искажают ее смысл.

В этой связи полезно вспомнить о тех событиях жизни Корбюзье, ко­торые предшествовали разработке замысла Лучезарного горо-




ШШШШ'ЙШШ ипШШШШШ ИоШПддщРДШВ

QODOQQpjlQOOqODD

34. Ле Корбюзье. Луче­зарный город; 1933 г. Вся концепция города развивается вдоль одной отчетливой оси, причем отдельные функциональ­ные зоны располагают резервными площадями для дальнейшего роста в направлении, перпен­дикулярном основной оси

! жилая территория; 2—по­сольства и гостиницы; .' — торговый и администра-7!;вный центр; 4 — промыш­ленность; 5 — тяжелая про­мышленность; 6 — города-. путники; 7 —главный вок-:.,л и аэродром


71



0 Obol 0 °o [o^B  
|5 ODI Гроч loo о   IP
04 □ faoO fjJOO PS о o« odO (S
isfflra   D «=  
It. о сз О О

 


 


35. Ле Корбюзье. Жилая застройка Лучезарного города; 1933 г.


да. Широко известно, что первое большое здание Ле Корбюзье строил в Советском Союзе — это дом Центросоюза. На проект этого здания в 1928 г. был объявлен конкурс, к участию в котором наряду с со­ветскими архитекторами были приглашены известные зарубежные зод­чие, а среди них Ле Корбюзье, Петер Беренс, Макс Таут и др. Первую премию получила работа Ле Корбюзье, и ему было поручено составить окончательный проект. В период с 1928 по 1930 г. Корбюзье появляется в Москве 3 раза. Он занимается вопросами строительства здания Цент­росоюза и одновременно знакомится с проектами советских градострои­телей, а среди них, очевидно, с концепцией «соцгорода» Н. А. Милю­тина, показанной на выставке конкурсных проектов «Зеленого го­рода» 14.

О том, как появилась идея Лучезарного города, Корбюзье рассказал в книге «La Ville Radieuse» (1933 г.). После вступительного эссе, по­священного вопросам жизненной среды, он напоминает о том, что в 1930 г. его попросили высказать мнение о принципах реконструкции Москвы. Под названием «Ответ в Москву» он отправил обширный мате­риал с 20 чертежами, на которых наглядно представил свои соображе­ния. Нетронутым он оставил лишь исторический центр города, а осталь­ные его части полностью перестроил по плану, четко разделенному на производственную, административную и жилую зоны. И Корбюзье за­ключает: «Случилось так, что в один прекрасный день название «Ответ в Москву» было заменено более широким «Лучезарный город» 15.

Обращают на себя внимание те изменения, которые произошли в представлениях Корбюзье. Хотя на плане его города еще сохранились элементы симметрии и некоторого гсометризма, в целом он уже не цеит-ричен. Напротив, его характеризует параллельная компоновка отдельных функциональных зон, расположенных перпендикулярно по отношению к поперечной оси, в чем, собственно, и состоит суть милютинского соц­города. В книге «Лучезарный город» вновь и весьма исчерпывающим образом Корбюзье высказал ряд основных мыслей и среди прочих тре-^ бование «разгрузить центр городов за счет увеличения плотности, кото-




 


 


1



 


36. Людвиг Гильберсей-мер. Город-спутник на 125 тыс. жителей; 1925 г. Ось города образуется линией скоростной доро­ги, идущей в выемке. Схематически обозначен­ная система застройки особенно характерна для немецкого градострои­тельства того времени. Автор рассматривает свое поселение как спут­ник существующего го-пода-гиганта

I — станция скоростной до­роги; 2—универсальный ма-:азпк; 3 — школы; 4 — боль-

Большой город Л. Гильберсеймера


рая сократит расстояния» 16. В год мирового наступления фашизма и угрозы войны Корбюзье заканчивает книгу словами: «Необходимо реши­тельно нацелиться на строительство и отвергнуть уничтожение»17.

Проект Лучезарного города — кульминационный пункт в разработке проектов компактного большого города. К таким же проектам относятся и разработки меандровых систем застройки, созданные в 1929 — 1930 гг. и представленные в 1930 г. на конгресс CIAM в Брюсселе.

Чтобы осознать все значение творчества Корбюзье и его роль в раз­витии архитектуры и градостроительства XX в., необходимо постичь всю глубину его гигантских усилий, направленных поистине на творчес­кое осмысление основополагающих элементов современного урбанизма.

Теоретики архитектуры зачастую изображают Корбюзье как деяте­
ля, выступившего с абсолютно новыми идеями, не имевшего предшест­
венников, но зато имевшего последователей. Нет вины Ле Корбюзье в
том, что это не соответствует действительности. Он был не один и часто
был не первым. Его работа была пронизана идеалистической верой в
способность новой архитектуры преодолеть социальные противоречия.
Эта его вера была высказана в словах, далеких от реальности: «Архи­
тектура или революция. Революции можно избежать»18. Однако имен­
но он сумел, как никто другой, ярко выразить идеи своей эпохи, потому
принятые его современниками как воплощение их собственных устрем­
лений. Его творчество вобрало в себя почти все новейшие идеи запад­
ноевропейской архитектуры и градостроительства XX в.. не исключая
ошибок и_колебаний_.________________________________________ -----

Параллельно городу Корбюзье на 3 млн. жителей в начале 20-х годов появляется ряд других проектов больших городов с подробной разработ­кой их структуры и архитектуры. К таким проектам относится, напри­мер, работа известного немецкого архитектора Людвига Гильберсейме-



Другие концепции


pa*, в 30-е годы, подобно многим другим, эмигрировавшего в США, В 1925 г. вышла его книга, в которой изложены принципы архитектуры большого города. Небольшой текст и простые иллюстрации книги, не столь ослепительные, как в работах Ле Корбюзье, все же заставляют ду­мать, что их автор конкретно и правильно понимал отдельные проблемы больших городов. Гильберсеймер указывает на недостатки капиталисти­ческого города и подчеркивает, что основные элементы города — это не респектабельные здания и монументальные проспекты, а жилые районы и транспортные пути. В его представлении город будущего ----- это систе­ма 20-этажных домов-пластин и четыре уровня под землей. Пешехода:-.! он отводит на уровне шестого этажа специальные платформы, отделен­ные от транспорта. На этом уровне начинается жилая часть домов; нижние этажи отведены под торговлю, конторы и другие учреждения. Он пишет: «...о торговом городе с автомобильным транспортом г;:п;зу, над которым возвышается жилой город с пешеходными путями)- ]Г|.

Наряду с высокими зданиями Гильберсеймер допускает существова­ние четырехэтажных домов и сблокированной застройки из двухэтаж­ных индивидуальных домов. Вместе с тем он набрасывает схему жи­лого города-спутника на 125 тыс. жителей, соединенного с основным городом линией скоростного транспорта, занимается разработкой опти­мальных вариантов квартиры, жилого дома, квартала и в отличие от Ле Корбюзье продумывает целесообразную организацию городского обслуживания.

В десятках других архитектурных книг описываемого периода мы на­ходим много самых различных градостроительных проектов, авторы ко­торых стремятся прореагировать на новые потребности и спонтанно приходят к созданию общих принципов; к их числу относится строгий геометрический план города, использование высотных домов, отделение транспорта от пешеходов, устройство коммуникаций в нескольких уров­нях и пронизывание городов зеленью. В качестве одного из таких проек­тов можно назвать радиальный город Рихарда Нейтры** (1928 г.), для проекта которого характерны дома-пластины, автомобильные развязки и пассажирские подъемники, соединяющие транспортные пути с пеше­ходными эстакадами главных проспектов.

В 1930 г. появляется «Вертикальный город» Андре Люрса ***, основу которого составляют 15-этажные дома. Если отвлечься от несколько схематичного расположения объектов, то проект Люрса выглядит впол­не современно и реалистично. В каждом башенном доме от 120 до 144 квартир, а восемь домов, расположенных на участке 180X180 м, образуют жилую группу для 2300 жителей с собственной системой пер­вичного обслуживания.

К этому же времени относится проект нового башенного города к западу от Парижа, разработанный Анри Дешаном. Основа этого горо­да — крупные правильные кварталы, застроенные высокими домами. В Голландии в начале 20-х годов различными вариантами большого го­рода с организацией движения транспорта в разных уровнях занимается Март Штам. В Чикаго в 1928 г. для побережья озера Мичиган Д. Г. Бэрнхэм проектирует систему небоскребов, соединенных под зем­лей линией скоростного транспорта, а по крышам — автомобильными трассами.


 


74


* Людвиг Гильберсеймер ('род. в ]88о г.) работал в Берлине, затем в Баухаузе. В Соединенных Штатах преподавал б Иллинойском технологическом институте в Чикаго. (Прим. ред.)

** Рихард йозеф Нейтра (род. в 1892 г.) —австрийский архитектор, с 1923 г. ра­ботающий в США и завоевавший большую известность преимущественно строитель­ством богатых особняков и вилл. Выступает и как теоретик архитектуры. (Прим. ред.)

*** Андре Люрса (1892—1970 гг.)—выдающийся французский архитектор-комму­нист. В 1934—1937 гг. работал в СССР. Автор многочисленных объектов массового' строительства — жилых комплексов, школ, больниц. (Прим. ред.)



1000 м


О 100

 


 


37. Позеф Гавличек. Проект реконструкции центра Праги; 1945 г. Три ведущих в компози-:тонном отношении ад-.-ишистративных здания должны были образо-зать новый силуэт горо­да и стать основой но­вого центра

S8. Артур Т. Эдвардз. Образцовый город; 1930 г. В проекте исполь­зован часто повторяемый •:озже принцип функ­циональных секторов, идущих от окраины к ■■: центру города

Конгрессы совре­менной архитектуры (CIAM)


В Чехословакии в 1927 г. ту же концепцию башенных домов, выпол­няющих роль опор для моста, переброшенного через Нусельскую доли ну в Праге, применяют инженер Ярослав Поливка и архитектор Йозеф Гавличек. Несколько позже, очевидно, под влиянием Корбюзье, Йозеф Гавличек разрабатывает для центра Праги проект трех 75-этажных ад­министративных зданий 20.

Наряду с разработкой различных вариантов башенных городов в тот же период много архитекторов и градостроителей занимается вопро­сами общей структуры большого города, наиболее целесообразным раз­мещением коммуникаций и зелени. Параллельно с прямоугольными планировочными системами появляются схемы строго геометрического радиального города, отдельные секторы которого предназначены для выполнения его различных функций. Примерами таких решений могут служить «Идеальный город будущего» Адольфа Радинга (1924 г.) и «Образцовый город» А. Т. Эдвардза (1930 г.). Авторы этих проектов стремились рассредоточить традиционный центрический город, частично за счет зеленых клиньев, доведенных вплоть до центра.

В обобщенном виде прогрессивные взгляды на градостроительство того времени отражены в документах Международных конгрессов сов­ременной архитектуры (CIAM), объединивших ряд выдающихся запад­ноевропейских архитекторов21. Вопросам градостроительства была по­священа значительная часть первой декларации CIAM*, принятой 28 июня 1928 г. Новый функциональный подход к проектированию горо­дов был здесь охарактеризован довольно четко:

«1. Строительство городов представляет собой организацию всех функций коллективной жизни. Строительство городов предопределяется не эстетической спекуляцией, а исключительно функциональными це­лями.


* В числе учредителей CIAM были Вальтер Гроппус, Хосе Луис Серт, Зигфрид Гиднон. Выдающуюся роль в создании и работе CIAM играл Ле Корбюзье, объединив­ший крупнейших архитекторов-новаторов в их борьбе против официального архитек­турного академизма. С 1929 по 1935 г. CIAM изучали проблемы, связанные с жилой за­стройкой и рациональной планировкой населенных пунктов на основе современных на­учных данных. (Прим. ред.)



Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 326; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты