Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Городской район О. Вагнера





художественным проблемам, представляет собой полемику со сторон­никами геометрических концепций городских планов, прямых улиц и симметричных композиций площадей. Подобно Зитте он подчеркивает преимущества нерегулярных живописных решений и считает возмож­ным в будущих больших городах использовать композиционные принци­пы городов средневековья.

В своих статьях Штюббен развил идеи, изложенные в ранее напи­санной им книге. В целом его представления о будущем развитии боль­ших городов весьма консервативны и, за исключением требования регу­лирования (но отнюдь не устранения) спекуляции землей, никоим обра­зом не выходят за пределы ограниченных возможностей целенаправлен­ного руководства строительством городов на том этапе развития обще­ства.

Подобный же характер носит и статья Отто Вагнера о больших горо­дах, написанная в 1911 г. Он повторяет в ней ряд мыслей, высказанных им в ранее написанной книге.

Однако в отличие от Штюббена Вагнер отвергает романтические градостроительные концепции, потому что «неверно и в художествен­ном смысле ложно сознательное, ничем не обоснованное искривление улиц, оправдываемое мнимым стремлением к живописному воздействию пространства»5. Его идеал — радиально-кольцевой план города и кон­центрическое расположение жилых кварталов, каждый из которых имел бы в среднем по 100—150 тыс. жителей на площади от 500 до 1000 га.

Новой мыслью Вагнера, идущей, очевидно, от венского Ринга, явля­ются парковые кольцевые «зональные» проспекты шириной в 80—100 м, пронизывающие весь город. На эти широкие городские проспекты Ваг­нер возлагает надежды как на резервы, которые «в будущем взяли бы на себя функции, которых мы еще не знаем»6. При этом он переоцени­вает возможности кольцевого транспорта, не учитывая, что на значи­тельном удалении от городского центра такой транспорт обычно не до­стигает большого развития.

Свою статью О. Вагнер сопроводил проектом плана 22-го района Вены, созданным на основе новых принципов. Это — классическая ком­позиция, напоминающая шахматным планом и плотной регулярной се­тью небольших площадей план старейшей части американского города Саванна. Ось всего района образует зеленый пояс, представляющий со­бой отрезок «зонального» проспекта. Вызывает, однако, удивление тот факт, что резервные зоны Вагнер перегораживает крупными, массивны­ми общественными зданиями. Сплошная, по всему периметру застрой­ка жилых кварталов зданиями одинаковой высоты внесла лишь неболь­шой облагораживающий мотив в распространенную тогда практику за­полнения кварталов доходными домами. Вагнеровскую трактовку клас­сического градостроительства можно увидеть на примере общего реше­ния и архитектуры района Дейвице в Праге, спроектированного в 1922 г. учеником Вагнера Антониной Энгелом.

В статье Вагнера есть также интересные замечания о будущих сборных и передвижных домах и о других предполагаемых компонентах города будущего. Среди прочих высказываний привлекает внимание заключительная часть всей статьи, ярко характеризующая тогдашний, а для многих стран еще и сегодняшний уровень проектирования горо­дов: «Нельзя далее равнодушно предоставлять дело строительства больших городов слепому случаю, нельзя отвергать художественные замыслы как нечто лишнее и подчинять жизнь города произволу злей­шей земельной спекуляции»7.

Итак, уже на рубеже века проблемы большого города занимают умы целого ряда мыслителей, ощутивших специфику новой формы рассе­ления.



^оишшшиишиииииёй^^йЗЩШйЩ


onaaaDnaan


I I I J

|—[


 


О Ю0



 


Город будущего Т. Фрича

32. Otto Вагнер. 22-й
район Вены; 1911 г.
Жилой район для
150 тыс. жителей на пло­
щади 619 га, из которой
застроено 50%. Системой
регулярно расположен­
ных небольших площа­
дей и основным шах­
матным планом этот
проект сильно напоми­
нает градостроительную
концепцию американско­
го города Саванна
(первая половина

XVIII в.). К северу и к югу спроектирована «зо­нальная» улица


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты