КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Школа Зиттекой тяге, а также их первые проекты и примеры реализации. Весьма ценна та часть книги, где дается обзор планов расширения наиболее значительных городов того времени. Интересны также приложенные тексты строительных предписаний. В предисловии определяется цель градостроительства8. Эстетические взгляды Штюббена довольно неопределенны, в большинстве случаев он ограничивается приведением совершенно разных примеров. Эстетические принципы он разбирает в основном в связи с общественными пространствами, где допускает как симметрию, так и живописную асимметрию, но прежде всего выдвигает требование композиционного равновесия. За год до работы Штюббена вышла книга, которая по своему замыслу среди тогдашней градостроительной литературы была исключением. В ней технические вопросы не рассматриваются совсем, а все внимание сосредоточено на эстетических проблемах города. Речь идет о работе Камилло Зитте*, посвященной художественным принципам градостроительства. О значении этой книги свидетельствует не только большое число последователей Зитте и ряд ее переизданий вплоть до новейшего времени, но и то отчетливое влияние, которое она оказала на определенную часть градостроительной практики. Сам автор считал свою работу частью решения отдельных, актуальных тогда проблем строительства Вены, причем исходными для него были некоторые идеи, с которыми мы встречались в работах более ранних авторов. Он стремился создать пособие для тех, кто разрабатывает планы парцелляции, и тем способствовать решению эстетических проблем города. Основой работы Зитте является исследование композиции средневековых площадей и городских планов, которыми автор восхищается и не упускает возможности заметить, что в сравнении с тем временем «художественные замыслы современных строителей городов угрожающим образом оскудели. Выпрямленная по шнуру линия домов и кубообразный комплекс построек — вот все, что они могут противопоставить богатству прошлых времен»9. Зитте, конечно, понимает, что отдельные композиционные принципы средневековья в современном городе неприемлемы, но он стоит за то, чтобы при расширении городов учитывали и художественные моменты, которые, однако, понимает прежде всего как украшение городов. Он видит разницу между прошлым и настоящим, но в то же время ставит вопрос о том, следует ли достигать успехов лишь за счет полного отказа от художественных требований. С этих позиций проводит он композиционный анализ площадей и улиц, изучает влияние пространственной замкнутости, размещения основных архитектурных центров и памятников, важнейших общественных зданий, анализирует размеры, величину и форму площадей. Он подчеркивает значение городской живописности, нерегулярного городского плана, но предупреждает, что искусственное, сознательное создание такого плана неэффективно. Интересно его замечание о том, что городские площади в его время представляют лишь обрывки пространств, затерявшихся между плотной застройкой и не пригодных ни к какому использованию. Стремление к большему богатству градостроительных композиционных средств актуально и сегодня, и неудивительно, что книга Зитте еще в 1945 г. была издана именно в Соединенных Штатах, где ищут «лекарство» от схематических прямоугольных планов и монотонных кварталов. Особое внимание было обращено на замечание Зитте о том, что в наше время акрополей не строят не потому, что нет материальных средств, а «потому что нам недостает для этого основной художественной идеи, потому что у нас отсутствует мировоззрение, которое имело бы общее * Книга Камилло Зитте (1843—1903 гг.) «Градостроительство с точки зрения его художественных принципов», была опубликована в 1889 г. (Прим. ред.) Отто Вагнер распространение, которое жило бы в душе народа и которое в подооном творении нашло бы свое реальное воплощение» 10. Зитте исследовал причины возникновения композиционных закономерностей исторических городов. Его более поздние последователи не поняли существа его идей и нацелились прежде всего на внешнее подражание живописности и нерегулярности, которые ограниченно трактовались как специфическая традиция лишь немецкого градостроительства. Кульминацией теоретической концепции города XIX в. является творчество выдающегося венского архитектора Отто Вагнера, который вместе с Й. Штюббеном в 1892 г. получил первую премию в конкурсе на генеральный план реконструкции Вены. Отто Вагнера считают пионером новых градостроительных идей, он подчеркивал значение равновесия1 между художественной и утилитарной стороной архитектуры и градостроительства. Однако теоретические концепции Вагнера — это прежде всего завершающий этап развития европейской теории «регулирования» города XIX в. Сам он в 1895 г. говорил, что «последующие взгляды на градостроительство не представляют собой ни наступательного радикализма, ни крика души историков, но исходят из того принципа, что самой важной задачей является тщательное выполнение цели и что все, что возникает при выполнении цели, должно быть потом освящено искусством» и. Эта мысль о взаимоотношении утилитарной и художественной стороны встречается во многих местах его теоретических работ, причем он считает, что «практический момент при регулировании городской застройки должен выступать на передний план, а искусство должно, говоря точно, заботиться об ограничении вандализма»12. Однако понятно, что сам по себе этот взгляд как раз и представляет собой уступку вандализму. Оценивать работу Вагнера лишь как завершающий этап развития градостроительной теории XIX в. недостаточно. В его творчестве содержится уже предвестие будущих градостроительных проблем, особенно осознание того, что на сцену в качестве нового феномена расселения выступает крупный город, у которого будут свои специфические потребности. Большому городу посвящена и одна из его наиболее известных теоретических градостроительных разработок, к которой мы вернемся в следующей главе. Анализ основных градостроительных идей XIX в. показывает, что в этот период появилась потребность реагировать на непредвиденный рост городов и промышленности. Техническое оснащение становится неизбежным условием существования крупных городских центров. Их уже нельзя представить себе без водопровода и канализации, без коммуникаций и массового городского транспорта. Европейские города избавляются от панцыря укреплений, который сжимал их в течение долгих столетий, в них растут рабочие кварталы и заводские предместья. В этот период доживают свой век классические представления исторического градостроительства, хотя его следы мы найдем и в XX в. Академическое градостроительство занимает длительное время прочные позиции не только потому, что базируется на традиции, но и потому, что удовлетворяет стремлению буржуазии к внешней респектабельности. Очень метко охарактеризовал эту черту градостроительства Адольф Лоос. Внешняя респектабельность Вены дала ему возможность назвать ее потемкинской деревней. «Когда я иду по Рингу, — писал он, — у меня такое впечатление, будто какой-то современный Потемкин хотел внушить всем мысль, что Вена — это город, состоящий сплошь из благородных людей» 13. XIX в. был также периодом наибольшего расцвета утопических представлений о будущих городах и расселений; одновременно в этот период была доказана их практическая несостоятельность. В XIX в. начинает развиваться теория большого города и параллельно возникают теоретические направления, которые отвергают как большой город, так и город вообще. Это период бурного развития техники проектирования городов, а также первого законодательства в этой области. Для дальнейшего развития теории современного города особую роль сыграл рубеж XIX и XX вв. К этому времени все недостатки капиталистического города резко обострились и стали появляться новые представления, которые в своем существе означали прежде всего отрицание традиционных представлений о городе. При этом отдельные направления так широко ветвятся и выкристаллизовываются, что становится трудно следить за их дальнейшим развитием в одних и тех же временных рамках. Наступает та точка развития, при которой становится целесообразней анализировать отдельные концепции самостоятельно. Такое исследование — предмет следующей части настоящей работы. Сноски к главе IV
1. Ф. Энгельс. Положение рабо 2. W. He gem an п. Der Stadtebau. 3. Т. F. R e d d a w а у. The rebuil 4. Наиболее систематично основы W. Hegemann. Amerikanische Architektur und Stadtbaukunst. Berlin, 1925; Henry S. Churchill. The City is the People. New York, 1945; Arthur B. G a 11 i о n. The Urban Pattern. New York, 1951. 5. Этапы планировки Парижа подробно описаны во 2-м томе работы Вер-нера Хегемана (см. прим. 2) и особенно в 3-м томе произведения: P. Lavedan. Histoire de l'Urbanisme. Epoque Contem-poraine. Paris, 1952, посвященного преимущественно развитию французского градостроительства с 1800 г. 6. Ф. Энгельс. К жилищному во 7. R. В a u m e i s t е г. Stadt — Erwei- начала XX в. считались классической формулировкой новых потребностей планирования городов. Еще в сентябре 1906 г. в Манхейме для обсуждения их действенности собирается Общество немецких архитекторов и инженеров. Главным докладчиком здесь опять выступает Р. Баумейстер, новые, или скорее переработанные, тезисы которого-были вновь одобрены. Но и в обновленном виде тезисы в значительной степени консервативны; некоторые участники дискуссии их частично критиковали. 8. J. Stub ben. Der Stadtebau. 9. Камилло З и т т е. Городское
10. Там же, стр. 138. Через 50 лет 11. Otto Wagner. Die Baukunst 12. Там же, стр. 75. 13. Adolf Loos. Die potemkinsche 64
|