Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ, БИОЛОГИЧЕСКАЯ, МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА




Для современности характерно стремление вернуть единство
человека и природы. Не опасаясь впасть в преувеличение, мож-
но сказать, что философия XX века решительно покинула харак-
терное для Нового времени противопоставление субъекта и объ-
екта, человека и природы. Природа стала пониматься как дом,
в котором живет человек. Экология в дословном переводе с гре-
ческого означает наука о доме.

Увы, развитие экологии происходит под постоянный акком-
панемент грозящих человеку экологических катастроф, связан-
ных с загрязнением среды, дефицитом ресурсов, перенаселени-
ем, разрушением системы «человечество — природа».

Умудрившееся попасть в экологический кризис человечест-
во не знает четких путей выхода из него. Несмотря на реализа-
цию программ по развитию безотходных производств, усовершен-
ствованию экологического законодательства экологический кри-
зис продолжается. Становится все более очевидным, что главная
экологическая проблема заключена не в природе, а в ценностно-
этических представлениях человека и общества.

Казавшиеся столь незыблемыми принципы гуманизма долж-
ны соотноситься не только с человеком, но и с природой. В та-
ком случае гуманизм теряет свое прежнее содержание и стано-
вится экогуманизмом. Любовь человека, эгоистически направ-
ленная только на него самого, привела в конечном счете к эко-
кризису. Экогуманизм в отличие от традиционного гуманизма ви-
дит в природе бытие человека. Именно поэтому человек вынуж-
ден относиться к ней так же бережно, как к самому себе.


Природа ценна для меня, тебя, нас, для нынешних и будущих
социальных систем.

Нельзя забывать о том, что природа в соответствии с синер-
гетическими представлениями может отреагировать взрывом на
незначительное воздействие на нее человека. Маленький крово-
пийца-комар надоел всем, но его полное уничтожение обернулось
бы для человека катастрофой, ибо в биосфере Земли он занима-
ет предостойнейшее место.

Перед человеком стоит очень трудная задача — обеспечить
совместную эволюцию общества и природы. Но для этого необ-
ходима, как отмечает академик H.H. Моисеев (на наш взгляд, это
справедливо), обновленная нравственность. Эта новая нравствен-
ность представляет собой, по мнению многих, конкретизацию эти-
ки ответственности применительно к природе. Относясь ответ-
ственно к природе, человечество тем самым относится ответст-
венно к самому себе.

У экологической этики обширнейшее поле проблем: от экс-
пертизы строительства нефтепроводов и атомных электростанций
до заботы об одиноком дереве, которое стремится срубить вла-
делец престижного коттеджа. Столь же многогранны проблемы
биоэтики, обсуждающей отношения человека с живой природой.
В токийском зоопарке поставлен памятник умирающим в нево-
ле животным. Но всегда ли человек сознает свою вину перед жи-
вотными? Кстати, в США издана пятитомная (!) энциклопедия
по биоэтике. Объем энциклопедии показывает, сколь внима-
тельно относятся американские ученые к проблемам биоэтики.

Особое внимание привлекают вопросы медицинской этики, сре-
ди них отношение врача к пациентам, умирающим, дефектив-
ным новорожденным, дебилам, проблема эвтаназии (убийства из
милосердия).

Имеет ли человек право на смерть, право на аборт? Однознач-
ных ответов на эти вопросы не существует. Здесь требуется
очень детальный, кропотливый анализ, равно как и в случаях
с клонированием — размножением животных и людей бесполым
образом (особь выращивается из биоклеточного материала доно-
ра, в итоге она вырастает в биологическом отношении идентич-
ной своему донору). Если одни высказываются за клонирование,
то другие против. Дискуссия, кажется, еще только начинается.

Отметим в качестве вывода главную мысль: этика ответ-
ственности предполагает тщательный философский анализ, со-
поставление различных точек зрения, учет необходимых и слу-


чайных связей. Интересы человека должны быть защищены все-
сторонне. Человек существует не сам по себе, а посредством
природы. Экогуманизм — это ответственность.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты