ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛОДЫМ?
«Легко ли быть молодым?» — это название фильма, который был очень популярен в конце 80-х годов. Оказывается, быть мо- лодым точно так же нелегко, как быть взрослым мужчиной или взрослой женщиной. Во всех случаях, молод ты или стар, дорожи человеческим достоинством. С ним не рождаются, оно не достается по наследству, его вырабатывают, лелеют, за него приходится бороться. Молодым не становятся в потоке времени, который, вроде бы, увлекает каждого от детства к юности. Мо- лодым нужно уметь стать.
С философским осмыслением молодости дело обстоит прибли- зительно так же, как с философским осмыслением женственно- сти. Подобно женщинам и молодежь является социальной груп- пой. В обществе всякая биология нагружается социальностью. Это относится как к молодым, так и к пожилым, как к мужчи- нам, так и к женщинам.
Итак, молодежь — это особая социальная группа людей, вы- деляющаяся как своей биологией, так и ценностями. Эта вроде бы простая мысль, как ни странно, была выработана не где-то в глу- бине истории, а в конце 60-х — начале 70-х годов нашего столе- тия. Решающее значение имели три обстоятельства: 1) достигшее апогея в середине 60-х в США движение молодежи против вой- ны во Вьетнаме; 2) молодежные волнения во Франции в мае 1968 года, когда недовольство молодых своим положением выли- лось в массовые беспорядки; 3) создание особой молодежной
культуры с ее акцентом на рок- и поп-музыке, рок-н-ролльном стиле танца, модной одежде с ее игрой в обнаженность, кожу и про- зрачность, наконец, откровенной сексуальной революции. Во всех трех случаях налицо самостоятельность молодежи, невозможность втиснуть ее в старый стереотип: молодежь — это всего лишь лю- ди, еще не ставшие взрослыми. Если пластинки Майкла Джек- сона и Элгона Джона расходятся 30-миллионными тиражами, то это очевидным образом указывает не только на своеобразие молодеж- ной культуры, но и на ее размах, массовость. Об этом же свиде- тельствуют заполненные фэнами спорта и поп-музыки стадионы и огромные концертные залы.
Первоначально молодежную культуру считали исключитель- но формой протеста против тех или иных устоявшихся общест- венных порядков (отсюда название «контркультура»). Впослед- ствии стало ясно, что хотя молодежной культуре действитель- но присущ пафос протеста и бунтарства, она вместе с тем есть просто новая культура. Когда в начале 1998 года Борису Гребен- щикову, лидеру российских рок-музыкантов, была присуждена престижная премия «Триумф», то тем самым отмечался его вклад в музыкальную культуру страны.
Итак, молодежь — это самостоятельный субъект социаль- ного творчества.
ценности молодых
Между ценностями молодых и пожилых нет резкой грани- цы. Что же касается самих ценностей молодых, то там на каж- дом шагу встречаются неопределенности, все максимально подвиж- но, крайности то и дело сходятся. Это затрудняет характеристи- ку ценностей молодых. Даже перечислить их непросто.
Итак, среди ценностей молодых, на наш взгляд, доминиру- ют следующие:
• стремление к максимальной жизненной непосредственнос- ти, противостоящей чопорности и надменности;
• поддержка групповой, формальной или неформальной общ- ности («мы — это мы, а они — это они»);
• непрактичность, переходящая порой в свою противополож- ность — прагматичность;
• изобретательность и новаторство, сменяющиеся непракти- ческим следованием стандартам;
• бунтарство и экстремизм, сменяющиеся социальной пассив- ностью;
• безудержное стремление к свободе и анархии, то и дело до- полняемое иждивенчеством;
• опора на воображение, фантазию, конструирование виртуаль- ной (ускользающей) реальности в противовес строгой логичности;
• игриворть, противопоставляемая плановости;
• ирония, смех, карнавальность культуры;
• переплетение мужского и женского (парни похожи на де- вушек, а девушки на парней).
|