Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Приложение 1. Таблица 1. Четыре эпохи в философии Историческая эпоха философии Главный философский ин- терес Античность VI в




Таблица 1. Четыре эпохи в философии

Историческая эпоха философии   Главный   философский ин- терес  
Античность VI в. до н.э.— III в. н.э.   Космос  
Средние века IV— XIV вв.   Бог  
Новое время XV— XIX вв.   Человек и общество  
Новейшее время XX в.   Язык  

Таблица 2. Античная философия

Этап   Главный философский интерес  
Натурфилософия   Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.) Атомы + пустота (Левкипп, Демок- рит и др.) Числа (Пифагор и др.)  
Интеллектуализм   Идеи (Сократ, особенно Платон и ДР·) Форма (Аристотель и др.)  
Эллинистическая философия   Самодостаточность человека (кини- ки) Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы) Человек и его космическая судьба (стоики) Мудрое молчание (скептики)  
Неоплатонизм   Иерархия: Единое-Благо — Мировой Ум — Мировая Душа — Материя  



 


Таблица 5. Философия XX века

Таблица 3. Средневековая философия


Этап   Основной интерес   Основные идеи  
Фило-   Люби Бога и тогда делай что хо-   Монотеизм  
софство-   чешь   Теоцентризм  
вание в   Воля как сущность личности   Креационизм  
вере (Ав-   Свобода как черта воли (а не ра-   Вера в Бога  
густин)   зума)   Любовь к Богу  
Гармони-   Вера ведет разум, разум подкреп-   Надежда на спасение  
зация ве-   ляет веру   Добрая воля  
ры и ра-   Философия — это введение к ре-   Совесть  
зума   лигии   Духовность человека  
(Фома   Свобода человека как разумная   Символизм  
Аквин-   воля движения к совершенству      
ский)   Бога      

Таблица 4. Философия Нового времени

Этап   Авторы основных философских концепций   Основной интерес  
XV-XVI вв.       Гуманизм Эстетическое отношение к действи- тельности  
XVII в.   Декарт   Ясные идеи и дедуктивные построе- ния теории  
Локк   Теория познания: сенсуализм  
XVIII в.   Кант   Априорные принципы и их вопло- щение в науке и морали  
XIX в.   Гегель   Универсальная системная филосо- фия идей  
Маркс   Концепция общественного труда,  
Ницше   критика капитализма Критика «разумных» ценностей  

Примечание. В таблице в соответствии с избранной крупномасштабной
классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика
«Авторы основных философских концепций» применительно к эпохе Воз-
рождения. Безусловно, такие возрожденческие философы, как Николай Ку-
занский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно,
заслуживают самых лестных
оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпо-
хи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштаб-
ности с творениями Декарта, Локка, Канта.


 

Главное философское направление   Главный философский интерес  
Феноменология   «Работа» сознания с феноменами  
Герменевтика   Бытие человека в мире, поиск сущего  
Аналитическая философия   Логический анализ языка, употребление языка  
Постмодернизм   Деконструкция принятых в обществе пра- вил поведения и ценностей; плюрализм  

Таблица 6. Философия о человеке

Историческая эпоха фило- софии   Что такое человек?  
Античность   Микрокосмос Душа Душа есть проявление идеи (Платон) + тело Душа — это форма человека (Аристотель)  
Средние века   Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надеж- ды, совести  
Новое время   Существо разумное и действующее по законам ра- зума (Локк, Кант) Проявление общественных отношений (Маркс) Существо волевое и страстное (Ницше)  
XX в.   Существо, осваивающее мир в соответствии с фено- менологической работой сознания (Гуссерль и дру- гие феноменологи) Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевты) Существо, границей которого, его подлинной при- родой является язык (Витгенштейн, Остин и другие философы-аналитики) Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты) Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи)  

Таблица 7. Философия об обществе  
Историческая эпоха философии   Что такое общество?  
Античность   Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости  
Средние века   «Град земной», стремящийся к «граду небес- ному»  
Новое время   Люди, живущие в соответствии с ими же ус- тановленным общественным договором (Локк, Руссо) Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс)  
XX в.   Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.) Коммуникация, взаимосвязь людей по нор- мам, устанавливаемым в хорошо организо- ванной дискуссии (Хабермас и др.)  

Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризует-
ся в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь
в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: фе-
номенологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистским.

Таблица 8. Три главные ценности

Сфера жизнедеятельности человека   Главная ценность  
Практическая жизнь   Добро  
Чувственно-эстетическая жизнь   Красота  
Научная деятельность   Истина  

 

Таблица 9. Философия о красоте  
Историческая эпоха философии   Что такое красота?  
Античность   Космически гармоничное и соразмерное  
Средние века   Символ божественного  
Новое время   Характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготеющего к принципам симметрии, пропорции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравновешенно- сти композиций (классицизм) Характеристика произведения искусства, во- площающая многообразные способности лич- ности, в том числе юмор, иронию, игру, са- тиру (романтизм)  
XX в.   Ценность, выработанная на основе феномено- логического метода и выражающая единство человека и произведения искусства (феноменология) Сущность произведения искусства, ее откры- тие человеку в качестве истины (герменевтика) Эмоция (аналитическая философия) Воображение реально непредставимого, вы- зывающее чувство возвышенного (постмодернизм)  

Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная цен-
ность чувственно-эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не
противопоставляется прекрасному или возвышенному.


Примечание. Ценность — это интерпретация, в которой субъект или груп-
па людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершает-
ся посредством использования определенных философских методов.


аза


 


Таблица 10. Философия о добре

Таблица 12. Что такое рациональное познание?


Историческая эпоха филосо- фии   Идеалы добра   Основные добродетели человека  
Античность   Благо   Мудрость, справедли-  
        вость, мужество  
Средние века   Бог   Вера, любовь, надежда,  
        совесть  
Новое время   Рассудочный свободный человек (Локк, Руссо)   Рассудочность, свобода (Локк, Руссо)  
    Абсолютный нравствен- ный закон (Кант)   Разумность, свобода (Кант)  
    Общество без эксплуата- ции (Маркс)   Преданность делу проле- тариата (Маркс)  
    Сверхчеловек (Ницше)   Воля к власти (Ницше)  
XX в.   Положительные ценности (феноменологи)   Умение пользоваться фе- номенологическим мето-  
        дом  
    Достижение единства с   Адекватно отвечать на зов  
    сущим, с сущностью ве- щей (герменевты)   вещи, соответствовать ему  
    Умение посредством ана-   Быть последовательным в  
    лиза языка учитывать   своих действиях  
    последствия поступков (аналитики)      
    Деконструкция лого- и   Умение «рассеивать» ус-  
    других центризмов (постмодернисты)   тоявшиеся ценности  

Таблица 11. Три концепции чувственного познания

Философская концепция   Основное содержание концепции  
Локка   Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциям. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи  
Канта   Чувства упорядочиваются в соответствии с априор- ными принципами  
Гуссерля   Чувства вовлекаются в потоке воображения, так об- разуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства  

 

Историческая эпоха философии   Природа рационального познания  
Античность   Идеи — это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон) Сущность — это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражена в прави- лах логики (Аристотель)  
Средние века   Рациональное познание оперирует универса- лиями, которые выражают общее; общее суще- ствует в Боге, в мыслях человека, в самих ве- щах (средневековые реалисты) Общее не существует, слова обозначают еди- ничные вещи (номиналисты) Общее представляет собой мысли — обобще- ния, концепции (концептуалисты)  
Новое время   Человеку присущи от рождения ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это — рациона- лизм. Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возможность логики (Кант) Мысли — это продукт обработки чувств (сенсуализм Локка) Мышление — это наивысшая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель) Мышление и логика есть отображение, прак- тики, ее самых массовых ситуаций (Маркс)  
XX в.   Рациональное познание — это обобщение, дос- тигаемое в процессе феноменологической рабо- ты (феноменологи) Логика — это правила языка, она в первую очередь имеет дело со значениями и смыслами высказываний (аналитики)  

Таблица 13. Три современные концепции истины


Таблица 16. Три теоретических метода


Концепция исти- ны   Определение истины  
Соответствия   Соответствие высказываний фактам  
Когерентности   Согласованность высказываний, их непротиворе- чивость  
Прагматическая   Убеждения, способствующие успеху практики  

Таблица 14. Что такое истина?

Историческая эпоха философии   Природа истины  
Античность   Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель)  
Средние века   Бог, вот что является истиной  
Новое время   Истина — это соответствие чувств и идей фак- там  
XX в.   Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевты) Истина — это свойство высказывания, которо- му соответствуют факты (аналитики)  

Таблица 15. Уровни научного исследования

Уровень научного исследования   Цели исследования  
Эмпирический   Добыть новые экспериментальные факты Сопоставить с фактами теорию, проверить сте- пень ее эффективности  
Теоретический   Провести теоретическую интерпретацию экс- периментальных фактов Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой  

 

Теоретический метод   Характеристика  
Аксиоматический   Основанием теории избираются аксиомы. Из аксиом выводят теоремы. Сопоставле- ние знания с экспериментальными фак- тами не проводится  
Гипотетико- дедуктивный   Выдвигаются гипотезы, из них дедуциру- ются новые сведения. Эффективность ги- потез выявляется в процессе сопоставле- ния теории с экспериментальными фак- тами  
Описательный   Проводится накопление и описание фак- тов, их сопоставление, ведется поиск ре- гулярностей  

Таблица 17. Философия языка

Философская концепция языка   Главное содержание философских концепций языка  
Философия имени   Имя — это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые философы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных при- знаков (номиналисты)  
Философия пред- ложения   Главной единицей языка, текста является предложение, высказывание. Предложе- ние, если оно построено правильно, обла- дает значением и смыслом, функцией ис- тинности/ложности  
Философия ценно- стных установок   Главной единицей языка является текст, для которого характерны ценностные ус- тановки автора, те цели, достижения ко- торых он добивается  



 


Таблица 18. Философия техники

Таблица 19. Философия природы

 


Историческая эпоха философии   Интерпретации природы техники  
Античность   Техника — это воплощение умений ре- месленника. Знание общего выше тех- нического знания  
Средние века   Техника — это творчество человека в качестве отблеска божественного творче- ства  
Новое время   Техника — опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы. Техника — это самостоятельная сила, которая в качестве средств труда опре- деляет развитие общества (Маркс)  
XX в.   Техника при недостатке феноменологи- ческой работы выступает как продолже- ние науки и вместе с тем умаление жиз- ненного мира человека (Гуссерль и дру- гие феноменологи) Техника — это преграда, опасность, ко- торую человек сам поставил перед собой, не продумав ее содержание и самое главное то, в какой степени техника со- ответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герменевты) Техника — это воплощение рациональ- ности человека (аналитики) Техника — это проявление наиболее подходящего реалиям нашей эпохи тех- нического подхода, точнее, философии технического подхода (Г. П. Щедровиц- кий)  

 

Историческая эпоха философии   Интерпретация специфики природы  
Античность   Природа — это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной  
Средние века   Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог — человек — приро- да именно последним звеном является природа  
Новое время   Природа — это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчи- нить ее себе  
XX в.   Природа — это стихия, которая благодаря соз- нательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой (В. И. Вернадский, Т. де Шарден) Природа — это мир проживания человека. Че- ловек может понять природу благодаря герме- невтическому методу (герменевты) Природа — это наш дом, который должен бла- гоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельно- сти человека (аналитики) Природа — это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совме- стную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание)  

Таблица 20. Второй (неприродный) пол

Мужественность   Женственность   Молодость  
Логичность, склон- ность к обобщению, абстрактному мыш- лению, рациональ- ность, практичность, решительность, по- стоянство, властность   Интуитивность, инте- рес к конкретному, чувствительность, сентиментальность, осторожность, тща- тельность, сострада- тельность, изменчи- вость   Жизненная непосред- ственность, стремле- ние к неформальной общности, непрак- тичность, склонность к новациям, свободо- любие  



 


Таблица 21. Две интерпретации образования

Образование — это подго- товка   Образование — это усвоение достижений культуры  
Образование — это путь к приобретению тех навы- ков, которые нужны непо- средственно на будущем рабочем месте. Ничего лишнего, только самое необходимое. Философия на рабочем месте не нуж- на   Образование — это максимально дейст- венное включение человека в культуру человечества как одного целого. Подго- товка нужна, но ее смысл состоит во всестороннем культивировании таких ценностей, как истина, добро, красота, творчество, ответственность. Философия занимает в образовании достойнейшее место  

 

СОВЕТЫ СТУДЕНТАМ

Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 1326; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты