Приложение 4. Тема 1. Что такое философия?
Тема 1. Что такое философия?
Тема 2. Античная философия
Тема 3. Средневековая философия
Тема 4. Нововременная философия
Тема 5. Философия наших дней
Тема 6. Философия человека, общества и истории
Тема 7. Философия как аксиология
Тема 8. Философия познания и науки
Тема 9. Философия языка
Тема 10. Философия техники
Тема 11. Философия природы
Тема 12. Второй пол и философия
Тема 13. Философия образования
Примечание. Содержание тем совпадает с содержанием одноименных глав учебника.
тема 1. Что такое Философия?
Смысл слова «философия». Философия как поиск и нахождение че- ловеком ответов на главные вопросы своего бытия. Примеры философ- ствования. Научная, чувственно-эстетическая и морально-практическая ориентации философии. Мировоззренческая, методологическая, гума- нистическая и практическая функции философии. Назначение филосо- фии: возвышение человека, обеспечение его совершенствования.
тема 2. античная Философия
Античная натурфилософия. Возникновение философии как ре- зультат творчества древних греков. Проблема единого и многого. Еди- ное как: материальные субстанции (милетцы), числа (Пифагор), моно- литное целое (элеаты), атомы и пустота (Левкипп и Демокрит).
Высокий интеллектуализм Сократа, Платона и Аристотеля. Со- крат о душе человека. Этика Сократа. Диалектика Сократа. Смерть Со- крата: его следование принципу ненасилия.
Концепции идей Платона. Понимание идей как предела становле- ния вещей и как порождающей модели класса вещей. Интерпретация на основе концепции идей природы космоса, человека и общества.
Учение о формах Аристотеля. Четыре типа причин. Логика, эти- ка и учение об обществе Аристотеля.
Философия эллинизма. Киники, эпикурейцы, стоики и скептики о смыс- ле жизни. Неоплатонизм. Принцип Единого-Блага. Характерные чер- ты античной философии.
тема 3. средневековая Философия
Философия и религия. Основные библейские идеи философского зна- чения; монотеизм, теоцентризм, креационизм, вера, добрая воля, эти- ка морального долга, совесть, любовь, надежда, духовность человека, символизм. Можно ли доказать существование Бога?
тема 4. нововременная Философия
Философия эпохи Возрождения. Основные идеи: сдвиг в сторону ан- тропоцентризма, понимание человека как творческой личности, эстети- ческое отношение к действительности, гуманизм.
Философия от Декарта до Канта (XVII-XVIII вв.). Философия Де- карта: ясность идей — врожденное качество человека; дедукция; срав- нение знания с фактами; человек разумный. Концепция чувственного познания Локка. Противостояние сенсуалистов и рационалистов. Гали лей и Ньютон — создатели теоретической механики. Природа идеали- зации. Выработка нового юридического мировоззрения. Философия Канта: совокупные способности души, познавательные способности, ап- риорные принципы, этика.
Философия от Гегеля до Ницше. Гегель: философия должна стать универсальной наукой, логикой идей. Философия Маркса: обществен- ный труд как базис общества, критика капитализма, практика как кри- терий истины. Концепция сверхчеловека Ницше как последний всплеск и закат философии Нового времени.
Характерные черты нововременной философии: антропоцентризм, гносеологическая установка, выработка методов познания, стремление устроить жизнь человека на ясных и разумных началах.
тема 5. Философия наших дней
Феноменология. Философия Гуссерля. Интерес феноменологов к «ра- боте», специфике сознания. Обогащение потока феноменов за счет во- ображения. Выработка эйдоса, его обозначение высказываниями. Оцен- ка предмета созерцания на основе выработанного эйдоса. Критика обед-
нения жизненного мира в абстракциях науки и поверхностном понима- нии техники.
Герменевтика. Бытие человека в мире сущностей. Его вопрошание. Соотносительность человека и мира (вещей). Заброшенность человека в мире, его забота, страх, временность. Горизонты человека и вещи. По- нимание как интерпретация на основе вовлеченности человека в тради- цию, его образования, вкуса, таланта.
Аналитическая философия. Анализ языка. «Логико-философский трактат» Витгенштейна и его основные идеи: язык как граница мыш- ления, соответствие предложений фактам, отнесение эстетического, этического и религиозного к сфере мистики. Логический позитивизм: отрицание философии, аналитические и синтетические предложения, принцип проверяемости, физикализм. Постпозитивизм: гипотетико- дедуктивное построение теории, ее фальсификация, сменяемость теорий и научно-исследовательских программ, научные революции. Философия естественного языка позднего Витгенштейна: значение слова как его употребление, «семейное сходство» слов.
Постмодернизм. Протест против логоцентризма, единообразия, ав- торитетов, устоявшихся норм власти. Метод деконструкции Дерриды. Сближение философии с поэтикой. Эстетика возвышенного Лиотара.
Философия в России. Основные положения диалектического и ис- торического материализма (первичность материи, познаваемость мира, практика как критерий истины, законы диалектики, определяющая роль в обществе экономического базиса, социалистические идеалы). Основ- ные черты русской философии: идеал цельности, положительного един- ства. Оправдание абсолютного добра, соборность, интуитивизм, сближе- ние истины с праведностью, космизм. Философия B.C. Соловьева, H.A. Бердяева, А.Ф. Лосева.
Восточная философия. Основные черты индийской философии. Формула: «Атман есть брахман». Основные черты китайской филосо- фии, ее этическая направленность. Соотношение западной и восточной философий.
тема 6. Философия человека, общества и истории
Выбор начала систематического философствования.
Философия человека. Человек как микрокосмос и единство души и тела. Средневековая философия: трехчастность человека — духов- ность, душа, тело. Человек разумный (Новое время). Человек как со- средоточие общественных отношений (Маркс). «Сверхчеловек» (Ниц- ше). Бессознательное — базис человека (Фрейд). Человек с позиций гер- меневтики, феноменологии, аналитической философии и постмодер- низма. Человек, его уникальность и универсальность, историчность и твор- чество.
ПРИМЕРНОЕ ПОЧАСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КНРСА ФИЛОСОФИИ (ДЛЯ ВАРИАН- ТОВ I/II/III)
| Молодость как социальная черта молодых. Ценности молодых: жизненная непосредственность, поддержка групповой идентичности, про- тест против стандартов, игривость и пр. Молодежная философия как ре- акция на вызов современности.
|
тема 13. Философия образования
Цель образования — человечность. Соотношение подготовки и об- разования. Единство истины, красоты и добра в образовании. Будущее — за творчеством. Непрерывность образования, самообразование. Место фи- лософии в образовании. Образование — это ответственность.
№ темы
| Наименование темы
| Лекции или семинары, ч
| Самостоятельная рабо- та студентов, ч
|
| Что такое философия?
| 1/2/1
| 1/2/1
|
| Античная философия
| 5/8/5
| 5/10/5
|
| Средневековая филосо- фия
| 2/4/2
| 2/4/1
|
| Нововременная филосо- фия
| 4/8/4
| 4/8/4
|
| Философия наших дней
| 6/12/8
| 6/12/4
|
| Философия человека, общества и истории
| 4/8/4
| 4/8/3
|
| Философия как аксио- логия
| 4/8/4
| 4/8/3
|
| Философия познания и науки
| 4/10/4
| 4/8/3
|
| Философия языка
| 1/2/-
| 1/2/1
|
| Философия техники
| 1/2/-
| 1/2/1
| И
| Философия природы
| 2/2/-
| 2/4/2
|
| Второй пол и философия
| 1/2/-
| 1/2/1
|
| Философия образования
| 1/2/-
| 1/2/1
|
| Итого
| 36/70/32
| 36/72/32
| Философия общества. Соотношение личности и общества. Социаль- ные действия и их смысл. Понимание общества в античности (идея спра- ведливости), средневековье (идея «града земного»), Новом времени (концепция общественного договора) и в наши дни (идея ценностных установок).
Философия истории. Различные концепции историчности общест- ва: цикличность (античность), разрыв цикличности библейскими исто- риями (средние века), линейность и прогрессивность (Новое время), не- линейность (современность). Единство и многообразие истории. За- пад — Россия — Восток.
тема 7. Философия как аксиология
Учение о ценностях. Термин «аксиология». Характеристика при- роды ценности. Ценность как интерпретация, в которой субъект выра- жает свои предпочтения. Измерение ценностей. Чувства, эмоции, воля, сомнение, идеал и цель как ценности.
Философия искусства. Цивилизация и культура. Красота как эс- тетическая ценность. Характеристика красоты в различных философ- ских направлениях и системах (от античности до современности).
Философия практики. Практика как деятельность человека по до- стижению цели. Структура практики: субъект, цель, целенаправленная деятельность, средства практики, объект практического действия, ре- зультат практики. Выяснение ценности практики в процессе философ- ской интерпретации. Добро как основная ценность практики. Измене- ние представлений о добре (от античности до наших дней). Измерение добра. Справедливость, свобода и ответственность как идеалы практи- ки. Этика ответственности: классическая и неклассическая концеп- ции.
тема 8. Философия познания и науки
Философия познания. Чувственное познание по Локку, Канту и Гуссерлю. Ощущение, восприятие, представление. Рациональное по- знание: понятие, суждение, умозаключение. Природа понятия. Проня- тие как мысль-обобщение, позволяющее объяснить факты. Единство чув- ственного и рационального познания. Память и воображение, интуиция. Творчество. Строение психики: бессознательное, сознательное и надсоз- нательное. Природа истины. Три концепции истины (концепция соот- ветствия, когеренции, прагматизма). Шкала истинности. Вчувствование, объяснение, понимание. Многомерность истины.
Философия науки. Наука как деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Эмпирический уровень научного по-
знания: эксперимент, наблюдение, моделирование, измерение. Теорети- ческий уровень научного познания. Эмпирические и теоретические за- коны. Методы научного познания: аксиоматический, гипотетико-дедук- тивный. Соотношение теории и практики. Идеалы и этика ученого. Фи- лософия, религия и наука.
тема 9. Философия языка
Философия имени. Имя как выражение сущности вещи. Имя как знак. Имя как символ мира.
Философия предложения. Предложение и его функция истинности/лож- ности. Значение и смысл предложения. Семантика и синтаксис.
Философия ценностных установок. Выражение ценностных уста- новок в языке. Прагматика. Язык как символ нашей жизни. Метаязык и объектный язык. Единство и многообразие языков. Формализованное и коммуникативное назначение языка.
тема 10. Философия техники
Становление философии техники. Техника как символ деятельно- сти человека, его ценностей. Техника как освоение вещества, энергии, информации. Критика техницизма Гуссерлем и Хайдеггером. Г.П. Ще- дровицкий о достоинствах технического подхода. Можно ли заменить человека техническим устройством? Техника и этика. Моральные ко- дексы.
тема 11. Философия природы
Характеристика термина «природа». Исторические формы отно- шения человека к природе (от античности до наших дней). Концепция ноосферы В.И. Вернадского. Синергетика — наука о сложном. Гипоте- за Большого взрыва. Уровни организации природы. Пространство и вре- мя. Природа и ответственность человека. Экологическая, биологичес- кая, медицинская этики.
тема 12. второй пол и Философия
Вторая, социальная природа мужчин и женщин. Господство муж- чин над женщинами. Феминизм — борьба женщин за свои права. Ха- рактеристика ценностей, на основе которых формируются представле- ния о мужественности и женственности. Философия любви.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ (ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ)
Глубокоуважаемые коллеги! Позвольте в порядке заочного обмена опытом преподавания философии сформулировать ряд суждений и по- желаний.
• На наш взгляд, часто возобновляемый спор о необязательности и да- же противопоказанности изучения философии в средних специальных учебных заведениях лишен серьезных оснований. Американец М. Лип- ман разработал курс «Философия для детей». Согласно его рекоменда- ции, уроки философии вводятся с первых классов школы. Накоплен уже солидный положительный опыт, о котором хорошо написала Н.С. Юди- на (см.: Юлина Н.С. Философия для детей // Вопросы философии. 1993. № 9. С. 151-158). В свете этого никак нельзя приветствовать от- лучение от философии юношей и девушек, получающих среднее специ- альное образование. Надо полагать, они способны превзойти детишек в понимании всего того, что можно назвать миром философии.
Противники преподавания философии в средних специальных, или, как их теперь принято называть, профессиональных учебных заведе- ниях, возможно, излишне благодушно относятся к тому мировоззрен- ческому хаосу, в который ввергается каждый, кто получает современ- ное образование, высшее или среднеспециальное, с его разветвленной дисциплинарной структурой. На студента чуть ли не ежедневно обру- шивают поток разнообразных сведений, плохо согласующихся ценно- стных установок, противоположных по смыслу призывов и лозунгов. Преподавание философии вряд ли способно навести в этом потоке иде- альный порядок, но по крайней мере снабдит студента инструмента- рием для его более или менее сознательного отношения к миру мно- жащихся частностей, неопределенностей, разветвлений. С этой точки зрения преподаванию философии нет альтернативы. Соответственно нет альтернативы и работе преподавателя философии. Эту работу может вы- полнить только он, никто другой из числа преподавателей нефилософ- ских дисциплин.
• Преподавать философию следует серьезно и основательно. Друго- го не дано. К сожалению, постоянно множатся попытки предложить студентам какие-то до смешного упрощенные курсы философии. Это приводит к тому, что от подлинной философии ничего не остается. Сле- дует иметь в виду, что за последние два-три десятилетия произошла су- щественная интенсификация преподавания учебных дисциплин в сред- них специальных учебных заведениях. Это относится и к естественным, и к техническим дисциплинам. Студенты изучают интегральное и диф-
ференциальное исчисление, теорию информации. Им, как показывает практика, вполне посильна нормальная философия. Философия, адап- тированная к условиям среднего учебного заведения, но не перестаю- щая быть полноценным курсом философии.
• Авторам учебников и учебных пособий по философии, преподава- телям философии следует быть, на наш взгляд, крайне осторожными в адаптации курса философии. Особенно много негативных последствий несет с собой желание изобрести некоторую синтетическую филосо- фию, которая, якобы, содержит в себе разом достоинства всех философ- ских систем. При ближайшем рассмотрении выясняется в таких слу- чаях, что за мировую философию выдается недостаточно прорефлекси- рованная точка зрения. Современная философия имеет плюралистиче- ский характер. Это — фундаментальный для преподавания философии факт, причем независимо от типа учебного заведения, где это препода- вание осуществляется. Именно поэтому в нашем учебнике плюрализму современной философии уделяется первостепенное внимание.
• Преподавание философии в различных странах мира сейчас ведет- ся по двум вариантам, которым дали название «немецкого» и «амери- канского». «Немецкий» вариант преподавания философии заключает- ся в историко-философской проблематизации курса философии. «Аме- риканский» вариант состоит в изложении курса аналитической фило- софии, с позиций которой рассматриваются не столь уж частые вкрап- ления историко-философского материала.
В нашем учебнике вполне сознательно используется «немецкий» ва- риант, который характерен для абсолютного большинства европей- ско-континентальных стран. Вместе с тем в учебнике должное внима- ние уделяется аналитической философии. Ее достижения, безусловно, пора включать в российские учебники философии. В то же время вряд ли целесообразно в России, являющейся крупнейшей европейской державой, слепо следовать по пути американского философского изо- ляционизма.
• Рискуя вызвать на себя огонь безжалостной критики, йы тем не менее считаем необходимым высказать свое мнение об использовании в преподавании философии ориентации на диалектический материализм (ради краткости изложения не упоминаем исторический материализм) и русскую философию.
Диалектический материализм сейчас находится в кризисе. Препо- давателю философии истоки такого положения дел, очевидно, хорошо известны. Сложнее понять, что косметический ремонт использовав- шихся в советское время курсов диалектического материализма, изо- биловавших догматическими отсылками к произведениям классиков марк- сизма-ленинизма, мало что дает. Российским философам-профессина- лам предстоит весьма объемная работа по осмыслению достижений и недостатков диалектического материализма советского периода. На- сколько нам известно, пока такая работа далека от своего завершения,
в создавшихся условиях преподавателю философии ничего не остается как на свой страх и риск вырабатывать собственное отношение к диа- лектическому материализму. На наш взгляд, диалектический матери- ализм в современном его виде не является достойной альтернативой до- стигшей высокого уровня развития западной философии.
Немало методических затруднений связано с осмыслением педаго- гической ценности русской философии. Особенно неуместны две край- ности. Во-первых, противопоставление России с философской точки зре- ния остальному, особенно западному, интеллектуальному миру. Во- вторых, отрицание за русской философией ее смыслообразующей функ- ции в российском менталитете. Неуместны как слепое преклонение перед философией Запада, так и российский философский ура-патрио- тизм. В этой связи нам представляется разумным рассматривать рус- скую философию в контексте мировой философской мысли.
• О дефиците учебного времени. Абсолютное большинство препода- вателей философии жалуются, причем вполне справедливо, на дефицит учебного времени. Часто слышится риторический вопрос: разве можно за 32 часа обучить философии. Действительно, отводимые на изучение философии 32—40 учебных часов лекционно-семинарских занятий ста- вят преподавателя философии в положение своеобразного цугцванга: не хо- чется как обеднять курс философии (с тем чтобы «уложиться» в отве- денное на занятия учебное время), так и преподавать полноценный курс философии, который окажется изученным лишь частично. Положение трудное, но не катастрофическое.
Во-первых, успешное преподавание философии, рост авторитета преподавателя философии, безусловно, открывает путь к увеличению объ- ема учебного времени, отводимого на изучение философии. Во-вторых, всякий дефицит учебного времени не закрывает пути педагогического творчества, поиска наилучших путей преподавания.
На наш взгляд, даже в условиях бесспорного дефицита учебного времени не следует отказываться от ориентации на изучение не иско- верканного, а полноценного учебного материала. В этой связи часть материала должна быть предоставлена студенту для простого чтения. Студент должен ознакомиться с каждой главой учебника, но отнюдь не обязательно включать в вопросники к зачетам и экзаменам все со- держание учебника. Многое может быть использовано в качестве ма- териала для сообщений, докладов, рефератов, конференций. В связи с различным почасовым планированием курса философии мы приве- ли три варианта указанного планирования. Разумеется, каждый пре- подаватель, руководствуясь федеральным компонентом Государствен- ного образовательного стандарта среднего профессионального образо- вания, волен по-своему проводить почасовое планирование курса ос- нов философии.
• Об относительно самостоятельных структурных компонентах учеб- ника. Главы и темы учебника скомпонованы таким образом, что они об-
разуют относительно самостоятельные структурные компоненты Это в частности, две части учебника: «Основные этапы философии» (темы 2-5) и «Систематический курс философии» (темы 6-13). Так как вто- рая часть является во многих отношениях продолжением первой, то ее неразумно изучать в качестве самостоятельного курса философии. В случае острейшего дефицита учебного времени мы рекомендуем счи- тать основой учебника именно первую часть.
При трехчастном делении материала учебника выделяются три большие структурные единицы: темы 1-5, темы 1-8, темы 1-13 (весь учебник). Темы 1-8 дают достаточно исчерпывающие сведения о состо- янии современной философии, ее основных «болевых» точках.
• Против безымянной философии. Преподавание многих учебных дис- циплин является в значительной степени безымянным. Имя того или иного ученого упоминается разве что в случае, когда оно присвоено за- кону (например, законы Ньютона, Менделя и т.п.). Практика препо- давания философии показывает, что безымянная философия скучна и ли- шена значимых ориентиров. Имена философов должны быть на слуху. Это справедливо по отношению к выдающимся философам, к тому же приводимые имена философов запоминаются, иногда бессознательно, сту- дентами и позволяют им даже спустя годы иметь представление о струк- туре философии.
Мы доводим до сведения читателя достаточно много имен выдаю- щихся философов. Имеется в виду, что для студента учебник являет- ся маленькой энциклопедией. Думается, преподаватель должен опреде- литься: вклад каких именно философов в современную культуру дол- жен знать студент. Наш минимальный список имен философов видит- ся таким: Сократ, Платон, Аристотель (античность), Христос (нача- ло новой эпохи), Декарт, Локк, Кант, Гегель, Маркс, Ницше (Новое вре- мя), Гуссерль, Хайдеггер, Витгенштейн, Деррида (XX в.), Соловьев, Бердяев, Лосев (русская философия).
• О языке философии. Язык философии достаточно специфичен, он содержит много слов греческого и латинского происхождения и уже по этой причине многим кажется трудным. Практика препода- вания философии показывает, что совершенно неразумно стремиться во всех случаях греческие и латинские термины переиначивать на рус- скоязычный манер. Поступив таким образом, мы бы отлучили студен- тов от оригинальной философской литературы. И это вместо того что- бы, наоборот, предоставить им необходимый инструментарий для чте- ния философских книг и статей. Языку философии следует учить со всей тщательностью филологов, не оставляя без разъяснения ни один термин.
• Преподавание философии должно быть интересным. Это аксиома. Но когда именно преподавание философии является интересным? Хай- деггер как-то разъяснял, что философский интерес имеет место там, где человек встречается с сущим. Речь идет не об эмоциях, которые тут же
ГОДЫ ЖИЗНИ ВЫДАЮ- ЩИХСЯ ФИЛОСОФОВ
(в хронологическом порядке)
| сменяются равнодушием и безразличием, а об устойчивом интересе. Ког- да философский энтузиазм преподавателя находит не случайный, а впол- не оправданный отклик в душе студента. Когда для обоих, преподава- теля и студента, философия становится откровением, поднимающим на новые научные, эстетические и нравственные высоты.
Глубокоуважаемые коллеги! Из тех многочисленных инстанций, пе- ред которыми мы ответственны, наиглавнейшей является студент. Де- ло наше относится к числу благороднейших.
| Античность
до н.э.
Фалес (624-546) Парменид (540-470) Гераклит(535-470) Зенон (510-430) Сократ(469-399) Демокрит (460-371) Платон (427-347) Аристотель (384-322) Эпикур (341-270) Цицерон (106-43) Сенека (4 до н.э.-65 н.э.) Плотин (204-270)
Средневековье Августин А. (354-430) Боэций А.(480-524) Авиценна(980-1037) Ансельм (1033-1109) Абеляр П.(1079-1141) Аверроэс (1126-1198) Фома Аквинский (1221-1274) Оккам У. (1280-1349)
Возрождение и Новое время
Кузанский Н.(1401-1464) Фичино М. (1433-1499) Бруно Дж. (1548-1600) Бэкон Ф.(1561-1626) Гоббс Т. (1588-1679) Декарт Р. (1596-1650) Спиноза Б. (1632-1677) Локк Дж. (1632-1704) Лейбниц Г. (1646-1716)
| Юм Д. (1711-1776) Гольбах П. (1723-1789) Кант И. (1724-1804) Фихте И. (1762-1814) Гегель Г. (1770-1831) Шеллинг Ф. (1775-1854) Шопенгауэр А. (1788-1860) Фейербах Л. (1804-1872) Маркс К. (1818-1883) Пирс Ч. (1839-1914) Джемс У. (1842-1910) Ницше Ф. (1844-1900) Соловьев B.C. (1853-1900)
Новейшее время Фрейд 3. (1856-1939) Гуссерль Э. (1859-1938) Бергсон А. (1859-1941) Лосский Н.О. (1870-1965) Рассел Б. (1872-1970) Бердяев H.A. (1874-1948) Флоренский П.А. (1882-1937) Витгенштейн Л. (1889-1951) Хайдеггер М. (1889-1976) Карнап Р. (1891-1970) Лосев А.Ф. (1893-1988) Гадамер Г. (1900) Поппер К. (1902-1994) Сартр Ж.-П. (190^-1980) Куайн У.(р. 1908) Кун Т. (р. 1922) Фуко М.(1926-1984) Хабермас Ю. (р. 1929) Деррида Ж. (р. 1930) Ленк Г. (р. 1935)
|
Примечание. Разумеется, приведенный перечень содержит элементы произ- вола, ибо выдающихся философов было и есть намного больше, чем здесь ука- зано. Перечисленные шесть десятков имен дают читателю легкообозримую хро- нику. Изучающему философию следует в ней ориентироваться.
|