ВЕЛИКИЕ ФИЛОСОФЫ
(ДО XX ВЕКА)
Сократ {469-399 до н.э.)· Сократ на суде: «Я вам сказал: не шу- мите, афиняне!».
Казнен в Афинах, будучи обвиненным в растлении молодежи. От- крыл сущность человека. Человек — это душа, по возможности благая и совершенная.
Платон (427-347 до н.э.). «В род богов никому не позволено по- пасть, если он не занимается философией».
Платон — это псевдоним Аристокла. Своему псевдониму Платон обя- зан мощным телом и широким лбом. Платон — ученик Сократа. Пы- тался внушить идею о правителе-философе тирану Сиракуз Дионисию I, но был продан им в рабство. По освобождении основал академию.
Разработал концепцию идей, без которой немыслима современная цивилизация.
Аристотель (384-322 до н.э.). «Искать истину — и легко и труд- но, ибо очевидно, что никто не может ни целиком ее постигнуть, ни полностью ее не заметить, но каждый добавляет понемногу к наше- му познанию природы, и из совокупности всех этих фактов складыва- ется величественная картина».
Эти слова Аристотеля выгравированы на здании Национальной академии наук в Вашингтоне.
Учился в академии Платона 20 лет. Был наставником Александра Македонского. Обладал энциклопедическими познаниями.
Разработал концепцию формы как динамической сущности единич- ных вещей. Превратил в науку логику и этику.
Провел обобщение философских воззрений античных авторов.
Эпикур (341-270 до н.э.). «Пусть никто не откладывает философию в юности...».
Философией начал заниматься с 14 лет, приобщал к ней рабов. Ос- новал школу своего имени. По преданию перед смертью лег в ванну с го- рячей водой, выпил вина, пожелал друзьям не забывать его учений и скон- чался.
На основе атомизма разработал этическую концепцию отсутствия стра- даний, покоя души.
Плотин (204-270). «Старайтесь воссоединиться с божественным, которое внутри вас, с божеством, которое есть универсум». Последние слова, сказанные Плотином перед смертью.
В Риме открыл философскую школу. Был добр и легкодоступен, в том числе подросткам. Мечтал создать для философов специальный го- род — Платонополис. Учил своих учеников преодолевать земные изме- рения : сизни.
Разработал учение о Едином-Благе и достижении его в чувстве экс- таза.
Августин Аврелий (Блаженный) (354-430). «Воля в нас всегда сво- бодная, да не всегда добрая».
Будучи воспитанным своей матерью Моникой, истой христианкой, Августин вплоть до 30-летнего возраста не понимал Библию. Когда же она стала доступна пониманию Августина, то в его умонастроении про- изошли решающие изменения. Он реализует один из ярчайших вари- антов философствования в христианской вере и делает это с такой страстью, которая стала предметом подражания в веках.
Фома Аквинский (1221-1274). «Божественная истина есть мера вся- кой истины...».
Обладал поразительной способностью к учению, усидчивостью и це- леустремленностью. Умел соединять различные знания в едином под- чинении философии и религии. «Разложив по полочкам» как учение Ари- стотеля, так и учение о религии, сумел объединить их. По настоящее время там, где речь идет о единстве религии, философии и науки, при ведущей роли религии, католическая мысль своим «полномочным представителем» считает именно Фому Аквинского. И это несмотря на то, что незадолго до своей смерти Фома назвал свои многотомные тео- ретические работы «сплошной соломой», «трухой».
Бруно Джордано (1548-1600). «Сжечь — не значит опроверг- нуть!». Возглас Бруно на костре его смерти.
Еще в студенческие годы Бруно зарекомендовал себя мятежником. В его воззрениях причудливым образом сочеталась непокорность усто- явшимся христианским канонам, магия, поэзия и философия. Это об- стоятельство затрудняет характеристику философии Бруно.
В нашей стране Бруно широко известен благодаря его концепции множественности миров и отсутствия у Вселенной какого-либо центра.
За отход от христианства Бруно был приговорен к сожжению на ко- стре, что и было осуществлено на Поле цветов в Риме 17 февраля 1600 г.
Декарт Рене (1596-1650). «Все науки настолько связаны между со- бой, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в от- дельности от всех прочих».
Декарт обладал ясным умом и широчайшими интересами. За какую бы науку он не брался, везде находил на первый взгляд простые, а по
сути новаторские решения. Это относится к философии, математике, фи- зике, космологии, физиологии.
Главный вклад Декарта в философию — это развитый им метод на- учных размышлений.
Декарт чурался дрязг, политических разборок, грубых столкнове- ний. По этой причине он покинул шумную Францию и прожил около 20 лет в более спокойной Голландии. Однако новаторские воззрения Де- карта и здесь не остались без внимания. В Утрехтском университете про- тив Декарта был предпринят настоящий крестовый поход. По этой причине Декарт принял приглашение шведской королевы Христины и пе- реехал в Стокгольм. Здесь теплолюбивый француз, вынужденный бе- седовать с королевой в утренние, особенно холодные часы заболел вос- палением легких, что и послужило причиной его смерти.
Локк Джон (1632-1704). «Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть — добрыми или злыми, по- лезными или бесполезными,— благодаря воспитанию».
Локк принимал активное участие в общественно-политических со- бытиях в Англии конца XVII в. Прекрасно ориентировался в филосо- фии, общественных науках, педагогике.
Автор широко известной концепции чувственного познания.
Спиноза Барух (1632-1677). «Не плакать, не смеяться, не ненави- деть, а понимать!».
Спиноза был исключен из иудейской общины. Шлифовка линз да- вала ему заработок и возможность заниматься любимой философией.
«Этика» Спинозы — это книга, в которой делается попытка изло- жить этику так же строго, как математическую науку. Многих из вы- дающихся философов программа Спинозы воодушевляет по сей день.
Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646—1716). «Каждая субстанция с точностью выражает сущность всех остальных в силу существующих между ними связей».
Лейбниц — великий эрудит, во многом предвосхитивший развитие наук. Основатель кибернетики Норберт Винер писал: «Если бы мне при- шлось выбирать в анналах истории наук святого — покровителя кибер- нетики, то я выбрал бы Лейбница». Лейбниц — философ, физик, ма- тематик, техник, языковед, логик. Лейбниц независимо от Ньютона от- крыл дифференциальное исчисление.
Основной вклад Лейбница в философию — это его учение о мона- дах, единичных сущностях, обладающих духовной и творческой энер- гией. Вынесенные в эпиграф слова Лейбница можно расценить как гимн символизму: в одном дан весь мир. Как-то Лейбниц выразился в том духе, что нельзя уничтожить одну пылинку, не уничтожив при этом весь мир.
Кант Иммануил (1724-1804). «...Обязанность говорить правду... это безусловная обязанность, которая имеет силу во всяких отношени- ях».
Кант всю свою жизнь прожил в Кенингсберге, в Восточной Прус- сии (ныне Калининград). Кант был равнодушен к богатству и славе, ког- да ему предлагали переехать в другой город, суля многократное повы- шение жалования, он отказывался. Но в научных вопросах ι вопросах морали был максимально щепетилен. Кант знал себе цену: он не без ос- нования утверждал, что совершил коперникианскую революцию в фи- лософии, имея в виду созданную им философию априорных принципов.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831). «Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении».
Гегель считается самым умелым системосозидателем в истории фи- лософии. В одиночку он сумел создать энциклопедию философских на- ук, главное содержание которой составляет диалектика идей.
Жизнь Гегеля оборвала эпидемия холеры. Говорят, что Гегель один из немногих философов, кто ушел из жизни, не познав горечи масси- рованного критического наступления на свое учение.
Маркс Карл (1818-1883). «Философы лишь различным образом объ- ясняли мир, но дело заключается в том, чтобы его изменить».
С юных лет решил посвятить свою жизнь делу установления спра- ведливого общественного порядка. Жил страстно. Уже после помолв- ки семь лет ждал возможности создать семью со своей возлюбленной Жен- ни фон Вестфален. От этого брака родилось семеро детей, из которых взрослыми стали только три дочери. Маркс, не колеблясь, жертвовал свои личные сбережения на борьбу рабочего класса за свои права. Со- здал международную организацию рабочих и длительное время возглав- лял ее.
Вклад Маркса в философию определяется проведенной им трансфор- мацией гегелевской философии в диалектический и исторический ма- териализм.
Ницше Фридрих (1844-1900).
«— Почему ты такой твердый? — сказал однажды уголь алмазу. —
Разве мы не близкие родственники?...
— О, братья мои, так спрашиваю я вас: разве вы — не братья мне?».
С молодых лет Ницше выделялся своей талантливостью. Любимцу студентов-филологов предложили место профессора еще тогда, когда он был студентом, в 24 года. А Лейпцигский университет присудил Ниц- ше степень доктора без защиты диссертации, да и без самой диссерта- ции. В талантливости Ницше его педагоги не сомневались. Но когда на свет одно за другим стали появляться произведения Ницше, наступи-
ло замешательство. Любезный и скромный человек пошел в настоящее наступление на все общепризнанные ценности, от науки до христиан- ства.
В таланте Ницше причудливо соединились филологическая утончен- ность, философский скепсис и буйство музыкальной стихии, импрови- зации. Все это вылилось в пропаганду сверхчеловека.
Последние 11 лет жизни Ницше был сумасшедшим.
Нацисты использовали воззрения Ницше в своих целях. Этому спо- собствовало знакомство его сестры Элизабет с Гитлером.
Современные философы находят у Ницше много оригинальных идей, разработка которых ведется по сей день.
Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900). «В тумане утреннем неверными шагами я шел к таинственным и чудным берегам».
Соловьев — самый видный русский философ XIX в. Его философия считается визитной карточкой всей русской философии. Соловьев^оста- вил профессорскую должность после того, как призвал на публичной лек- ции не казнить убийц Александра II (1881). Для Соловьева на первом месте была не работа кабинетного ученого, а возможность отклика на животрепещущие вопросы русской общественно-политической и рели- гиозной жизни.
Вклад Соловьева в философию определяется его философией поло- жительного единства.
|