КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Архитектура. Градостроительство было связано с бурным экономическим развитием пореформенной РоссииНа верх Градостроительство было связано с бурным экономическим развитием пореформенной России. Облик городов определяли теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначения — банки, магазины, вокзалы, доходные дома. Расширился ассортимент строительных материалов — бетон, цемент, металлические конструкции, стекло. Для второй половины XIX в. была характерна архитектурная эклектика — разнообразие направлений и смешение стилей. По проекту архитектора А.И. Резанова был построен дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге, в котором сочетались элементы барокко, мавританского и «русского» стиля. Постепенно «русский» стиль стал преобладать. В его традициях были построены здания Исторического музея (арх. В.О. Шервуд), Городской думы (арх. Д.Н. Чичагов) и Верхних торговых рядов (арх. А.Н. Померанцев) в Москве. В начале XX в. в отечественной архитектуре оформились три направления. В стиле модерн были возведены Ярославский вокзал и здание Художественного театра (арх. Ф.И. Шехтель), гостиница «Метрополь» (арх. В.Ф. Валькот) и др. В неорусском стиле использовались мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации (арх. А.В. Щусев — Казанский вокзал). Постройки в стиле неоклассицизма: Киевский вокзал, здание Музея изобразительных искусств, почтамта (арх. И.И. Рерберг) и здание Госбанка (арх. И.В. Жолтовский) — возрождали основные принципы архитектурной классики: монументальность, парадность, строгая симметрия. В целом достижения русской культуры получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры. РЕВОЛЮЦИЯ 1917 г. В РОССИИ Вступление России в первую мировую войну на некоторое время сняло остроту социальных противоречий. Все слои населения сплотились вокруг правительства в едином патриотическом порыве. Однако он продолжался недолго. Поражения на фронте в борьбе с Германией, гибель миллионов россиян, ухудшение положения народа, вызванное войной, — все это породило массовое недовольство. Внутреннюю ситуацию в стране усугублял экономический кризис, наметившийся в 1915-1916 гт. Промышленность, перестроенная на военный лад, в целом обеспечивала нужды фронта. Однако ее однобокое развитие привело к тому, что тыл страдал от нехватки предметов народного потребления. Это привело к повышению цен на них. Росла инфляция: покупательная способность рубля упала до 27 коп. В 1916 г. разразились топливный и транспортный кризисы. Низкая пропускная способность железных дорог не обеспечивала военных перевозок и бесперебойную доставку продовольствия в города. Особенно острым оказался продовольственный кризис. Крестьяне, не получая необходимых промышленных товаров, отказывались поставлять продукты своего хозяйства на рынок. В России впервые появились очереди за хлебом. Процветала спекуляция. Попытки правительства выйти из кризиса оказались тщетными. Слабо помогло привлечение промышленников к решению хозяйственных вопросов в Особых совещаниях по обороне и Военно-промышленных комитетах. Поражения России на фронтах первой мировой войны нанесли значительный удар по общественному сознанию. Население устало от затянувшейся войны. Росли забастовки рабочих и крестьянские волнения. На фронте участились братание с противником и дезертирство. Усилились национальные движения. В 1916 г. в Средней Азии восстало местное население. Его вожди пытались отделиться от России и создать независимые ханства. Революционные агитаторы использовали все промахи правительства для дискредитации правящих верхов. Опираясь на антивоенные настроения в обществе, меньшевики (JI. Мартов) и эсеры (В.М. Чернов) выступали за немедленное прекращение войны и заключение демократического мира. Большевики (В.И. Ленин) желали поражения царскому правительству и призывали народы превратить войну из империалистической в гражданскую. Активизировалась либеральная оппозиция. Усилилось противостояние Государственной думы и правительства. Рушилась основа третье- июньской политической системы — сотрудничество буржуазных партий с самодержавием. Речь П.Н. Милюкова 1 ноября 1916 г. с острой критикой политики царя и его министров положила начало «обличительной» кампании в IV Государственной думе. «Прогрессивный блок» — межпартийная коалиция большинства думских фракций — потребовал создания правительства «народного доверия», ответственного перед Думой. Однако Николай П демонстративно отверг предложение либералов. Политическая нестабильность проявлялась в раздорах министров, их частой смене («министерская чехарда»). Даже часть аристократических кругов и высшего генералитета, некоторые члены императорской фамилии высказывали недовольство деятельностью правительства. В придворной камарилье усилились прогерманские настроения. Многие высокопоставленные чиновники были заподозрены (и не без оснований) в шпионаже и государственной измене. Среди ближайшего окружения царя вызревала идея сепаратного мира с Германией, чтобы использовать армию для подавления народных выступлений. Николай II катастрофически терял авторитет в обществе из-за «распутинщины», бесцеремонного вмешательства царицы Александры Федоровны в государственные дела и своих неумелых действий в качестве Верховного главнокомандующего. К зиме 1916-1917 гг. все слои населения России осознавали неспособность царского правительства преодолеть политический и экономический кризис. На верх
|