КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семантика композиция семантика композиция(образов) (речевых единиц) Схема произведения Уровни (по Тюпе: 2; 32) объектной организации субъектной организации (теория литературы) - субсистема кадров внутреннего зрения (внешний) - субсистема голосов - субсистема эпизодов (сюжет) (несущий) - субсистема дискурсов (композиция) - субсистема кругозоров/хронотопов (внутренний) - субсистема ритмических (архитектоника) рядов (рифмотектоника)
(по Бабенко: 45; 35) структурно-семантический структурно-языковой (комплексный - основные концепты - объёмно-прагматическое членение филологический - сюжет текста анализ текста)- хронотоп - структурно-смысловое -образы автора и героев-контекстно-вариативное функционально-коммуникативный Итак, в одном случае отделенной от всех формальных уровней оказывается содержательная сфера, в другом – композиция. Вполне можно согласиться с В. Е. Хализевым, считающим «собственно содержательный пласт не еще одной (четвертой) стороной произведения, а его субстанцией» [5]. Это не значит, что иерархически он выше формального, как и уровни последнего в зависимости от того, более (предметная изобразительность) или менее (речевой строй) очевидна их связь с содержательной стороной. Уровень же композиции вряд ли правомерно распространять на собственно содержательную сферу: весьма затруднительно говорить о расположении и соотношении в тексте темы или идеи, а соотношение пафосных начал находит проявление в композиции структурных единиц. Но в сфере формальной представляется необходимым отделить композиционный уровень от двух других как стержень (каркас) структуры произведения. При этом, безусловно, надо учитывать специфику рода. В эпосе большую роль играет структура повествования, проявляясь и в общей композиции, и на уровне предметной изобразительности и ее компонентов, и на речевом уровне. В драме – конфликт, соотношение основного и дополнительного текста, организация диалога. В лирике – внутренняя выразительность при подчиненной роли предметной изобразительности, особая ритмическая организация. В лироэпосе – характер сочетания двух разных родовых начал. Мотив как повторяющийся формальный элемент, несущий на себе содержательную нагрузку, характерен для каждого рода, но в лирике мотивы приобретают особое значение, непосредственно выражая в лейтмотиве лирическое состояние. А вот мотив, понимаемый как сюжетный виток (по А. Н. Веселовскому), может иметь отношение только к эпосу и драме.
|