КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
II.3.2 Приемы создания характеров персонажей1. Прямая оценка – непосредственная оценка качеств характера героя: а) повествователем(авторская прямая оценка); б) самим героем (прямая самооценка); в) одного героя другим. 2. Рассказ о герое (характеристика) – описательная характеристика образа жизни, привычек персонажа; имя, возраст, национальность и т. п.: а) авторский (от повествователя); б) о самом себе; в) одного героя о другом. 3. Портрет – описание (преимущественно повествователем) статических (лицо, фигура) и динамических (мимика, жест, поза, походка) внешних черт героя, а также его одежды, прически. 4. Речевая характеристика – характеристика героя через особенности его речевой манеры: а) собственно речевая (устная внешняя речь – высказывание вслух): монолог (развернутое высказывание одного персонажа), диалог (разговор двух персонажей), полилог (речевая деятельность трех и более персонажей); б) внутренний монолог (высказывание (мысли, чувства) персонажа «про себя») – относится к одной из форм явного (прямого) психологического анализа характера; в) письменная речь (дневник, письмо и т. п.); г) несобственно-прямая речь – характеристика персонажа через рассказ о нем, в котором голос повествователя сливается с голосом самого героя; д) авторская (взаимная, само-) характеристика речи героя. 5. Сюжетное раскрытие характера героя – характеристика персонажа через сюжетную ситуацию, через его поведение в ней, через конкретное действие, совершаемое героем. 6. Психологическая характеристика – описание внутреннего состояния героя с прямым определением его чувств, ощущений, состояния (одна из форм явного психологического анализа): а) авторская (от повествователя); б) самохарактеристика; в) другим персонажем. 7. Косвенная характеристика героя через: а) пейзаж (описание природных явлений); б) интерьер (описание бытовой обстановки); в) предметы, принадлежащие ему и т. п. Примечание. Психологический анализ характера персонажа (раскрытие его внутреннего состояния, внутренней жизни) имеет две основные формы: § явный анализ – через непосредственное (прямое, открытое) изображение внутреннего мира персонажа; приемы – внутренний монолог и психологическая характеристика; § тайный анализ – через изображение внутренней жизни героя в ее внешних проявлениях (психологизированные портрет, поступок, речь) или косвенное изображение (пейзаж). 8. Контраст – противопоставление двух персонажей (герои-антиподы). 9. Аналогия – установление сходства между персонажами, повтор ведущих черт одного героя в другом (герои-двойники). 10. Двойничество – психологическая раздвоенность одного персонажа. 11. Пародирование – внешнее следование в изображении одного персонажа другому с целью вызвать комический эффект. 12. Параллелизм – параллельное изображение разных персонажей в похожих ситуациях (сюжетный); параллельное изображение природы (пейзаж) и чувств героя (психологический). 13. Приемы, связанные с различными формами условности и иносказательности (см. I.4. «Типология художественных образов»).
|