КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
II.4.4 СтихосложениеОсновные показатели стихотворной речи - стих(одна фиксированная строка стихотворного текста, ритмически соотносящаяся с другими строками); - ритм (в соответствии с системой стихосложения); - рифма (созвучие клаузул – окончаний стихов, начиная с последнего ударного слога); - строфа (группа стихов, чаще всего объединённых рифмой). Системы стихосложения: - силлабическая (ритм определяется одинаковым количеством слогов в стихе); - тоническая(ритм определяется одинаковым количеством стихотворных слогов в стихе); - метрическая (ритм определяется упорядоченным чередование сильных и слабых слогов, которые образую стопы): античная (долгих и кратких слогов), силлабо-тоническая (ритмически ударных и безударных слогов). Силлабо-тонические метры: - двусложные: хорей/-v/; ямб /v-/ - трёхсложные: дактиль /-vv/; амфибрахий /v-v/; анапест /vv-/ - пеоны: пеон I /-vvv/; пеон II/v-vv/; пеон III /vvv/; пеон IV /vvv/ Рифма по клаузуле: - мужская: ударение падает на последний слог в стихе /-/ абвгд… - женская: ударение падает на предпоследний слог в стихе /-v/ АБВГД… - дактилическая: ударение падает на третий от конца слог в стихе /-vv/ А’Б’В’Г’Д’… - гипердактилическая: ударение падает на четвёртый от конца слог в стихе /-vvv/ А”Б””ÔĔ… Рифма по точности: - точная: совпадают ударный и все заударные звуки; - приблизительная: не совпадают заударные гласные или ударные [и]-[ы]; - замещённая: не совпадают заударные согласные; - усечённая: в одной из клаузул не хватает звука (звуков), в том числе йотированная (не хватает [j]). Опораопределяется по предударному согласному. По способу рифмовки: - парная: аа, ббб - перекрёстная: абаб, абвабв - кольцевая: аха, где «х» - холостая, т.е. не имеющая созвучной клаузулы - кольцевая с парной (с парой): абба, аббба - перекрёстная с парной: абааб, аббаб - кольцевая с перекрёстной: абаба Строфы: двустишие(аа); терцет(аха); катрен(абаб, аабб, абба); пятистишие; шестистишиеи т.д. «Твёрдые» строфы – строфы, имеющие строгую рифмовку: октава (абабабвв), онегинская строфа (АбАбВВггДееДжж), бородинское семистишие(ААбВВВб). «Твёрдые» формы – стихотворения, имеющие фиксированную строфу и (или) объём строф (стихов): - терцины: аба бвб вгв… - сонет: 14 стихов, объединённых в 4 строфы, каждые две из которых связаны рифмой (АбАб АббА вГв вГГ ). Вопросы и задания 1. Перечислите уровни литературно-художественного произведения. Распределите по уровням следующие категории: гротеск, сюжет, проблематика, метафора, антитеза, хронотоп, оксюморон, ремарка. 2. Сопоставьте характеристику нравоописательной (по Г.Н. Поспелову) и социокультурной (по А.Б. Есину) проблематики. 3. Какие две разновидности находит в романной проблематике А.Б. Есин? 4. В чём видят разницу между драматизмом (эпико-драматическим пафосом) и трагизмом В.И. Тюпа и А.Б. Есин? 5. Чем отличается кульминация от перипетии? Почему их можно перепутать? 6. Чем отличается вставная история от предыстории? Приведите примеры произведений со вставными историями. 7. Чем отличается явный психологизм от тайного? Определите, к какой форме относятся следующие приёмы: портретные детали, внутренний монолог, поведение персонажа, пейзаж, психологическая характеристика. 8. В указанных стихотворных отрывках определить размер, особенности рифмы и строфики: А. Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. А. Пушкин. Зимняя дорога Б. Из гнезда упавших щеглов Косари приносят назад, - Из горящих вырвусь рядов И вернусь в родной звукоряд. О. Мандельштам
|