КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
III.4.4 Определение жанрообразующего начала по наименованию жанра1. Определить вариант жанрового наименования. 2. Вариант 1 предполагает совпадение жанрообразующего начала с видообразующим: в драме – пафос (комический, драматический, трагический), в эпосе и лироэпосе – сюжетно-композиционные особенности. 3. Вариант 3 требует соотнесения определения, уточняющего видовое наименование с определённым уровнем и компонентом произведения. Например, героическая поэма: определение «героическая» указывает на пафос; фантастическая повесть: определение «фантастическая» указывает на вид условности; приключенческий роман: определение «приключенческий» указывает на сюжетную организацию. 4. Вариант 2 требует обращения к формулировке жанра (в словаре или учебнике), выбора среди указанных черт ведущей и соотнесения её с уровнем и компонентом произведения. Например, элегия: «лирический жанр, стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего – от первого лица, без отчётливой композиции»[13]. В данном определении есть указания на объём, композицию, пафосное содержание лирического переживания. Первые две черты не отличаются определённостью; последняя связана с таким компонентом содержательного уровня, как пафос, – его и выберем как жанрообразующее начало. Вопросы и задания 1. Какие два родовых начала имеют тенденцию к совмещению? Какие жанры они образуют в этом случае? 2. В каком роде литературы обязательно присутствует повествователь? Какие приёмы создания характеров персонажей связаны с его присутствием? 3. Какой род литературы на данном этапе пользуется стихотворной речью? Возможны ли исключения? А в другие периоды развития литературы? 4. Какой род литературы на данном этапе пользуется прозаической речью? Возможны ли исключения? А в другие периоды развития литературы? 5. За каким родом литературы не закреплена определенная форма речевой организации? Можно ли говорить, что в современной литературе одна из форм является для этого рода преимущественной? А в другие периоды развития литературы? 6. Как создается жанровое наименование? Какие варианты жанровых наименований существуют? 7. Назовите вариант жанрового наименования и определите по нему жанрообразующее начало: героическая поэма; роман-эпопея; приключенческий роман; трагедия; литературная сказка; психологическая повесть; притча; поэма; водевиль;философская драма. 8. Докажите принадлежность произведения к определенному роду: «Евгений Онегин» А. С. Пушкина; «Квартет» И. А. Крылова; «Горе от ума» А. С. Грибоедова; «Русский язык» И. С. Тургенева; «Мертвые души» Н. В. Гоголя; «Толстый и тонкий» А. П. Чехова; «Бородино» М. Ю. Лермонтова; «К Чаадаеву» А.С. Пушкина. 9. Определите род, вид, жанр, жанрообразующее начало, форму речевой организации произведения: «Первая любовь» И. С. Тургенева; «Три мушкетера» А. Дюма; «Мцыри» М. Ю. Лермонтова; «Мадонна» А. С. Пушкина; «Гранатовый браслет» А. И. Куприна; «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя; «Человек-невидимка» Г. Уэллса. 10. Приведите примеры произведений следующих жанров: философское стихотворение, басня, послание, сатирический рассказ, литературная сказка, приключенческий роман, детектив, антиутопия, автобиографическая повесть, путешествие.
|