КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
V.2.3 Виды интерпретации (анализа) произведения(методы литературоведческого исследования) 1. Структурно-целостное исследование (выход на концепцию через образный и речевой уровни произведения с максимально полным охватом всех его компонентов). Как вариант его может использоваться аспектноеисследование (выход на концепцию через два других уровня произведения с акцентом на каком-либо из компонентов образного или речевого уровня произведения: одном из образов, композиционном приеме, ритмических показателях и т. д.). · Примеры: Проблематика и художественное своеобразие романа И.С. Тургенева «Рудин»; Тема добра и зла в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», Пейзаж в поэме С.А. Есенина «Анна Снегина». 2. Типологическое (жанрово-типологическое) исследование (выход на концепцию через доказательство принадлежности произведения к определенному художественному направлению и жанру). · Примеры: Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» как произведение классицизма; Черты детективного жанра в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 3. Историко-генетическое исследование (обращение к истории создания произведения с целью более глубокого его постижения: сопоставление редакций, установление прототипов и т. п.). · Примеры: История создания повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»; Прототипы героев романа А.Н. Толстого «Пётр Первый» (+ аспектный). 4. Историко-функциональноеисследование (обращение к различным, преимущественно разных периодов, трактовкам произведения). · Примеры: Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в исследованиях современных литературоведов; Образ Базарова в оценке критики 1860-х годов (+ аспектный). 5. Сопоставительноеисследование двух или более произведений (сопоставление концепций и их художественного воплощения) одного или разных авторов (сравнительно-историческое, если речь идёт о разных национальных литературах): – сопоставительно-аспектное(сопоставление по какому-либо аспекту: близким образам, приему и т. д.); Примеры: Специфика пейзажных образов в романах И.А. Гончарова «Обломов» и И.С. Тургенева «Рудин»; Герой и среда в романах М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и Стендаля «Красное и чёрное». – сопоставительно-типологическое(сопоставление по направлению или жанру, сравнительно-типологическое, если речь идёт о разных национальных литературах). · Примеры: Черты романтизма в поэмах А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» и М.Ю. Лермонтова «Мцыри»; Комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» и Д.И. Фонвизина «Недоросль» как произведения классицизма. - Интертекстуальное исследование (анализ цитат, реминисценций, аллюзий, создающих интертекстуальный подтекст, исследование его соотношения с паратекстом и заглавием, выявление архитекстуальной связи с текстами основного жанра и элементами других жанров, к которым обращался автор, учёт пародийности текста). · Примеры: Роль эпиграфов в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»; Реминисценции и аллюзии в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина (+ системный). 6. Системное исследование какой-либо группы произведений одного автора или всего его творчества, в том числе сопоставительно-системноеисследование творчества или групп произведений разных авторов, системно-сопоставительное исследованиесистемы (эпохи, периода, национальной литературы и т.п.). · Примеры: Проблематика романов И.С. Тургенева; Пейзаж в романах И.А. Гончарова и И.С. Тургенева (+ аспектный); Тема Великой Отечественной войны в русской прозе 1960-80-х годов.
Вопросы и задания
1. Какие из видов анализа произведений могут совмещаться? 2. Какие этапы можно выделить в исследовании литературно-художественного произведения? 3. Определите, к какому виду анализа произведений относятся следующие формулировки тем: · Проблематика и художественное своеобразие драматургии А.П. Чехова. · Приключенческие черты в исторических романах А. Дюма и В. Пикуля. · Система персонажей в разных редакциях романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
|