Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Речевой уровень в художественном произведении




1. Речевой уровень и его место в художественном произведении:

а) стихотворная и прозаическая речь;

б) композиция речи в драме; основной и дополнительный текст;

в) композиция речи в эпосе; речь повествователя и речь героев;

г) композиция речи в лирике и лироэпосе.

2. Лексическо-фразеологические источники языковой образности:

а) семантические группы;

б) особые стилистические пласты (пассивный фонд, лексика ограниченной сферы употребления);

3. Фонетические источники языковой образности и звукопись.

4. Морфологические и синтаксические источники языковой образности.

5. Найти источники языковой образности в следующих отрывках из текстов:

У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета…у Ивана Никифоровича глаза маленькие, желтоватые… (Н. В. Гоголь)

В этой части он собаку съел. – Ох, ах, не говорите так, наша мама брезглива. (А. П. Чехов)

Если зуб на кого – отпилим зуб. (В. В. Маяковский)

Очи твои сияют, как солнцы; уста твои алеют, как заря утренняя… (Н. М. Карамзин)

Привести примеры источников, отсутствующих в данных отрывках.

6. Изобразительно-выразительные средства языка.

6.1. Тропы:

а) Понятие о тропах.

б) Сравнение и метафора как тропы; разновидности метафор; найти сравнения и различные метафоры в следующих отрывках и определить их смысловую нагрузку:

 

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

 

***

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

 

***

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман.

А. С. Пушкин

 

в) Метонимия как троп и ее разновидности; найти примеры метонимии и объяснить их в тексте:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

 

***

Швед, русский – колет, рубит, режет.

А. С. Пушкин

г) Другие тропы (с примерами).

6.2. Фигуры:

а) понятие о фигурах;

б) инверсия как фигура,инверсия и тропы, перенос и тропы;

в) фигуры, основанныена повторах, и их связь с тропами;

г) другие фигуры;

д) найти в тексте фигуры, объяснить их связь с тропами (если есть) исмысловую нагрузку:

 

Малиновый и бирюзовый

Халат – и перстень талисманный

На пальцы – и такой туманный

В веках теряющийся взгляд.

М. Цветаева

 

***

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

К. Бальмонт

***

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слёз.

Ф.И. Тютчев

 

***

Красная юбка? – Как бы не так!

Огненный парус! – Красный маяк!

М. Цветаева

Объяснить авторскую пунктуацию.

6.3. Звукопись. Приемы звукописи:

а) фонетика и образность (характеристика звукописи);

б) найти звукопись и определить ее смысловую нагрузку:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

***

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!..

Ф. И. Тютчев

 

7. Найти языковые средства и определить их смысловую нагрузку в следующих отрывках:

а) Чудная картина,

Как ты мне родна!

Белая равнина,

Полная луна.

А. А. Фет

б) Дуняшка вспыхнула как маков цвет.

М. А. Шолохов

в) Средь полей необозримых

В небе ходят без следа

Облаков неуловимых

Волокнистые стада.

М. Ю. Лермонтов

 

 

д)Погасло дневное светило…

А. С. Пушкин

е)Теперь она сидит печальна и одна…

Одна…никто пред ней не плачет, не тоскует;

Никто ее колен в забвенье не целует…

А. С. Пушкин

 

8. Самостоятельная работа (по карточкам). В предложенном отрывке найти языковые средства и определить их смысловую нагрузку.

Список литературы

 

1. Введение в литературоведение/под ред. Г.Н. Поспелова. – М., Высшая школа, 1988. – С. 271-314, 328-352.

2. Гиршман, М.М. Проза художественная // Введение в литературоведение/под ред. Л.М. Чернец. – М.: Высшая школа, 1999. – С. 308-313.

3. Есин, А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения / А.Б. Есин. – М.: Флинта. Наука, 2000. – С. 109-127.

4. Клинг, О.А. Словарь поэтический // Введение в литературоведение/под ред. Л.М. Чернец. – М.: Высшая школа, 1999. – С. 336-350.

5. Литературный энциклопедический словарь/под ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева.- М.: Советская энциклопедия, 1987 (соответствующие термины).

6. Томашевский, Б.В. Поэтика (Краткий курс) // Б.В. Томашевский. – М., 1996. – С. 10 – 44.

7. Шапир, М.И. Язык поэтический // Введение в литературоведение/под ред. Л.М. Чернец. – М.: Высшая школа, 1999. – С. 512-528.

8. В данном пособии – II.4.1-3.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 131; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты