Школа (подход)
| Представители (работы)
| Основные положения
|
Биографический подход
| Ш.О. Сент-Бёв. Литературно-критические портреты. (1836-1839)
| Биография и личность художника – основа анализа его творчества. Литература – изолированные душевные миры отдельных писателей. Душевный мир автора – реакция его на собственную жизнь и на окружающую среду.
|
Филологический подход
| К. Лахман
| Текст произведения (с учётом его создания: вариантов, редакций) – основа анализа
|
Мифологическая школа
| Я. Гримм. Немецкая мифология (1835)
В. Гримм
Ф.И. Буслаев
А.Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу (1866-1869)
| Миф – основа умственной и художественной деятельности человека.
Миф фольклор
Прамиф - источник общих явлений в фольклоре разных народов
|
Культурно-историческая школа
| И. Тэн. История английской литературы (Введение) (1863-1864)
Философия искусства (1869)
А.Н. Пыпин. История славянских литератур (совместно с В.Д. Спасовичем) (1879-1881)
История русской этнографии (1890-1892)
История русской литературы (1898-1899)
| Историзм (художественное произведение -отражение духа народа в различные моменты его жизни).
Генетический подход (факторы, определяющие своеобразие художественного произведения: «раса» - врождённые и наследственные наклонности, связанные с биологическими особенностями нации; «среда» - климат., географ., общественно-полит. условия существования автора; «момент» - уровень культуры времени создания произведения, литературные традиции).
Позитивизм (уподобление наук о духе наукам о природе)
|
Сравнительно-историческая школа
| Т. Бенфей. Предисловие к «Панчатантре» (1859)
А.Н. Пыпин. Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских (1857)
Ф.И. Буслаев. Перехожие повести и рассказы (1874)
Алексей Н. Веселовский
Александр Н. Веселовский.
Историческая поэтика (1870-1906)
(с опорой на «Первобытную культуру» Э. Тэйлора)
| Миграционная теория («бродячие» сюжеты)
Заимствование – причина сходства образов в фольклоре и литературе разных народов
Синкретизм
Мотив и сюжет как система мотивов
Самозарождение сюжетов (кроме общего источника и заимствования)
|
Социологический подход
| Н.И. Коробка. Личность в русском обществе и литературе начала XIX века (1903)
В.А. Келтуяла. Курс истории русской литературы (1906-1911)
| Литература – выражение закономерностей материальной культуры народов
Связь произведения с социальными явлениями эпохи
Внимание к процессам, игнорирование индивидуальностей
|
Вульгарный социологизм
| П.С. Коган, В.М. Переверзев, В.М. Фриче
| Произведение – выражение мировоззрения и психологии («психоидеологии») определённого класса
Идеологическое воздействие на жизнь
|
Интуитивизм
| А. Бергсон
Ю.И. Айхенвальд, М.О. Гершензон, А.М. Евлахов
Б. Кроче
| Противопоставление интеллекта и интуиции Преимущество интуиции в постижении глубинных жизненных процессов
Особое видение действительности – условие возникновения художественного творчества
Функция искусства - отражение реальности, в основе которой «жизненный порыв»
Специфика художественного языка
Множественность толкований произведения
|
Психологическая школа
| Э. Эннекен. Опыт построения научной критики (Эстопсихология) (1888)
А.А. Потебня. Из записок по теории словесности (1905)
(опора на В. Гумбольдта)
| Искусство – процесс, протекающий в творящем и воспринимающем сознании.
3 стадии анализа произведения: 1) эстетическая (содержание, вызываемые им эмоции и стилевые и композиционные особенности, способствующие их появлению); 2) психологическая (душевный облик художника на основе данных 1-й стадии и научной психологии); 3) социологическая /основная/(духовный облик среды, группы, которая восприняла произведение)
Аналогия между словом и художественным произведением; «внутренняя форма» слова
Слово как средство создания мысли, индивидуальное понимание слова
Поэзия и проза
|
Психоанализ
| З. Фрейд. Лекции по введению в психоанализ
Леонардо да Винчи, этюд по психосексуальности
Статьи: «Поэт и фантазия», «Достоевский и отцеубийство»
К.-Г. Юнг. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству (1922)
Об архетипах коллективного бессознательного (1934)
| «Метапсихология»:
- вытеснение сознанием первичных влечений, связанных с бессознательным
- художественное творчество – сублимация вытесненных впечатлений
«Аналитическая психология»:
- уровни бессознательного: 1) индивидуальное (по Фрейду), 2) групповое семьи и мелких социальных групп, 3 ) групповое нации и более крупных групп, 4) общечеловеческое, 5) общебиологическое (за пределами психологии)
- архетипы бессознательного (мотивы и их комбинации, сходно проявляющиеся в мифах и верованиях различных народов, а затем в человеческих фантазиях и произведениях искусства)
|
Теория М.М. Бахтина
| Автор и герой в эстетической деятельности (1920-е)
Проблемы поэтики Достоевского (1929, 1963)
Формы времени и хронотопа в романе
Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса (1965)
| Пространственная, временная и смысловая вненаходимость автора по отношению к герою
Диалогичность художественного слова, монологический и полифонический романы
Амбивалентность комизма, связанного с карнавальным смехом
|
Экзистенциальные направления
| Феноменологическая критика
| /Истоки идейной основы: С. Кьеркегор, XIX в.
Экзистенциальное мышление основано не на данных реальности, а на размышлении о своём отдельном существовании/
/метод: Э.Гуссерль
Выявление предельных характеристик бытия через рефлексию сознания о своих актах и данном в них содержании /
М. Хайдеггер
К. Ясперс
Г. Марсель
А. Камю
Ж.-П. Сартр. Бытие и ничто (1943)
Идиот в семье (1973)
| Ezsistentia (позднелат.) – существование (пульсирующий процесс индивидуального переживания)
Произведение – «акт» создания индивидуального значения (автором и читателем) и «акт» общения
Свобода – через мистическое общение с Богом
Свобода – в индивидуальной жизни, позже – конфликт между индивидуальной жизнью и отношениями с Другим
|
Рецептивная критика
| /Истоки: А. Ричардс. Практическая критика (1920-е гг.) /
Г. Яусс, Р. Варнинг
В. Изер. Неопределённость и читательская реакция в прозе
|
Разнообразие читательских реакций
«Нестабильность» текстового значения
Реконструкция знакомого мира в незнакомых формах «затемнённые места»
|
Герменевтика
| /Истоки: Ф.Д. Шлейермахер. «Герменевтика», «Критика» (кон. XVIII – нач. XIX вв.)
Критик, пережив «акт творения», может понять произведение лучше, чем автор: сравнение следования традиции и отклонения от неё в процессе генезиса текста; правило целого («предвосхищение») и части /
В. Дильтей
Х.Г. Гадамер. Истина и метод (1960).
Актуальность прекрасного (сб. ст., изд. 1991)
Г.Г. Шпет
| Hermeneutike (греч.) – разъясняю, комментирую (связ. С именем Гермеса)
Наука об искусстве понимания текстов
Связь «душевного мира» автора (критика) с «духовным миром» эпохи
Отказ от поиска связей текста с какой-либо действительностью
Смысл текста не сводится к его замыслу
Круг:
Произведение - читатель – традиция (прямые и обратные связи)
|
Формальная школа
| Г. Вёльфлин. Основные категории истории искусств (1815)
О. Вальцель. Взаимное объяснение одних искусств при помощи других (1917), Форма и содержание в художественном произведении (1923)
ОПОЯЗ
В.Б. Шкловский. Искусство как приём (статья 1915-1916)
О теории прозы (1925)
Б.М. Эйхенбаум
В.М. Жирмунский
Ю.Н. Тынянов. О литературной эволюции (статья 1927)
Р. Якобсон
| Важность приёма в создании и восприятии произведении искусства
Произведение – это «конструктция»
Возможность сопоставления конструктивных особенностей произведений разных видов искусства
Формальная поэтика
Форма - сумма приёмов (на уровне речевого строя); материал - язык; факты,события, лица; идеи
Носитель специфики произведения – форма
Автоматизация - деавтоматизация;
«остранение»
Форма включает в себя не только речевой, но и образно-композиционный строй (фабула, сюжет)
Эволюция жанров и стилей
Функциональная поэтика
Произведение - система функциональных единиц: взаимосвязь элементов, наличие доминанты, определяющей литературную функцию произведения
«литературность» произведения - отличие от бъектов действительности
|
Структурализм
| /Истоки:
Ф. де Соссюр;
«новая критика». Дж. К. Рэнс, А. Тейт, К. Брукс, А. Уинтерс, Р. Блэкмур/
К. Леви-Строс. Сырое и варёное
Р.Якобсон
Р. Барт, Ж. Женнет, Ц. Тодоров, Ю. Кристева, А.Ж. Греймас
Дж. Калмер, К. Гильен, Дж. Принс
Ю.М. Лотман. Структура художественного текста. Анализ поэтического текста.
| «Означающее» является лишь случайным знаком «означаемого»
Художественное произведение – замкнутый в самом себе, автономный объект; это особый вид знания – «плотное», поэтическое, живое (в отличие от научного – «скелетного»)
Способ анализа - пристальное чтение
Цель – выявить особые средства выражения
Обнаружение, описание и объяснение структур мышления, лежащих в основе культуры прошлого и настоящего
Выход на «конструкты» (инвариант, глубинные структуры) через «наблюдения» (варианты, поверхностные структуры) с помощью кодов
Искусство – знаковая система, существующая в ряду других знаковых систем
Выявление внутритекстовых связей – выделение уровней структуры произведения – установление иерархии между уровнями – моделирование (отдельного текста и художественной структуры групп произведений, направлений, эпох)
|
Постструктурализм
| Семиотика
| /Истоки: Ф. де Соссюр, Ч. Пирс/
У. Эко. Имя розы
Р. Барт, А. Греймас
Ч. Моррисон, Т. Себек
| Semion (греч.) – знак
Текст поддаётся строгому научному анализу
Один и тот же текст может быть воспринят как художественный и нехудожественный
Код выбирается читателем, но детерменирован социальными факторами данной культуры
|
Деконструктивизм
| Ж. Деррида. Эссе об имени
Дж. Хартмен, Г. Блум
П. де Мэн. Аллегория чтения…(1979)
| Текст стимулирует бесчисленное множество значений
Текст не имеет твёрдого смысла, задача критики – свободная игра
Внимание к фигурам речи (широкое понимание)
|
| | | | | | |