Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Структурно-целостный анализ лироэпического произведения




(поэма А. С. Пушкина «Кавказский пленник»)

1. Особенности соединения лирической и эпической линий в поэме:

а) единство повествователя и лирического героя;

б) слабая намеченность событий сюжета;

в) ритмическая общность Посвящения и основного текста произведения; близость авторской речи и монологов (внешних и внутренних) пленника;

г) романтический характер соединения лирических и эпических линий.

2. Своеобразие конфликта:

а) пленник – оставленная им среда;

б) пленник – горцы;

в) пленник – черкешенка;

г) внутренние противоречия героя;

д) традиционность романтического конфликта и своеобразие его в пушкинском произведении.

3. Особенности изображения главного героя:

а) лирическая исповедь пленника как отражение авторского состояния;

б) одноплановость (эмоциональный схематизм) характера; преобладающая роль монолога в его изображении (обратить внимание на языковые средства, создающие образ его речи, на характер ее ритмической организации, на абстрактность портретных деталей);

в) безымянность героя и неопределенность его прошлого (намеки), недостаточная мотивированность его конфликта с оставленной средой;

г) исключительность героя и в то же время отражение в нем определенных черт поколения автора («Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи XIX века». А. С. Пушкин.);

д) субъективность пейзажных зарисовок.

4. Особенности изображения жизни горцев:

а) экзотичность среды;

б) подача картин горской жизни через восприятие пленника;

в) относительная самостоятельность этих картин (изображение горских нравов, быта, занятий и так далее);

г) место песни в поэме, ее ритмическая общность с текстом в целом;

д) авторское отношение к кавказской проблеме.

5. Образ черкешенки – авторский идеал свободы:

а) горский характер и в то же время исключительность героини даже в своей среде (уровень психологии, условность языка);

б) романтическая одноплановость и целостность характера;

в) нравственная высота героини и подчеркнутая идеальность ее натуры.

Список литературы

1. Пушкин, А. С. Кавказский пленник (любое издание).

2. Белинский В. Г. Статьи о Пушкине (6, 7) (любое издание).

3. Волкова, Т. Споры о жанре поэмы в современной критике // Филологические науки. – 1974. – № 1.

4. Бонди, С. М. О Пушкине: Статьи и исследования / С.М. Бонди. – М., 1978.

5. Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина: Очерки / С.Г. Бочаров. – М., 1974.

6. В мире Пушкина: Сборник статей. – М., 1974. – С. 63 – 119.

7. Манн, Ю. В. Романтическая поэма в целом // Поэтика русского романтизма. – М., 1976. – С. 142-173.

8. Немзер, П. Столетняя чаровница: русская романтическая поэма / П. Невзер. – М., 1985.

9. Слонимский, А. Л. Мастерство Пушкина / А.Л. Слонимский. – М., 1963.

 

 

Практическое занятие 7


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты