Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


IV.2 Классификация художественных направлений




И.Ф. Волков [15] внутри художественных систем располагает литературные течения (направления). Соотнесём их с традиционно выделяемыми эпохами европейского региона:

 

ЭПОХА СИСТЕМЫ ТЕЧЕНИЯ (НАПРАВЛЕНИЯ)
  Универсальные:  
Античность античный мифологический универсализм  
Средневековье средневековый христианский универсализм  
Возрождение ренессансный универсализм  
XVII век   эмпирический реализм
барокко
нормативный классицистический универсализм классицизм
Просвещение   просветительский универсализм интеллектуальное
сентиментальное
 
  Новые:  
XIX – XX вв. романтическая романтизм
постромантическая реализм (социально-критический, психологически утверждающий; социально-утверждающий; «универсальный»)
модернистская модернизм

 

 

В.И. Тюпа [2] объединяет парадигмы художественности в три группы

 

Рефлективный традиционализм Креативизм Модернизм (неклассическая художественность)
Завершающий этап - классицизм Предромантизм (сентиментализм) Романтизм Постромантизм (реализм) Авангардизм Неопримитивизм Соцреализм Неотрадиционализм  

 

В.Е. Хализев [5], используя терминологию В.И. Тюпы, относит к модернизму только авангардизм и неотрадиционализм.

 

Спорное положение в системе художественных направлений:

· Сентиментализм

И.Ф. Волков включает в универсальную систему, сближая с предшествующими направлениями, в том числе с классицизмом. В.И. Тюпа включает в креативную парадигму, противопоставляя классицизму как завершающему этапу рефлективного традиционализма и сближая с романтизмом и реализмом.

· Соцреализм

И.Ф. Волков рассматривает в системе реализма; В.И. Тюпа включает в модернизм.

· Натурализм

И.Ф. Волков характеризует в связи с реализмом, понимая его как крайнюю степень развития его социально-критической разновидности, но в целом выводя «последовательно натуралистическое изображение жизни» за «рамки художественного творчества» вообще [15; 237].

В.И. Тюпа говорит о нём как об одном из двух истоков (наряду с символизмом) модернизма [2; 101].

 

Распределим модернистские направления

(с учётом характеристики двух ведущих подсистем («субпарадигм» - по В.И. Тюпе) модернизма В.И. Тюпой и В.Е. Хализевым):

 

Неотрадиционализм («высокий» модернизм) Авангардизм
символизм акмеизм импрессионизм имажизм футуризм дадаизм сюрреализм экспрессионизм конструктивизм
имажинизм экзистенциализм

 

IV.3 Автор – герой и мир - читатель в классических направлениях

  классицизм сентиментализм романтизм реализм
Образ автора абстрактный образ, лишён личностного начала, в драматических произведениях резонёр – герой, напрямую выражающий концепцию изображённого мира - излагает не собственно авторскую, но общую программу Автор проявляет себя как личность, активно выражает свои эмоции, образ «чувствительной» личности, пафос сентиментальности игровое самовыражение автора-гения (Тюпа: 2; 98; выд. В.Т.); значимость интуитивного начала; внутреннее совпадение автора и героя: герой – alter ego автора направленность на другое «я», попытка проникновения в него и его взаимоотношения с миром; авторская «вненаходимость» [М.М. Бахтин]
Герой и мир рационалистичный, схематичный, однолинейный, статичный образ человека; характер героя не обусловлен средой, внеисторизм; рационалистичность пейзажных образов; игнорирование бытовых образов идеальный герой – обыкновенный человек, связан с миром природы; неидеальный герой (отрицательным не является) «испорчен» цивилизацией; естественность = нравственность чувств; пейзаж – один из ведущих приёмов раскрытия души героя; обыкновенная обстановка, незначительность бытовой сферы выражение авторского «я», его ведущей страсти; исключительная личность, находящаяся в непримиримом конфликте с конкретно-историческими обстоятельствами (характер героя не обусловлен средой) и устремлённая к иной реальности; пейзаж – один из ведущих приёмов раскрытия души героя и выражения иной реальности   герой – другая личность по отношению к автору; типичность и разносторонность характера героя, саморазвитие; обусловленность характера (в большей или меньшей мере) конкретно-историческими обстоятельствами (через них выражается и духовный мир); типичность обстоятельств
Читатель [Тюпа: 2; 95, 97, 99] своеобразный «эксперт», устанавливающий степень соответствия произведения существующим правилам «единочувственник» автора, его «эмоциональное эхо» ( выд. В.Тюпой) не может до конца постигнуть замысел автора, но через соприкосновение с его миром творит свой мир Попыпытается вместе с автором постичь «обобщающий принцип присутствия «я» в мире»

 

Вопросы и задания:

1. Чем отличается взаимодействие автора и героя в романтизме и реализме?

2. В каком из направлений характер героя мотивируется средой, конкретно-историческими обстоятельствами?

3. Что принципиально отличает жанровую систему классицизма от других направлений?

4. Что общего в классификации направлений в концепциях И.Ф. Волкова и В.И. Тюпы?


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 323; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты