КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Фрэнсис БэконФрэнсис Бэкон (1561 – 1626) – выдающийся английский философ, политик, литератор. Главная область его философских интересов – это взаимосвязь науки и практики. Его считают основоположником эмпирического направления в западноевропейской философии 17 века. Интерес философа к вопросам практико-экспериментального характера объясняется социокультурными изменениями в обществе – это, прежде всего, быстрое развитие капиталистического производства. Ф. Бэкон, как философ, критикует созерцательный идеал знания. Он утверждает что «знание – сила», и сила эта выражается, прежде всего, в ее стимулировании человека к действию. Бэкон стремится соединить философию с практикой. Он утверждает, что нет знания без науки, особенно фундаментальной, а действия нет без эксперимента, т.к. оно опирается на науку. Бэкон – гуманист. Он тщательно анализирует то, что может способствовать развитию человека. Он считает, что чистое морализирование, в том числе и на различные религиозные темы, не плодотворно в смысле практической пользы для человека. Бэкон считает, что данные естественных наук чрезвычайно важны для развития человеческого общества и каждого человека. Поэтому, будучи философом-материалистом, он исследует философские проблемы естественных наук. Бэкон создал учение о научном познании и роли науки в жизни человека и общества. По мнению Ф. Бэкона, процесс познания осуществляется в два этапа: 1. «осведомление чувств» и 2. «суждение разума». Особенность действия органов чувств человека состоит в том, что без них нельзя познать природу. Но они не все фиксируют, а главное – не дают достоверных знаний. Все качества (звук, цвет, вкус, запах, тепло, холод и т.д.) только кажутся свойствами предметов, а в действительности они представляют собой некоторые способы восприятия человеком внешних вещей. Разум позволяет быстро избавиться от данных органов чувств, и многое привносит в познание от себя. (Эти привнесения Бэкон назвал «идолами»). Чтобы откорректировать действие познавательных процессов и способностей человека, необходимо вооружиться соответствующими методами. Для преодоления «великого обмана чувств» Бэкон предлагает использовать специально придуманные и хорошо организованные опыты. Ф. Бэкон утверждал, что знание не возникает в голове человека само по себе, его нужно получать в результате осмысления данных эксперимента. Бэкон считал, что надо сравнивать экспериментальные данные, находить в них общие черты и в результате получать знание общего характера, на основе которого можно объяснять новые случаи, которые не противоречат общим положениям. Эксперимент индуцирует знание. Бэкон разрабатывает метод индукции, который считает универсальным, применимым во всех науках. Он допускает, что у метода индукции есть пределы применения: он бессилен там, где получают идеализации (нематериальные результаты), например, в математике. Разработанный в начале XYII в. английским философом Ф.Бэконом индуктивный метод был направлен на экспериментальное изучение природы и был открыто противопоставлен религиозному догматизму и схоластике. Отстаивая идею познаваемости мира, Бэкон считал познание важнейшим фактором увеличения господства, власти человека над природой. Новизна философских идей Бэкона состоит в том, что он предлагает новое понимание практико-экспериментальной обусловленности знания. Он указывает на необходимость связи знания с экспериментом, считая, что научное знание выводится непосредственно из данных эксперимента. Ф. Бэкон впервые теоретически обосновал идеал исторически нового типа знания – экспериментально-теоретического естествознания. Он видел назначение этого типа естествознания в том, чтобы добывать знание, приносящее пользу человеку. Он считал, что главным условием выполнения наукой своей цели является объективное знание, т.е. полученное на основе экспериментального опыта. Ф.Бэкона уделил медицине много внимания в своем анализе наук того времени. Пожалуй, он впервые обратился к выявлению функций медицины и её задач. В труде «О достоинстве и приумножении наук» он писал: «Первая обязанность медицины – сохранение здоровья, вторая – лечение болезней, третья – продление жизни».[1] Далее Ф. Бэкон делает важный вывод о том, что «…человеческое во всех своих проявлениях является предметом медицины»[2].
|