Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Морально-практическая философия Канта. Категорический императив как нравственный закон жизни человека. Свобода и долг.




Человек для Канта является главным предметом философии. Духовные интересы человека выражаются в вопросах: что я могу знать? что я должен делать? на что я смею надеяться? что такое человек? Ответы на них дает человеку философия, мораль, религия и антропология.

И. Кант возвышает веру над разумом, основываясь на преимуществе практического разума над теоретическим. Кант считает, что мораль автономна. Утверждение свободы воли, бессмертия души и существование Бога возможно благодаря существованию морального закона.

Кант в своем учении утверждает, что мо­ральная автономия человека -это самостоятельная сила, параллельная и равномощная природе. Эта равномощность фиксируется Кантом в его известном заключении «Критики практического разума»: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более силь­ным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» (Кант И. Критика практического разума//Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 449).

Человек не растворяется в природе как одно из ее образований, в известном смысле он проти­востоит ей именно потому и в силу того, что об­ладает моральным сознанием. В идее моральной автономии утверждается право и ценность духов­ной свободы человека.

Рассуждая о нравственности человека, Кант писал: "Провидению было угодно, чтобы человек воспроизводит добро из самого себя. …Человек должен еще развивать свои способности к добру. Провидение не вложило их в него в уже готовом виде; это только одни способности, не различающиеся в нравственном отношении. Самому себя совершенствовать, самому себя образовывать и в случае склонности ко злу, развивать в себе нравственные качества - вот в чем обязанности человека"[6].

Кант считал, что в своем поведении человек руководствуется различением добра и зла, справедливого и несправедливого. Способность к такому различению - это практический разум, которым обладают все люди, независимо от уровня их образованности. По мнению Канта, практическим разумом обладают все разумные существа. Каждое разумное существо знает, в чем состоит его нравственный долг. Он состоит в следовании добру, благу. Но люди, всегда зная, что является добром, а что злом, далеко не всегда поступают в соответствии со своим долгом. Кант считает, что следовать нравственному долгу человеку мешают неправильное образование и воспитание, существующие в обществе.

И. Кант пришел к выводу, что все требования долга могут быть сведены к формуле, которую он назвал категорическим императивом. Он сформулировал ее так: всегда поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства. Равноценной формулировкой категорического императива Кант считал утверждение "относись всегда к человеку как к цели, но никогда как к средству".

Кант считал, что человек, пользуясь своей свободой, при выборе теории должен выбирать ту, которая соответствует заповедям Божьим и ведет к благу человечества.

По Канту мир духа - это мир свободы. Человечество в своем развитии движется к полной свободе духа и в этом, по его мнению, суть человеческой культуры.

В своей последней работе ("Антропология", 1798) Кант писал: "Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу, - а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире - и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком". По Канту быть человеком, значит быть свободным, ибо истинная природа человека - его свобода.

Кант говорит об антиномичности свободы: "человеку присуща свобода - у него нет никакой свободы, а все в нем природная необходимость". Двойственность человека, обусловленная его принадлежностью миру природы и миру духа, проявляется в двойственном, противоречивом поведении человека. Эта двойственность, по Канту порождает существование зла в жизни человека. Он пишет: "История природы… начинается с добра, ибо она произведение Божье; история свободы - со зла, ибо она дело рук человеческих" (И. Кант. Предполагаемое начало человеческой истории. Собр. соч.Т. 2. С.50).

Кант, размышляя о человеке, взаимосвязи духовного и телесного, обращается к проблеме болезни человека. В своей работе "О способности духа побеждать болезненные ощущения" он пишет: "Если больной, долгие годы прикованный к постели, испытывающий жесточайшие страдания, постоянно призывает смерть, которая избавит его от мучений, - не верьте ему, это не есть его действительное желание. Разум, правда, подсказывает ему это, но инстинкт против этого восстает. Если он и взывает к смерти - избавительнице страданий, - то вместе с тем он всегда требует еще некоторой отсрочки и постоянно находит повод для того, чтобы отодвинуть окончательный приговор"[7].

Кант отделяет нравственность от образованности. Он придает большое значение воспитанию человека, утверждая, что в воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы.

 

(продолжение…)


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 531; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты