КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Марксистская философия – синтез диалектики и принципа материализма.В середине XIX в. в Германии возникает марксизм, философский наследник немецкой классики и европейского рационализма. Основоположники марксизма – Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895). В настоящее время существуют различные формы марксизма - "западный", "восточный", "неомарксизм", "вульгарный", "гуманистический" и др., однако основополагающие идеи К. Маркса и Ф. Энгельса остаются во всех его формах ведущими. Теоретической основой марксизма стали немецкая классическая философия, английская политэкономия и французский утопический социализм. Маркс и Энгельс восприняли и развили в соответствии со своими взглядами гегелевское учение об исторической обусловленности философии. Философия в марксизме рассматривается как одна из форм общественного сознания, специфически отражающая общественное бытие. Следовательно, философия как духовное образование, находится в определенной зависимости от особенностей общественного бытия, различных факторов общественной жизни. При этом в марксизме утверждается, что каждый философ, создавая свое учение, сознательно или бессознательно отражает в нем наиболее важные моменты своей эпохи, своего народа и при этом он выражает интересы тех или иных социальных классов или слоев общества. Маркс формулирует свой метод философии как диалектико-материалистический. Он считает, что диалектика должна помочь объяснить реальный мир из него самого, а не из абстрактно выведенных понятий духа. Главное - это не объяснять мир, а изменять его. Философия - это духовное средство такого изменения. В марксизме представлено диалектико-материалистическое понимание истории. По оценке Энгельса, главный вклад Маркса в философию состоит в открытии и обосновании материалистического понимания истории, т.е. в распространении основополагающих принципов философского материализма на область социального бытия, человеческой истории. Идеалистический подход к переустройству мира и общественной жизни предполагает признание исходным моментом в этом процессе перевоспитание сознания человека, прежде всего нравственного и религиозного. При марксистском подходе в качестве исходного момента признается изменение материальной основы общества, его базиса, включающего материальное производство и общественные отношения, которые складываются между людьми, независимо от их воли и сознания. Это диалектико-материалистическое понимание истории развития общества. Материалистическое понимание истории как практический материализм впервые было изложено Марксом и Энгельсом в "Немецкой идеологии". Изложение своей концепции Маркс и Энгельс начинают с констатации предпосылок: действительные индивиды, их деятельность, материальные условия жизни. Маркс и Энгельс рассматривают этот процесс применительно к каждой отдельной эпохе. Маркс считает, что правовые отношения коренятся в материальных жизненных отношениях людей и "анатомию гражданского общества следует искать в политэкономии". Маркс предлагает в своей концепции понимание человеческой деятельности через рассмотрение субъектов и объектов общественного развития. Труд, по Марксу, - это отношения человека (субъекта) и природы (объекта). Именно труд, по мнению Маркса, является фундаментом культурообразующей деятельности. Согласно концепции Макса, человек и природа существуют в неразрывном единстве, которое воплощается в материальном производстве. Человек и природа составляют единую субстанцию. Природа - это не только условия, среда обитания человека, это и сам человек, его тело. Маркс утверждает природность человека. В то же время, человек не только природное существо, он человеческое природное существо. Человек сам себя выделяет из природы своим способом жизнедеятельности - трудом. Труд - сущность отношения человека к природе. Поэтому, вся история человечества рассматривается как порождение человека трудом. Природа становится объектом деятельности человека в практическом или духовном плане, превращается в неорганическое тело человека. Это тело - фундамент созданного человеком собственного мира. Таким образом, сам способ единения человека с природой (труд) приводит к появлению отличительных человеческих качеств как природного существа. В своей работе "Капитал" Маркс рассматривает труд не только как абстрактную категорию, но исследует его как историческое явление, рассматривает отношения между людьми, которые возникают в технологическом производственном процессе. Маркс создал теорию общественного труда. Историческая специфика отношений человека к природе образуется, по Марксу, в зависимости от того, в каком отношении находятся друг к другу личные и вещные элементы человеческой деятельности до начала процесса производства. Способ их соединения дает ту или иную форму принуждения к прибавочному труду. Анализ деятельности человека выявляет отдельные элементы, существующие с начала истории: производство средств, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей, порождение новых потребностей, производство других людей. Маркс и Энгельс пришли к выводу, что производство собственной и чужой жизни всегда связано с определенным способом совместной деятельности, определенным общественным состоянием. Производство непосредственной жизни обеспечивает не только их физическое состояние, но определенный образ жизни. Каждый способ деятельности (производства) является ступенью человеческой истории и характеризуется специфическим отношением людей к природе и друг другу. Отношение человека к природе обозначается понятием "производительные силы", а отношение людей друг к другу - понятием общения. В процессе общения и взаимодействия людей друг с другом возникают производственные отношения. Все кардинальные исторические события происходят в рамках противоречий между производительными силами и формами общения людей. Маркс и Энгельс, проанализировав трудовые отношения в различных исторических формах, пришли к выводу о том, что конструктивную роль в историческом процессе играет разделение труда. С помощью понятия "разделение труда" объясняется природа таких социальных образований как собственность, классы, государство, отчуждение, революция, различные состояния сознания, намечается периодизация всемирно-исторического процесса. Класс –понятие марксистской теории, обозначающее большую социальную группу людей, участвующих в общественном производстве в соответствии с отношениями к средствам и продуктам производства. Класс характеризуется такими признаками, как общность вида трудовой деятельности, форм собственности на средства производства, способ получения дохода, мера свободы выбора трудовой деятельности, степень участия в управлении и другими. Главным признаком класса является отношение к средствам и продуктам производства. Диалектико-материалистическая концепция понимания истории содержит следующие основные идеи: - основу истории или общества составляет гражданское общество, образуемое процессом производства и порожденной им формой общения; - это основание определяется материальным производством непосредственной жизни, трудовым отношением, разделением труда; - центральное место в общественно-производственном организме занимают отношения собственности и соответственно отношения распределения, в основе которых - разделение труда; - на основе разделения труда возникают классовые отношения; - классовое расслоение общества обусловливает возникновение государства, а с ним - различных правовых форм; - на основе производства и форм общения можно проследить возникновение различных форм сознания. Таким образом, история человечества представляется в виде естественно-исторического процесса, подчиненного объективным законам. Главной закономерностью общественно-исторического процесса является то, что ни одна общественная формация не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производительные отношения никогда не появляется раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества.
|