КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Диалектика и принцип системности в философии Гегеля. Законы диалектики Г. Гегеля.Философия Г. Гегеля (1770 - 1831) считается кульминационным пунктом, вершиной развития немецкой философии. В философском учении Гегеля нашли продолжение диалектические идеи И. Канта и других философов. Гегель ввел в духовную культуру Европы 19 в. темы истории и развития, диалектики и научности, целостности и объективности. Философская система Гегеля делится на три части: 1) логика, 2) философия природы, 3) философия духа. Он впервые в систематической форме изложил диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиций объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Диалектика признается Гегелем как универсальный метод познания, который разрабатывается как наука, как знание, пригодное для изучения и передачи другим, становится принципом системы философского знания. Гегель отвергает кантовское противопоставление сущности и явления, и считает, что явление также объективно, как и сущность. Познавая явления, человек познает и их сущность. Природа и общество не могут быть выведены из человеческого самосознания, как не могут быть и сведены к нему. По мнению Гегеля, мир не является собранием строго ограниченных единиц, атомов или душ, каждая из которых самодостаточна. Он считает, что ничто не существует безусловно и вполне реально кроме целого. Гегель рассматривает целое как сложную систему. Очевидные, отдельные вещи, из которых кажется составленным мир, имеют большую или меньшую степень реальности; и реальность состоит в том, что они являются сторонами целого, которое должно быть обнаружено при истинном рассмотрении. Процесс развития мира подчинен законам разума, он разумен. Гегель признает тождественность мысли и бытия. Он утверждает, что все действительное разумно и все разумное действительно. Но все существующее разумно только в определенном смысле: разумно, когда выражает какую-то необходимость, закономерность. Как только исчезает необходимость существования чего-то, оно теряет статус действительного и должно с необходимостью исчезнуть. Отжившие формы жизни непременно уступают место новому. Гегель утверждает тождество бытия и мышления как изначальную единую первооснову мира. Мышление и бытие подчинены одним и тем же законам. Объективное абсолютное мышление есть не только первоначало, но и движущая сила развития всего сущего. Проявляясь во всем многообразии явлений, оно выступает как абсолютная идея. Абсолютная идея непрерывно развивается, переходя от одной ступени к другой, более конкретной и содержательной. Восхождение от абстрактного к конкретному - общий принцип развития бытия и мышления. Высшая ступень развития, по Гегелю, - это "Абсолютный дух". На этой ступени абсолютная идея проявляется в сфере человеческой истории. Гегель признает возможность адекватного познания мира на базе тождества мышления и бытия. Свою систему логики Гегель создал на основе знаний и размышлений о природе и общественном развитии. Он опирался на огромный естественнонаучный и исторический материал, которым располагал как энциклопедически образованный мыслитель. В основе всего сущего, по Гегелю, лежат законы мышления - законы логики. Но логики особого рода - диалектической логики. Гегель считает, что законы диалектической логики - это мысли Бога до сотворения им мира, т.е. это замысел Божий. "Мысли Бога" - это наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Диалектическая логика есть "изображение Бога, каков он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа". Логика для Гегеля - это система "чистого разума", совпадающая с божественным разумом. Процесс мышления - это необходимое движение мысли, подчиненное законам собственной логики. Логика представляет собой закономерное движение понятий и категорий, выражающих содержание абсолютной идеи, этапы ее саморазвития. Началом развития понятий служит категория чистого бытия. Бытие, по Гегелю, не обладает извечным существованием и должно возникнуть. Возникнуть из небытия, из ничто[8]. Если исходить из естественнонаучных, детерминистских предпосылок, то из небытия, из ничто не может возникнуть какое-то нечто. Но Гегель говорит не о реальном мире, а о мыслях Бога до сотворения мира. Бытие и небытие есть единство противоположностей. Одна категория отрицает другую. В результате возникает третья категория, которая синтезирует обе предшествующие. Эту новую категорию Гегель называет становлением. Становление - это дилектический процесс возникновения, который представляет собой переломное состояние, когда вещи как сложившейся целостности еще нет, но нельзя сказать, что ее нет вообще. В этом смысле становление можно считать единством бытия и небытия. "Становление есть неустойчивое беспокойство, которое оседает, переходит в некий спокойный результат". Процесс исчезновения, уничтожения обозначается Гегелем понятием "снятие". Оно означает одновременно и отмену, прекращение чего-то и сохранение, сбережение. В понятии "снятие" фиксируется тождество противоположностей. В мире ничто не погибает бесследно, оно всегда служит материалом, исходной ступенью для появления нового. Новое отрицает старое, но отрицает диалектически: не просто отбрасывает его в сторону и уничтожает, а сохраняет и в переработанном виде использует жизнеспособные элементы старого для созидания нового. Г. Гегель сделал вывод о том, что каждое понятие, каждая категория, по сути своей антиномична. Каждое понятие, обладая вполне определенным содержанием, предполагает наличие своей собственной противоположности. Мышление способно разрешить выявленные противоречия посредством перехода к новому понятию. Этот переход - процесс развития понятия. Противоречие при этом становится движущей силой развития. В развитии понятия Гегель выделяет три фазы: тезис, антитезис, синтез.
|