КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Антропологический материализм Л. Фейербаха. Фейербах о гносеологических и психологических корнях религии. Религия любви.Немецкая классическая философия получила наиболее полное выражение в идеалистических философских системах. Но именно на основе ее идей возникла одна из крупнейших материалистических концепций Л. Фейербаха. Антропологически-материалистическая философия Л. Фейербаха является новым типом философии. В своей концепции Фейербах рассматривает философию и религию как несовместимые, противостоящие друг другу формы мировоззрения. С материалистических позиций он осмысливает сущность христианства. Христианский Бог рассматривается им не как особого рода существо или божественная сущность, а как образ, отражающий в сознании людей их собственную, человеческую сущность. Он пишет, что "божественная сущность - не что иное, как человеческая сущность, очищенная, освобожденная от индивидуальных границ, т.е. от действительного, телесного человека, объективированная, т.е. рассматриваемая и почитаемая, в качестве посторонней, отдельной сущности"[10]. Фейербах доказывал, что человек - начало, середина и конец всякой религии, ибо Бог - это совершенный и могущественный человек. Фейербах призывал превратить философию в общечеловеческое дело через замену религиозных воззрений теми, которые бы соответствовали сущности человека - чувству любви, т.к. именно в любви Фейербах видит решающую силу общественного прогресса. Фейербах считает, что из учения о конкретном человеке можно вывести все основные законы и категории философии, не прибегая к понятиям духа, субстанции, Бога и т.п. Источник религии, по его мнению, лежит в страхе и бессилии человека перед природой, что и порождает в его сознании фантастические религиозные образы. В результате Бог как творение человеческого духа превращается в сознании людей в творца, от которого зависит человек. Все это придает религии античеловеческий характер, т.к. она, с его точки зрения, "парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к преобразованию этого мира, подменяет его покорным и терпеливым ожиданием грядущего сверхъестественного воздаяния". Фейербах считает, что не нужен какой-то сверхъестественный Бог, именно "человек человеку Бог". Он исходил из того, что мышление вторично по отношению к бытию. Это дает возможность человеку как материальному существу способность ощущать и чувствовать. Поэтому в основе философии должно быть конечное, определенное реальное. А поскольку человек есть высшее творение природы, то именно человек должен стоять в центре построения философской системы и философских размышлений. Через призму соотношений в нем физиологического и духовного должны решаться и социальные проблемы. Это позволяет определить философию Фейербаха как антропологический материализм. Поскольку, по Фейербаху, мир, воспринимаемый человеком, вызывает определенные эмоции и чувства, то есть ведущие человеческие чувства. Таким главным чувством Фейербах считает любовь. Именно она определяет все отношения к бытию. Любовь - это онтологическая категория философии Фейербаха. Она доказывает существование бытия, выступает критерием истины и действительности. Соответственно, Фейербах рассматривает и другие чувства, переводя их в онтологические категории (н., страдание). Условием действительной свободы человека, по Фейербаху, является освобождение от религии, ее упразднение в обществе. Воздействие на сознание человека должно происходить через чувства. Фейербах приходит к выводу о необходимости создания "новой религии", которая заменит старые. В этом качестве должна выступить "новая философия" - синтез преимуществ религии как формы эмоционального воздействия на человека и философии, которая рассматривает эмоциональные структуры как онтологические предпосылки. Л. Фейербах: «Внешняя власть предполагает, стало быть, внутреннюю психическую власть, эгоистический мотив и интерес, без которого она для меня ничто, не проявляет надо мною власти, не внушает мне чувства зависимости. Зависимость от другого существа есть в действительности только зависимость от моего собственного существа, от моих собственных влечений, желаний и интересов». Религиозная философия Л. Фейербаха. По мнению Фейербаха, Бог – это образ самого человека. В Боге все свойства и качества человека представлены в абсолютной, совершенной форме. Фейербах утверждает, что Бог создан мышлением и воображением человека по образу и подобию самого человека. Он считал, что не только Бог, но и другие религиозные образы создаются силой человеческого воображения, поэтому воображение и мышление являются главными причинами появления религии.
|