КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема человека. Философское обоснование «естественных прав» человека.В 18 веке философы обращаются к проблеме человека, переосмысливая ее в свете идей, выработанных рационалистами и эмпириками. Они обращаются к проблеме роли разума в жизни человека, проблеме устройства общества в соответствии с законами разума, переосмысливают проблему потребностей человека, его прав и свобод в обществе. 18 век вошел в историю западноевропейского общества и философии как эпоха Просвещения. Такое название этот век получил в связи с теми идеями, которые высказывали представители философской и общественной мысли этого времени и главным направлением их деятельности - просвещением людей из различных социальных слоев общества. Выдающимися представители эпохи Просвещения являются Б. Паскаль, Ф. Вольтер, Ш.Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Ж. П. Ламетри, П. Гольбах, К. Гельвеций, Д. Дидро. Французские философы-энциклопедисты (так называли их потому, что все они активно сотрудничали в издании знаменитой французской Энциклопедии) не только значительно обогатили общефилософскую теорию (в учении о материи и движении, о познании, о человеке), но их идеи сыграли роль теоретического источника для передовых социальных проектов того времени. Так, положения просветителей о прирожденной склонности людей к добру, о равенстве их умственных способностей, о всемогуществе опыта, привычки, воспитания, о влиянии внешних обстоятельств на человека, о высоком значении промышленности, о правомерности наслаждения явились серьезной философской основой выдающихся социалистических утопий XIX в. Французские просветители считали, что человек – это часть природы. Природа существует по своим собственным законам, которые могут быть познаны при помощи научных методов и средств. Человек – всецело материальное, телесное существо, обладающее потребностями и чувствами, которые связывают его с остальной природой и направляют его жизнь. «Суть представления о человеке, сформировавшегося в эпоху Просвещения, заключалась, конечно, в том, что человек образует единое целое с природой и разделяет с ней те единые закономерности развития, которые, благодаря стараниям Бэкона и руководству Ньютона, обнаружило естествознание. Словом, природа человека представлялась столь же упорядоченной, столь же инвариантной и столь же восхитительно простой, как и вселенная Ньютона»[3]. Существуют ее законы и она неизменна. Разум просветители или отождествляли с чувствами (К. Гельвеций), или рассматривали как некое общее чувство (Д.. Дидро). Общеприродный закон стремления к сохранению достигнутого состояния в человеке проявляется как стремление избегать страданий и искать удовольствий. Жить, избегая страданий и по возможности наслаждаясь, - это значит жить в согласии с природой, с чувствами, с разумом. По мнению просветителей, человек не является злым по природе. Таким его делает общество: несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание. Правильно воспитанный, т.е. просвещенный человек займет позицию разумного эгоизма, принцип которого – «живи сам и дай жить другим». Соответствующий этому принципу строй должен обеспечить юридическое равенство всех граждан вне зависимости от сословных, национальных, конфессиональных различий между ними. Такой строй открывает возможность каждому получать выгоду (минимум страданий, максимум удовольствий), не ущемляя личные интересы всех других. К. Гельвеций считал, что по природе человек морально нейтрален и становится разумным эгоистом только благодаря воспитанию. Д. Дидро находил у человека врожденное стремление поддерживать других людей, стремление приносить им пользу. Человек, по его мнению, по природе добр, и правильное воспитание развивает и укрепляет эту естественную моральную склонность. Всех философов эпохи Просвещения объединяла идея переустройства жизни, как отдельного человека, так и общества в целом, на разумных началах. Надежду на осуществление этой цели они возлагали на распространение положительных, практически полезных знаний среди широких кругов образованных людей, особенно тех, кто управляет государством, т.к. именно они, по мнению просветителей, могут внедрить разумные принципы в жизнь своих граждан. Главной идеей просветителей была идея о том, что знания играют особую роль в социальном развитии. Просветители предлагали, в основном материалистическое и рационалистическое решение основных проблем философии. По их мнению, мир представляет собой единое целое, связанное разумными законами, прежде всего законами механики. Разумное поведение человека и общества как организма – это следование законам природы. Познание является одной из главных ценностей человеческого общества. Все негативные явления в жизни общества имеют одну причину - недостаток знаний. Они являются ошибками непросвещенного разума. Их можно ликвидировать путем привнесения знания в человеческое общество, и прежде всего, - в умы правителей государства. Религия, по мнению большинства просветителей, не может стать основой для государства, существующего в соответствии с законами разума, т.к. она возникла в невежественные времена, когда человек испытывал страх перед непонятным и неизведанным. Просветители критиковали и религиозное мировоззрение в целом, и религиозные социальные институты, и представителей духовенства. Научные данные о природе и обществе в 18 в. противоречили утверждениям христианской религии, поэтому одной из главных задач просветителей стала борьба с религиозными воззрениями, а также с учениями Р. Декарта и Г. Лейбница.
|