КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ДИАЛОГ РЕЛИГИОЗНЫХ И НЕРЕЛИГИОЗНЫХ МИРОВОЗЗРЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ, ОБЩЕСТВЕ, МИРЕ 2 страницамногие использующие ее концепцию теологи утверждают, что в умирании и смерти человек обретает финальный мистический опыт, достигает полного духовного созревания. Опираясь на собственные на- блюдения за умирающими, рассказы об опыте умирания и внетелес- ного существования, собранные в получившей широкую известность книге Р. Моуди "Жизнь после жизни"9 и других подобных источниках, Э. Кюблер-Росс приходит к выводу о реальности загробного сущест- вования и перевоплощения душ. Если у человека есть силы принять собственную смерть, считает она, если он способен оценить свое умирание как духовное возрождение, то его сущность является ду- ховной и его личность способна существовать после смерти. Примем во внимание, что многие психотерапевты считают описан- ные Э. Кюблер-Росс стадии свидетельствующими не о духовном росте и предчувствии встречи с высшей реальностью, но о погружении в депрессию, да и теологи признают, что утверждения об опыте загроб- ного существования никак не могут быть проверены. Переживания, о которых рассказывают после реанимации некоторые пациенты, не относятся к ситуации бесповоротной биологической смерти, т. е. смерти в полном смысле слова, а реанимация не может рассматривать- ся как воскрешение. Видения же у таких людей психологи уподобляют снам, измененным состояниям сознания. С 60-х годов в качестве экспериментального подтверждения пос- мертного существования привлекаются и результаты применения для облегчения страданий безнадежно бальных людей так называемых "психоделических" препаратов. Проводившие подобные опыты медики и психологи Ст. Гроф и Дж. Галифакс попытались интерпретировать переживания пациентов как воспоминания об "эмбриональном" сос- тоянии, эпизоды из жизни предков и даже как данные в пользу пред- ставлений о жизни после смерти10. По мнению Ст. Грофа, психоделический опыт обнаруживает аналогии с рассказами людей, реанимированных из состояния клинической смерти, находящихся в гипнотическом трансе, в полнот сенсорной изоляции, в ситуациях пре- дельных стрессов и т. п. Во всех этих случаях, полагает психолог, активируются матрицы бессознательного. В качестве центрального спускового механизма данного процесса в случае клинической смерти выступает кислородное голодание и накопление в тканях углекислоты, поражающей в первую очередь клетки коры головного мозга, которые способны функционировать после остановки сердца еще около 10 мин
за счет запаса растворенного в крови кислорода. В этих условиях, как полагает Ст. Гроф, происходит активация матриц бессознательного, что и переживается как "обратное прокручивание жизни", прохож- дение через рождение и путешествие души. Теологи полагают, что это может соответствовать и некой реальности перехода в потусто- роннее существование. В то же время многие психологи считают, что вызывающие подобные переживания психические комплексы могут быть сформированы социокультурным наследованием, трансляцией ар- хаического мировосприятия, которое встраивается в структуру личности независимо от ее воли и незаметно для нее. Описания пре- бывания в загробном мире дублируют или перестраивают картины су- ществования в земном мире. Теологи, признающие невозможность верифицировать в опыте суждения о бессмертии души, пытаются найти обходные пути обос- нования загробного существования. Известный богослов и философ Дж. Хик выдвинул "эсхатологический" способ верификации личного бес- смертия и бытия Бога: подтверждением веры в потустороннее бытие для человека явится только само потустороннее бытие. Такой способ обоснования истинности содержания религиозных представлений встречает многочисленные возражения. Построенное в форме парадок- са, это обоснование представляет собой тавтологию. Попытка верифицировать идею бессмертия в потустороннем опыте человека на- тыкается на неразрешимую проблему сохранения самоидентичности личности после ее реального конца. К тому же допущение, что са- моидентичность личности и характеристики земного опыта сохранятся при переходе в запредельное состояние, отменяет запредельность этого состояния, и наоборот. Смерть - суровая реальность, и серьезное отношение к ней не поз- воляет игнорировать ее трагизма. Реальная ограниченность человече- ского существования во времени, осознание своей смертности способны, однако, претвориться в позицию ответственности за свою жизнь, осмысленного отношения к своему времени. Понимание смерти как необходимого момента жизни и ее развития не снимает стремления человека к совершенствованию и сохранению ценностей. Человечество может стремиться к продлению до максимальных границ своего су- ществования и жизни каждой личности. В истории человечества бес- смертие обретает реальное значение как сохранение смысла, результатов человеческой деятельности в культуре и в грядущих поко- лениях людей. Социальный аспект бессмертия личности состоит в том, что она вливает свой труд в труд всех предшествующих поколений, сохраняется в транслируемом последующим поколениям опыте, в ма- териальных и духовных творениях. Поэтому призванием и назна- чением каждого человека является развитие способностей и
деятельность, в которой вопроизводится и расширяется созданная че- ловечеством культура, утверждается будущее человечества. Глава XXIV МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Успехи естественных наук и опирающиеся на них достижения техники очевидны и впечатляющи. Благодаря научно-техническому прогрессу сблизились страны и континенты, складывается целостное мировое торгово-хозяйственное пространство, растет понимание того, что все народы живут в едином доме под названием Земля. Однов- ременно развитие науки и техники дало в руки человечеству такие мощные силы, неразумное обращение с которыми может привести к уничтожению жизни на Земле в результате термоядерного конфликта или экологического кризиса. На различных региональных конгрессах, симпозиумах и других встречах ставится и обсуждается вопрос о том, почему развитие естественных наук и техники может приводить к пос- ледствиям, неблагоприятным для человека. Представители религиозных организаций, отвечая на этот вопрос, усматривают глав- ную причину в мировоззренческих ориентациях науки и ученых, в обособлении науки от религиозного мировоззрения и, следовательно, считают, что кардинальное разрешение этих проблем может быть достигнуто тогда, когда наука станет органической частью религиозно- ip мировоззрения, как это было в прежние времена. Так, в журнале Московской патриархии можно прочитать: "Во времена средневековья отношение человеческого общества к природной среде было связано с христианским аскетизмом, с чувством ответственности за тварь, страждущую по вине человека..."1 Развитие Накопление практических знании об окружа- естественнонаучных знаний ющем мире на заре истории происходило в рамках религии в рамках мифологического, а затем повсеме- стноутвердившегося и господствовавшею религиозного миропонимания. Эмпирически найденные наиболее эф- фективные приемы охоты, обработки земли и создания орудий закреп- лялись авторитетом религии как данные свыше установления. Выделение умственного труда первоначально осуществлялось в системе религии, и ее институты - храмы, монастыри - становились также местом хранения и накопления знаний, их фиксации в письменных источниках. История культуры свидетельствует, что древние цивилизации Египта, Месопотамии, Индии, Китая выработали боль- шое количество математических, астрономических, медицинских и других знаний, которые были включены в различные виды религиозно-
го мировоззрения. Как свидетельствуют историки, именно на жрецах Древнего Египта лежала обязанность оповещать о разливах Нила. Медицинские рецепты, содержащиеся в книгах, написанных в тибетских монастырях, ожидают своей всесторонней научной экс- пертизы. Даже эмпирические приемы труда, например плавка и обра- ботка металлов, сопровождались, а иногда и переплетались с религиозными обрядами. У многих народов до недавнего времени сквозь века сохранялось отношение к кузнечному делу как к чему-то обязательно связанному с "высшими" силами. Теоретическое сознание как оперирование понятиями, идеями (а это необходимое условие возникновения науки) также первоначально формировалось в рамках религиозного мировоззрения. Первой обла- стью науки как теоретического знания историки считают математику и ее формирование связывают с пифагорейской школой. В пифаго- реизме понятие числа приобретает особый метафизический статус, и проникновение в природу числа могло мыслиться как особый путь постижения сущности мира. Число превращалось в идеальный объект, что оказалось предпосылкой формирования математики как науки. Чтобы стать объектом теоретического сознания, число первоначально должно было сакрализоваться, превратиться в объект почитания2. В средние века в рамках схоластики развивались логические знания. Не только математика, логика, но и астрономия, медицина и пр. как осо- бые отрасли духовного производства возникали и функционировали в системах религиозного мировоззрения. Формирующаяся наука, соз- давая понятийные системы, образует и свой теоретический мир, отличающийся от того, который предстает перед обыденным соз- нанием. Одновременно она вырабатывает и набор таких особых тре- бований, которые призваны отделить ее от других форм духовной деятельности. Конфликты религии Пока формирующаяся наука, ее понятий и и науки идеи, например в математике, астрономии, медицине, носили сакрализованный характер, оснований для конфликтов не возникало, поскольку знания о природе вписывались в 'картину мира, составляющую часть религиозного мировоззрения. Они стали проявляться в резкой и отчетливой форме тоща, когда религии, особенно религии Откровения, полностью сак- ралшовали картину мира, а наука, постепенно вырабатывая свои ме- тоды познания, начинала подвергать сомнению важные конструктивные элементы этого миропонимания. Особую остроту взаимоотношения религии и науки приобрели в XVII - XVIII вв. По мнению американского протестантского теолога Г. Грина, отношения религии и науки складывались таким образом, что о них можно было написать несколько томов, озаглавленных "История войны науки и христианской теологии"3. Один из таких конфликтов возник вокруг
созданной Н. Коперником гелиоцентрической системы движения пла- нет. Хотя сам автор предложил ее как наиболее простой способ исчисления пасхалий; объективно она подрывала представление о Зем- ле как неподвижном центре Вселенной. За пропаганду гелиоцентриче- ской системы и идеи о множестве обитаемых миров был сожжен в Риме в 1600 г. Дж. Бруно. Г. Галилея заточили в тюрьму и вынудили публично отречься от поддержки гелиоцентрической системы. Непро- сто было теологам согласовать библейскую идею творения Богом Все- ленной ради "венца творения" - человека, оказывающегося на рядовой планете Солнечной системы, к тому же расположенной на краю Галактики. Хотя сочинение Н. Коперника находилось в Индексе запрещенных книг до 20-х годов XIX в., его идеи распространялись. Открытые в XVII в. и примененные затем для объяснения движения планет законы механики, закон всемирного тяготения уже не воспринимались в ка- честве новой ереси. Сам создатель небесной механики И. Ньютон (1643 - 1727), будучи христианином, считал свое открытие вполне сов- местимым с христианством. Гелиоцентрическая система укоренялась в сознании естествоиспытателей, и теология вынуждена была примириться с этим. Сформулированная во второй половине XVIII в. гипотеза И. Канта и П. С. Лапласа (1749 - 1827) о возникновении Солнца и планет из вращающегося раскаленного газового облака в изменившейся культурной атмосфере уже не вызывала резкой реакции церкви, хотя и отвергалась ею. В своем объяснении мира идеал классического естествознания тре- бует исходить из того, что существуем, религия же; исходит из того, что то, что существует, имеет и смысл. Этому идеалу соответствовало представление мира в форме бесконечной причинно-следственной связи явлений, т. е. такой их совокупности, которая, рассмотренная в целом, причины вне себя иметь не может. Одним из существенных аспектов сформировавшегося в XVII - XVIII вв. классического естествознания было исключение из числа ка- тегорий научного мышления понятия цели. Сформированные в этот период естественнонаучные программы были едины в том, что есте- ствознание должно полностью освободиться от телеологии: природа - царство действующих причин, в ней нет смысловых связей, а есть лишь связи причинно-следственные4. Классическое естествознание XVII - XVIII вв., дающее начало современной науке, сосредоточено на изучений движения тел, законов динамики. Наиболее последовательно сформулированные еще Ньютоном принципы были проведены выдающимся французским математиком и астрономом XVIII в. П. С, Лапласом, чьи труды подытожили развитие механики XVII - XVIII вв. Рассказывают, что, получив в подарок эк- земпляр книги ученого "Изложение системы мира", Наполеон (1769 1821) как-то заметил автору: "Ньютон в своей книге говорил о Боге,
в Вашей же книге я не встретил имени Бога ни разу". П. С. Лаплас ответил: "Гражданин первый консул, в этой гипотезе я не нуждался"5. Успехи механики как науки привели к созданию механистической картины мира, в которой Бог признавался в качестве творца материи и движения. На этой научной основе возникает новая философская концепция - деизм, которая противопоставляется исторически суще- ствовавшей религии. Конфликтная ситуация возникает не из-за за- конов самой небесной и земной механики; противостоят друг другу разные картины мира, разное понимание божественного присутствия в нем, а вере в Откровение противопоставляется рациональный метод познания мира, сформировавшийся в недрах науки. Бурный процесс накопления положительных знаний в XIX в. привел к созданию новой картины мира. Особую роль в ее формировании сыграл открытый в 40-х годах XIX в. закон сохранения энергии, утверждавший неуничтожимость энергии, ее переход из одно- го вида в другой, неуничтожимость материи. Другим важным открытием в исследовании живой природы было установление клеточ- ного строения живых тел. Было доказано, что клетка является эле- ментарной структурной единицей всего живого: растений, животных, микроорганизмов. Химики, синтезировав мочевину, находимую ранее только в живом теле, показали, что при всей глубине различий живого и неживого между ними нет непроходимой пропасти. В конце 50-х годов XIX в. новый конфликт между религией и на- укой возникает в связи с появлением теории Ч. Дарвина. Ч. Дарвин, обобщив обширный фактический материал, доказал, что виды рас- тений и животных не постоянны, а изменчивы. Кроме того, он пришел к выводу, что способность организмов приспосабливаться, целесооб- разность их строения и поведения есть результат процесса естествен- ного отбора. Теория Ч. Дарвина вступала в противоречие с идеей божественной целесообразности живой природы, подводила к выводу о естественном возникновении жизни на Земле. Эти и другие открытия создавали такую новую картину единого природного мира, в которой различные формы движения при всех их отличиях оказались взаимос- вязанными и объясняемыми на основе имманентных им законов. Влияние науки XX века С конца XIX в. началась новейшая революция на эволюцию мировоззрений в естествознании, первоначально ознамено- вавшаяся открытием рентгеновских лучей, радиоактивности, электрона. С 20-х годов текущего столетия бурно развивается теория строения атомов и молекул, последовало открытие и изучение свойств неизвестных ранее элементарных частиц, что привело во второй половине века к практическому использованию энергии атомного распада, к широкомасштабным экспериментам в области термоядерного синтеза. Физика открыла микромир, в котором действуют специфические, неизвестные ранее объекты с необычными
свойствами. Астрономия выявила многообразие и изменчивость космической среды, мегамира. Доказано существование большого мно- гообразия звезд, отличающихся массами, размерами, источниками внутренней энергии, характером излучений; многообразных галактик, неодинаковых по размерам и формам. Значительные успехи достигну- ты в биологии, и в первую очередь в изучении механизма наслед- ственности, благодаря прежде всего развитию генетики. Новое мощное развитие получила в XX в. идея эволюционизма. Она не только прочно утвердилась в современной биологии, приведя к созданию синтетической теории эволюции как продукта синтеза классического дарвинизма с современной молекулярной генетикой, но и вышла за ее пределы. Концепция эволюции Вселенной (А. А. Фридман, 1888 - 1925; Г. А. Гамов, 1904-1968; Э. П. Хаббл, 1889- 1953; и др.), неравновесная термодинамика (И. Пригожин, род. 1917), синергетика (Г. Хакен), идея самоор- ганизации (Н. Виннер, 1894 - 1964; У. Р. Эшби и др.), обнаружение дарвиновского отбора уже на уровне молекулярных структур (М. Эйген, род. 1927) - таковы важнейшие проявления современной идеи эволюционизма.. Современный этап научно-технической революции, начавшийся на рубеже 70 - 80-х годов, открывает широкие перспективы развития производительных сил общества. Ведущими направлениями этого эта- па считаются такие новые научно-технические отрасли, как микро- электроника, информатика, робототехника, биотехнология, создание материалов с заранее заданными свойствами. Продолжаются напря- женные работы по созданию новых источников энергии, в том .числе и энергии термоядерного синтеза. Микроэлектроника позволяет соз- давать не только суперкомпьютеры, но и микропроцессоры, и если пер- вые значительно увеличивают способности человека к решению интеллектуальных задач, то внедрение микропроцессоров существенно увеличивает производительность труда, меняет его характер. Естественнонаучные открытия и основанный на них научно- технический прогресс оказали заметное воздействие на интерпретацию фундаментальных принципов различных типов и видов мировозз- рений. Внедрение научных открытий в повседневную практику увеличило техническую мощь человечества, заметно изменило пов- седневный быт и характер труда людей, укрепило уверенность в твор- ческих возможностях человека, повысило авторитет науки и в конечном итоге явилось одним из факторов процесса секуляризации. В то же время использование научно-технических достижений для соз- дания оружия массового уничтожения - атомного, термоядерного, химического, бактериологического, накопление его в масштабах, спо- собных привести к самоуничтожению человечества, порождают серь- езную обеспокоенность, неуверенность в психологии людей. Кроме того, нарастающие темпы промышленного развития несут определен-
ную угрозу среде обитания человечества, создают глобальные эко- логические проблемы. Проникновение человечества в области микро- и мегамира, к ко- торым оказываются неприложимыми обычные характеристики и пред- ставления, сложившиеся в макромире, породило в сфере естественных наук тенденцию к утверждению такого методологического принципа, который был назван К. Поппером инструментализмом. Согласно принципу инструментализма, наука не может открыть и не открывает нам новых миров, она является лишь инструментом, при помощи ко- торого описываются наблюдаемые явления. Современное естествоз- нание оказывает влияние как на формирование нерелигиозного мировоззрения, так и на процессы адаптации религиозного мировоз- зрения к условиям современности. Адаптация религиозного мировоз- зрения к условиям современной научно-технической реальности проявляется в рамках как фундаментализма, так и модернизма. Развитие науки ставило и ставит перед теологией принципиальные вопросы. Среди богословов нет единства в трактовке целого ряда поло- жений религии, в том числе и идеи креационизма. Одни из них, используя определенные естественнонаучные теории - тепловой смерти Вселенной, большого взрыва, "черных дыр", ген- ных мутаций и пр., а также ссылаясь на нерешаемость на данном уров- не развития знаний ряда научных проблем, отстаивают идею творения. Ныне приобрел известность созданный в 1970 г. Г. Моррисом Институт креационных исследований США. Характерно название коллективного труда под редакцией Г. Морриса "Научный креационизм (Введение в науку о сотворении мира)". Под креационизмом понимается направ- ление в естественных науках, объясняющее происхождение мира актом сверхъестественного творения и отрицающее эволюцию. Г. Моррис полагает, что модель сотворения (креационная), в отличие от эво- люционной, выделяет особый начальный период творения, в течение ко- торого важнейшие системы природы были созданы в завершенном, действующем виде с самого начала. А коль скоро естественные процессы в настоящее время ничего подобного не создают, процессы творения дол- жны были быть сверхъестественными, нуждающимися доя их осущест- вления во всемогущем, трансцендентном, "запредельном" Создателе. Когда Создатель завершил акт творения, процессы создания были окон- чены и заменены процессами сохранения, чтобы поддерживать Вселен- ную и обеспечить ей возможность выполнить некое предназначение6. В рамках христианского модернизма довольно популярным явля- ется направление, объединяющее теологов, которые не соглашаются с тем, что в библейских историях творения отражен реальный ход со- бытий. По мнению этих мыслителей, библейские рассказы о творении можно рассматривать только как свидетельство определенного этапа развития человеческого опыта, знания о мире, стиля мышления и речи. Американский протестантский богослов Дж. Хик, например, утверж- дает, что эти истории творения по характеру своему -
мифологические. Он считает, что современная теология не должна больше поддерживать положение, что миф о творении есть подлинная история. Оценивая сегодня библейские представления о творении, "аб- сурдно настаивать на том, что они являются наукой или историей, и продолжать делать о них научные или исторические заключения".7 Теология о взаимоотношении Сегодня теологи по-разному оценивают религии и науки причины и сущность конфликтов между религией и наукой. Одни считают, что противоборство религии и науки являлось следствием непонимания Священного Писания, в котором Бог, давая человеку наказ влады- чествовать над миром, косвенно предписывал ему заниматься наукой, ибо без ее помощи выполнение божественного наказа неосуществимо. Конечно, замечает английский физик и протестантский богослов А. Хайард, в этом нередко были повинны и сами служители церкви, часто отвергавшие научные теории на основании своих собственных интер- претаций библейских текстов. Сталкиваясь с научными теориями, ко- торые противоречили их представлениям о мире, они зачастую предпочитали не анализировать их, а априори объявлять несоответ- ствующими Писанию и на этом основании отвергали их. Именно так, в частности, действовал М. Лютер, выступив против коперниковской гелиоцентрической системы8. Такие теологи, замечает А. Хайард, вы- ступая против науки, думали, что они защищают веру и Библию. Но на самом деле они отстаивали свои собственные, часто неверные ее интерпретации, нанося в итоге вред своему делу, ибо создавали у лю- дей впечатление, что христианство противостоит научному методу поз- нания. Наиболее распространенная тенденция в истолковании конфликтов религии и науки - утверждение о том, что виновниками столкновений являются обе стороны. С точки зрения немецких католических тео- логов Э. Фера, О. Штольбека, австралийского протестантского теолога , Н. Янга и др., причины конфликтов между религией и наукой заклю- чаются в том, что обе стороны переходили границы своих областей исследования и позволяли себе вторгаться в сферы, где они не могли высказывать компетентных суждений. Обе они претендовали на слишком многое: теологи требовали от ученых, чтобы их данные сог- ласовывались с религиозными представлениями о мире; ученые же ут- верждали, что их достижения доказывают ложность представлений о существовании Бога. Как отмечают теологи, наблюдаемые сегодня результаты такого противостояния весьма плачевны. Ведь теперь ученые, изучая природ- ную реальность, как правило, не обращаются за помощью к религии. Однако практическое использование их достижений, колоссальное развитие прикладной науки не могут не пробуждать у них чувства ответственности за последствия внедрений достижений науки в
практику. И здесь церкви могли бы быть "моральными посредниками", помогающими человеческому обществу в научной и технологической деятельности. Существенное значение в реализации этой программы теологи придают установлению новых отношений между религией и наукой. Долгое время в теологии была популярна точка зрения о том, что конфликтов религии и науки можно избежать, если рассматривать их как независимые области человеческой деятельности и культуры. Акцент делался на фундаментальных различиях между ними. Расп- ространение идей экзистенциализма, например, способствовало развитию теологической концепции о разграничении религии и науки на основе контраста "царства персональной самости (которое познается через субъективное включение) и царства имперсональных объектов (познающегося объективным анализом, типичным для ученых")9. Подобная точка зрения вызывает возражения у многих теологов, поскольку тот, кто не принимает божественного вторжения в природу, вряд ли согласится допускать его вмешательство и в сферы личности, общества, истории. Как отмечает известный американский физик и богослов И. Барбур, природа здесь будет играть лишь роль "импер- сональной сцены для драмы персонального существования" и лишится своего религиозного значения . Кроме того, если можно построить адекватную картину природного мира без "ссылки" на Бога, без со- отнесения ее с Богом, то очевидно, что такой Бог не может быть подлинным Богом-Творцом, а следовательно, в него нельзя верить и как в источник морали. Некоторые теологи, обращаясь к идее разграничения религии и на- уки и не абсолютизируя ее, полагают, что научная интерпретация основана на принципе причинности, фундаментом же религиозной интерпретации является убеждение в наличии смысла, значения ве- щей. Конечно, и ученый может обнаруживать и изучать смыслы отдельных феноменов и процессов, но смысл целостной структуры мира и культуры для него недоступен, поэтому наука не может указать человеку ориентацию в жизни, определить цель его существования. Религия же позволяет достичь подлинной истины через изменение,
|