Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



ДИАЛОГ РЕЛИГИОЗНЫХ И НЕРЕЛИГИОЗНЫХ МИРОВОЗЗРЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ, ОБЩЕСТВЕ, МИРЕ 5 страница




Читайте также:
  1. D. Қолқа доғасынан 1 страница
  2. D. Қолқа доғасынан 2 страница
  3. D. Қолқа доғасынан 3 страница
  4. D. Қолқа доғасынан 4 страница
  5. D. Қолқа доғасынан 5 страница
  6. D. Қолқа доғасынан 6 страница
  7. D. Қолқа доғасынан 7 страница
  8. D. Қолқа доғасынан 8 страница
  9. D. Қолқа доғасынан 9 страница
  10. E. M. Donaldson, P.Swanson, W.-K. Chan. 1 страница

условиях. В соответствии с целями культа формируются предпочтения

при отборе художественных решений. Так, шутка, смех (и карикатура,

шарж, искусство скомороха как театрализация комической стороны

жизни) исключаются из сферы церковно-значимых ценностей (в пра-

вославии) или получают статус второстепенных, вспомогательных ком-

понентов (в европейском средневековом искусстве). Условность граней

общественной жизни, подмечаемая в этих художественных формах,

не согласовывалась с незыблемостью и четкостью церковного канона.

Многообразный и духовно богатый процесс эстетического освоения

действительности, простиравшийся далеко за пределы церкви, "обсту-

пал" ее; частично он получил отражение и преломление в решениях,

признанных церковью каноническими. Формализуя условия творче-

ства художников, работавших для церкви, канон сосредоточивал их

усилия на решениях, эстетически заметно отличавшихся при внешней

схожести композиции, цветовой гаммы, живописного ритма, мелодии,

архитектурной формы. Корни этих отличии - в исторических, фило-

софских, нравственных, социально-политических и правовых ситу-

ациях эпох, отраженных искусством сквозь призму канонов и

 

 

религиозных установок. Эстетические принципы художника склады-

вались и развивались в поисках решений, отвечавших духовным пот-

ребностям времени, в котором доминирующее религиозное сознание

интегрировало разноплановые общественные проблемы. Темы высокого

предназначения и трагедии материнства (каноны Богоматери с мла-

денцем), заступничества и милосердия ("Христос с предстоящими",

"Николай Мирликийский предотвращает казнь" и др.), самопожерт-

вования по имя единства земли русской ("Борис и Глеб"), торжества

гармонии над раздором и хаосом ("Троица") развивались древне-

русскими иконописцами в многочисленных вариациях.

Патриотические идеи составили смысловой центр композиций "Пок-

рова Богородицы", ассоциировались с иконой "Казанской Богоматери";

они же вдохновляли создателей Покровского храма (Василия Блажен-

ного) и храма Христа Спасителя. Сходные процессы протекали в му-

зыкальном и литературном творчестве Древней Руси. Духовное



содержание произведений, признанных церковью каноническими, про-

является за рамками богослужения - в городских архитектурных ан-

самблях, музеях, выставках, концертах. Тем самым подтверждается

мысль об относительной самостоятельности художественного начала по

отношению к религиозно-культовому.

Поистине бесценны многие памятники художественной культуры,

созданные на темы и сюжеты мировых и многих национальных

религий. Мы встречаем их в архитектуре и в изобразительном искус-

стве (фреска, мозаика, икона, картина, скульптура, мелкая пластика),

в инструментальной и хоровой музыке, сольном исполнении (а также

в их сочетаниях), в искусстве драмы (выразительное чтение, взаимо-

действие священнослужителей и верующих при "исполнении"

религиозных текстов, строгий порядок "сценария" богослужения), в

орнаменте, художественном шитье и т. д. В каждой религии произве-

дения этих видов и жанров искусства взаимодополняют друг друга,

обеспечивая эстетико-психологическое сопровождение религиозной

проповеди и культовых действий.

Вместе с тем музеи, хранящие произведения религиозного искус-

ства, архитектурные ансамбли, включающие и здания культового на-



значения, концертные залы, где звучат сочинения, написанные для

церкви или на религиозные темы, позволяют, особенно в сопостав-

лении с искусством, прямо входящим в систему культа, выявить такую

сторону искусства, как полифункциональность . Она определяется

прежде всего различием формальных и содержательных особенностей

искусства. Если первые обусловлены сюжетом, символической

атрибутикой и внешними особенностями образов художественного

произведения, то вторые - спецификой воплощения идейного замысла

художника и функциональным назначением произведения. При этом

 

 

сам замысел, его реализация, равно как и общественное место (а

значит, и смысл художественного решения), зависят от социально-

исторического контекста эпохи, когда оно создавалось. Соответствен-

но, произведение религиозного искусства несет информацию о тех

общественно-идейных ситуациях, к которым оно относится; воплощая определенное нравственно-эстетическое, философское, политическое и религиозное содержание, оно вызывает идейные и эмоциональные ас-

социации как у современников, так и у представителей последующих

поколений. В свою очередь, "аудитория", воспринимающая произве-

дение, концентрирует внимание на его формальных либо содержатель-

ных сторонах, может выбрать ту или иную их "пропорцию". Так,

"Троица" Андрея Рублева воспринималась современниками художника

с точки зрения содержания как неотъемлемая принадлежность храма;

ныне посетители Третьяковской галереи видят в ней эстетический иде-

ал русского средневековья на рубеже XIV - XV столетий, наиболее



глубоко воплотивший в конкретно-исторической форме общечелове-

ческое стремление к гармонии, миру и красоте.

Взаимодействие образов Подобное смещение акцентов возможно

религиозного искусства не только в диапазоне исторического времени, нос духовным миром личности и в пределах современности. Разные люди могут в одно и то же время воспринимать один и тот же образ религиозного искусства в его преимущественно эс-

тетическом, нравственном, философском, политическом, историчес-

ком, религиозном значениях. Духовное развитие личности, смена ее

интересов и установок видоизменяют восприятие художественного

образа в течение индивидуальной жизни. Структурно организованная

система линейных, объемных, цветовых или звуковых компонентов,

составляющих с внешней точки зрения художественное произведение, воспринимается человеком, принадлежащим к определенной культуре, имеющим сложившиеся или "размытые" мировоззренческие установки, известный объем знаний и навыков (в том числе и в сфере эмоциональных отношений), профессиональные и личностно-окрашенные интересы, самооценки, амбиции и притязания. В этой психологической среде каждый раз при восприятии произведения искусства осуществляется "со-творчесгво": художественный образ становится достоянием внутреннего мира личности6. Богословские представления о природе и назначении религиозного искусства направляют этот процесс сотворчества преимущественно в русло создания,

активизации и закрепления религиозных ассоциаций и переживаний.

Однако процессы создания произведений религиозного искусства, пере-

дачи, развития и обогащения его традиций, освоения их содержания

в социальной памяти, равно как информационное и эмоциональное

 

 

взаимодействие с ними наших современников, более широки и мно-

гоплановы, чем религиозные интерпретации этого искусства.

Тенденции эволюции Секуляризация ослабляет, как известно, религиозного искусства духовное и организационное в условиях секуляризации искусство. Ряд его видов и жанров раз

вивается в соответствии с потребностями светской

культуры (балет и комедия, симфонические и концертные сочинения

в музыке, цирк, кинематограф и т. д.); в других сокращается "сектор"

церковных заказов (архитектура, живопись, скульптура). Менее опре-

деленными становятся церковные требования к религиозному содер-

жанию художественных произведений. В протестантизме они сводятся,

по существу, к защите норм религиозной нравственности художест-

венными средствами и к утверждению искусством божественной

природы мира и человека. Католицизм после II Ватиканского собора

осуществляет программу освоения церковью современного искусства

при условии, если последнее не отвергает идей христианства, способ-

ствует религиозным размышлениям и переживаниям. Более строго, с

канонической точки зрения, отбирает новые художественные решения

православная церковь; это касается как строительства новых храмов,

так и их оформления средствами живописи. В музыке и поэзии, свя-

занных с православной традицией, появляются образы и сюжеты, отра-

жающие противоречия бытия и сознания человека нашего времени.

Еще более разнообразен круг художественных решений, призна-

ваемых нетрадиционными синкретическими религиями и религиозно-

философскими концепциями. Наряду со своеобразным освоением

восточной философско-религиозной и религиозно-художественной

традиции (в том числе С. Вивеканандой, семьей Рерихов и др.) для

них характерен интерес к европейской мистике (и художественным

средствам воплощения ее идей), художественно-философским разра-

боткам темы единства природы, общества и человека (прежде всего

в религиозно-космическом варианте), к экзистенциалистской пробле-

матике [представленной в наследии Б.Паскаля (1623 - 1662), С.

Кьеркегора, М. Хайдеггера (1889 - 1976), А. Камю (1913-1960) и

других философов и художников ]. Сквозь призму этих подходов пере-

осмысливаются многие положения традиционных религий. Как

традиционные, так и современные религии нуждаются в образных

средствах искусства, обращаются к сокровищнице его находок и ас-

социаций.

Вне художественного контекста мир религиозной фантазии

значительно потерял бы в своей выразительности. Вместе с тем

религиозное содержание многих художественных произведений древ-

него мира, средневековья и Возрождения нельзя объяснить данью

внешним требованиям или моде. В нем преломилось своеобразие как

общественной жизни прошлого, так и мировоззрения их создателей.

 

Аналогично фундаментальные противоречия современного общества,

его кризисные состояния и угрожающие ему катаклизмы получают

отражение в художественных образах, в том числе и религиозного

искусства, XX столетия (М. Шагал, С. Дали, Л. Гудиашвили, М. Ше-

мякин - в изобразительном искусстве, О. Нимейер - в архитектуре,

и др.). В нашей стране в искусстве последних десятилетий сложилось

несколько художественно-эстетических подходов к религиозным обра-

зам и сюжетам:

1) их воспроизведение в соответствии с каноническими требо-

ваниями христианских церквей, существующих в нашей стране (труд

художника-кописта, современные версии традиционных сюжетов);

2) осмысливание в образно-художественной форме исторической

роли религии в судьбах Отечества и его культуры. Наибольший резо-

нанс в этом направлении получили художественные решения, связан-

ные с христианством (например, творчество писателей В. Тендрякова,

В. Солоухина, Ч. Айтматова, художника И. Глазунова);

3) развитие темы нравственно-религиозного содержания смысла

жизни и деятельности человека (поэты Б. Пастернак, С. Аверинцев,

писатель А. Солженицын и др.);

4) художественное воплощение неоориенталистских (в том числе

теософских и антропософских) воззрений, сочетаемых иногда с

христианскими, в том числе и православными версиями истории и

культуры (писатель Д.Андреев, художник О. Кандауров и др.).

Нередко между названными направлениями отсутствуют жесткие

границы, имеет место взаимопроникновение образно-художественного

материала и элементов философско-эстетических концепций. Конкрет-

ный анализ эволюции творческих решений помогает выяснить

"доминанту" в соотношении эстетической, философской, нравственной

и религиозной составляющих, преломившихся в образно-художествен-

ной форме современного искусства.

 

 


Дата добавления: 2015-04-04; просмотров: 6; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.014 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты