КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ 1 страницаАбиотическая среда – неживое физическое и химическое окружение живых организмов. Эту среду составляют природные условия, происхождение которых непосредственно не связано с жизнедеятельностью живущих в ней организмов. Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) – форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей. Основные типы абстракции: изолирующая (вычленяющая исследуемое явление из некоторой целостности); обобщающая (дающая обобщенную картину явления); идеализация (замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой). Понятие абстрактного противопоставляется конкретному. Аверроизм – направление в западноевропейской философии XIII –XVI вв., развивавшее идеи Ибн Рушда (Аверроэса) о вечности и несотворенности мира, о едином, общем для всех людей мировом разуме как субстанциальной основе индивидуальных душ с отрицанием бессмертия этих душ. Возникло в Парижском университете. Главный представитель – Сигер Брабантский (ок. 1235 – ок. 1282) творчество которого было осуждено католической церковью (1270 и 1277). Австрийская психологическая школа – направление психологических исследований, развивавшееся группой психологов (Х. Эренфельс, С. Витасек, В. Бенусси и др.), работавших с 80–х гг. XIX в. по 10–е гг. ХХ в. в основном в Грацком университете под руководством А. Мейнонга. В центре внимания стояла теоретико–экспериментальная разработка проблемы целостности сознания. Исходными выступали представления Х. Эренфельса, который ввел термин «гештальт–качество» для обозначения целостности психического образа и несводимости его свойств к сумме свойств составляющих его элементов. Эти установки были реализованы на экспериментальном материале, касающемся оптико–геометрических иллюзий, нарушений восприятия при патологии. При этом «гештальт–качество» признавалось еще одним элементом восприятия, который добавлялся к другим ощущениям. Агностицизм (от греческого agnostos – недоступный познанию) – философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей; ограничивает роль науки лишь познанием явлений, но не сущностей. Последовательный агностицизм представлен в учениях Дж. Беркли и Д. Юма. Адаптация – постоянный процесс активного приспособления человека к социальной среде. Аксиома (греч. axioma) – положение, принимаемое без логического доказательства в силу непосредственной убедительности; истинное исходное положение теории. Альтруистический (от франц. Altruism; лат. alter–другой) – бескорыстная забота о благе других людей. Термин введен О. Контом как противоположный по смыслу термину «эгоизм». Амбивалентность(от лат. ambo–оба и valentia–сила) – двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, напр. любви и ненависти, удовольствия и неудовольствия; одно из чувств иногда подвергается вытеснению и маскируется другим. Термин введен Э. Блейлером. Амбивалентность чувств– двойственность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений. Анамнестический метод(от греч. anamnesis–воспоминание) – метод, с помощью которого получают совокупность сведений о развитии болезни, условиях жизни, перенесенных заболеваниях и др., собираемых с целью их использования для диагноза, прогноза, лечения, профилактики. Анимизм(от лат. anima, animus–душа, дух) – 1) вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии; 2) форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу. Античность(от лат. antiquus–древний) – в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении–греко–римская древность (история и культура Др. Греции и Др. Рима). Антропологизм– концепция, утверждающая взгляд на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы, познание которого дает ключ к ее тайнам. Антропоморфизм(от греч. anthropos–человек и morphe–форма, вид) – уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ; также представление божества в образе человека. Антропоцентризм– философское воззрение, в соответствии с которым человек рассматривается как центральное звено мироздания. Апперцептивная связь(от лат. ad–к и perceptio–восприятие) – ясное и осознанное восприятие какого–либо впечатления, ощущения и т.п.; введено Г. Лейбницем в отличие от бессознательной перцепции. И. Кант, наряду с этой «эмпирической апперцепцией», вводит понятие «трансцендентальной» апперцепции изначального неизменного «единства сознания» как условия всякого опыта и познания, позволяющего синтезировать многообразные восприятия. В основанной В. Вундтом психологии апперцепции–восприятие, требующее напряжения воли. В современной психологии синоним восприятия. Апперцепция(от лат. ad–к и perceptio–восприятие) – зависимость восприятия от прошлого опыта и от содержания деятельности человека. Априорный– знание, предшествующее опыту и независимое от него, независимое от опыта, предопределённый. Архе –первооснова мира, главная составляющая часть души. Архетип– центральное понятие аналитической психологии Юнга. Обозначает образы, отражающие содержание культуры данного общества, которые передаются от поколения к поколению и скрыты в коллективном бессознательном. Аскетизм (от греч. asketes упражняющийся в чем–либо) – присущие практике некоторых философских школ (напр., киников), религий (монашество и т.п.), социальных движений отречение от жизненных удовольствий, ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.д. Целью аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, достижение «сверхъестественных способностей» (йога), в христианстве–соучастие в «страданиях» Христа. Ассоцианизм– психологическая школа, возникшая в XVIII в. Объясняла происхождение всех психических процессов принципом ассоциации. Ассоциативная психология– одно из основных направлений в психологии XVII–XIX вв. Главный объяснительный принцип психической жизни–ассоциации, а единица анализа психики – ассоциация. А. п. в своем развитии прошла ряд этапов: 1. Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания. 2. Этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления.3. Этап экспериментального и практического ассоцианизма, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта. Ассоциация (от лат. associatio–соединение) – связь между психическими явлениями, при которой восприятие одного из них влечет за собой появление другого. В различных направлениях ассоциативной психологии было предложено выделять ассоциации по типу их образования. Так были выделены ассоциации по сходству (красное–пурпурное), по контрасту (большое–маленькое), по смежности в пространстве или во времени (запах приправы к пище вызывает аппетит), причинно–следственные (сильный ветер–озноб). Было обнаружено, что сила связи зависит от ряда условий (сила впечатлений, вызываемых элементами связи, их новизна, а также способности индивида). Аффект (от лат. Affectus – душевное волнение, страсть) – относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание (ярость, ужас, отчаяние и др.), которое возникает, как правило, в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций и которое сопряжено с выраженными двигательными и органическими проявлениями. Аффекты приводят к затормаживанию всех других психических процессов и реализации соответствующих поведенческих реакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы, которые могут запускаться без достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект. Биогенетический закон– закон, описывающий открытое немецкими естествоиспытателями Ф.Мюллером и Э. Геккелем соотношение между этапами внутриутробного развития ребенка и этапами развития биологического вида. Онтогенез повторяет в сокращенном варианте филогенез. Эта модель была распространена на развитие психики человека, в соответствии с чем психическое развитие индивида в силу биологической закономерности повторяет путь исторического развития предшествующих поколений, и на этот процесс очень мало может повлиять воспитание и обучение ребенка. Биологизаторская позиция– преувеличение роли и значения биологических, врожденных, природно-обусловленных факторов в формировании и развитии психики. Биологический монизм– концепция, согласно которой между живой и неживой природой нет существенного различия (иногда обозначается как концепция натуралистического монизма). Биомеханика– раздел биофизики, исследующий механические свойства живых тканей, органов и организма в целом, а также происходящие в них механические явления. Биосоциальный– имеющий двойную природу детерминации: от природной и от социальной среды, обусловленный врожденными и приобретенными факторами. Бихевиоризм(от англ. behaviour–поведение) – психологическое направление (родоночальник – Д. Уотсон), отрицающее сознание как предмет исследования и сводящее психику к различным формам поведения. Начало бихевиоризма было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста». Бог– сверхъестественное существо в религиозных верованиях; в мифологических представлениях политеизма каждый из богов имеет верховную власть над какой-либо частью мирового целого, в теизме единому Богу принадлежит абсолютная власть над миром («всемогущество»). Вера в Бога – основа всякой религии. Буддизм– одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий, истоки которой восходят к деятельности индийского мудреца Будды Шакьямуни. Возник в Др. Индии в VI–V вв. до н.э. Буддизм распространен главным образом в странах Восточной и Центральной Азии. Основателем религии считается Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (Будда). Буддизм существует в нескольких своих разновидностях: хинаяна, махаяна, тантризм, ламаизм. В своем классическом варианте (тхеравада, «школа старейшин», или хинаяна, «малая колесница») буддизм представляет собой главным образом философию и этику. Цель верующих – достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего «я», мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений в цепи новых жизней. Состояние духовного совершенства достигается через смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия и самоконтроль. Для направления буддизма, известного под названием махаяны («большая колесница»), характерно почитание пантеона божественных будд и будущих будд. В других формах буддизма обычны представления о целой иерархии демонов. Некоторые разновидности буддизма махаяны сулят верующим настоящий рай. Ряд направлений придает значение скорее вере, чем делам. Существует вид буддизма, стремящийся привести адепта к парадоксальному, интуитивному, внерациональному постижению «истинной реальности». Внутренний мир– синоним психики человека, душевной жизни человека. Возрождение– эпоха в истории европейской культуры XIII–XVI вв., ознаменовавшая собой возврат к традициям древних цивилизаций Греции и Рима и наступление Нового времени. Для периода Возрождения характерен исключительный интерес к отдельной человеческой личности. То же, что и Ренессанс. Воинствующий материализм– активно пропагандируемая, бескомпромиссная философская ориентация, которая, в противоположность идеализму, исходит из того, что: 1) мир материален, существует объективно вне и независимо от сознания; 2) материя первична, а сознание –свойство материи; 3) предметом познания является объективная реальность, которая познаваема. Волевая регуляция– психические процессы, осуществляемые с использованием собственной активности человека. Волюнтаризм (от лат. voluntas–воля) – направление в философии и психологии, признающее волю первоосновой всего сущего, высшим принципом бытия. Характеризуется признанием в основе миропонимания процессов воли, которые могут противопоставляться разуму и объективным законам природы и общества. Характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформился у Шопенгауэра. В. в психологии проявляется как утверждение воли в качестве первичной способности, обусловленной только субъектом и определяющей все другие психические процессы и явления (В. Вундт, У. Джемс, Н. Лосский). Термин введен Ф. Теннисом в 1883. Воображение– способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий. Воспpиятие– процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет в совокупности его инвариантных свойств. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. Вторая сигнальная система– свойственная человеку система условно-рефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов, т.е. не непосредственного раздражителя, а его словесного обозначения. Вторая сигнальная система возникает на базе первой сигнальной системы в процессе общения между людьми. В психологии используется для обозначения системы ориентировки человека на словесные сигналы, на основе которых возможно образование временных нервных связей. Так как для человека характерно совместное действие первой и второй сигнальных систем, было предложено выделять специфически человеческие типы высшей нервной деятельности по преобладанию той или иной системы. В соответствии с этим, художественный тип определен как имеющий преобладание первой сигнальной системы, мыслительный – преобладание второй сигнальной системы, а средний – как уравновешенный по этому признаку. Понятие о второй сигнальной системе ввел в 1932 г. И.П. Павлов. Вульгарный материализм– материализм, отрицающий специфику сознания, его социальную природу и рассматривающий сознание как физиологическую функцию организма. Высшая нервная деятельность– совокупность индивидуальных особенностей центральной нервной системы человека, обусловленная его генотипом и условиями существования (по И.П. Павлову). Особенностями в.н.д. являются: 1) развитая психическая деятельность; 2) способность к абстрактно–логическому мышлению; 3)сознание; 4) речь. Структурной основой в.н.д. являются кора больших полушарий с подкорковыми ядрами переднего мозга и некоторыми структурами промежуточного мозга. В психологии – нейрофизиологические процессы, проходящие в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке и обусловливающие осуществление психических функций. В качестве основной теоретической модели для анализа высшей нервной деятельности выступает рефлекс, посредством которого происходит реагирование организма на воздействия окружающего мира. Основными механизмами работы являются нервные процессы возбуждения, за счет которого могут образовываться и функционировать новые временные связи, и торможения, которое может обусловливать угасание условного рефлекса, если условный раздражитель не подкрепляется безусловным. Выделяют следующие основные законы в. н. д.: 1. Образование новых временных связей при подкреплении нейтрального раздражителя безусловным. 2. Угасание временных связей при отсутствии подкрепления условного раздражителя безусловным. 3. Иррадиация и концентрация нервных процессов. 4. Взаимная индукция неравных процессов. 5. Формирование динамических стереотипов, представляющих собой сложные динамические системы рефлексов. Формирование и угасание временных связей происходит в коре больших полушарий головного мозга, а нервные центры важнейших безусловных рефлексов локализованы в подкорковых отделах мозга, за счет которых достигается высокий уровень активности нервных клеток коры больших полушарий. Высшая психическая функция– теоретическое понятие, введенное Л.С. Выготским и обозначающее сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительными особенностями в.п.ф. являются их опосредованный характер и произвольность. По его представлениям, психические явления могут быть «натуральными», детерминированными преимущественно генетическим фактором, и «культурными», надстроенными над первыми, собственно высшими психическими функциями, которые всецело формируются под влиянием социальных воздействий. Основным признаком в.п.ф. является их опосредствованность определенными «психологическими орудиями», знаками, возникшими в результате длительного общественно-исторического развития человечества, к которым относится речь. Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия между людьми, между взрослым и ребенком, как интерпсихологический процесс, и лишь затем – как внутренний, интрапсихологический. При этом внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние, т.е. происходит их интериоризация. Если на первых этапах формирования в.п.ф. она представляет собой развернутую форму предметной деятельности, опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы, то в дальнейшем действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями. Психофизиологическим коррелятом формирования в.п.ф. выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию, причем каждая в.п.ф. жестко не привязана к какому-либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры вносят более или менее специфический вклад в построение данной функции. Генезис– происхождение, возникновение; в широком смысле момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению. Генетика (от греч. genesis – происхождение) – наука о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими. Генетический метод– метод исследования явлений или процессов, основанный на анализе процесса возникновения, становления, последовательности стадий его развития. Генетический метод предполагает сведение многообразия явлений к фундаментальным исходным элементам и выведение из них исследуемого явления. Герменевтика –теория истолкования и понимания текста. Метод разъяснения основан на объективных основаниях (главным образом, на значении слов) и субъективных, т. е. переживаниях и намерениях авторов. Геронтопсихология– отрасль психологии, изучающая психологию пожилых людей. Гетерогенность (греч. heterogenes – разнородный, принадлежащий другому роду) – несовпадение, неоднородность генезиса, степень различия членов некоторой совокупности между собой, составленный из разнородных элементов. Гетерохронность– разновременность, несовпадение во времени. Гештальтпсихология (нем. gestalt – форма, образ, структура) – одна из основных школ зарубежной психологии первой половины XX в., представители которой исходят из целостности человеческой психики, не сводимой к ее простейшим формам. Это психологическое направление, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур-гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам. Гилозоизм (от греч. hyle – материя и zоо – жизнь) – философское учение об одушевленности всей природы, наделяющее ее способностью к ощущениям и мышлению. Гипноз (от греч. hypnоs – сон) – создание избирательного реагирования с помощью внушения. Глубинная психология (психоанализ) – ряд психологических школ, придающих решающее значение в организации человеческого поведения бессознательным, расположенным в слоях психики мотивам (влечениям, желаниям). Гносеологический дуализм– двойственность в познании какого-то явления. Гносеология (от греч. gnosis – знание и logos – учение) – наука об источниках и границах человеческого познания (то же, что теория познания), раздел философии, в котором изучаются: а) проблемы природы познания и его возможности; б) отношение знания к реальности; в) всеобщие предпосылки познания и условия его достоверности и истинности. Гомогенность– степень сходства, однородности членов некоторой совокупности между собой. Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле – светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности. Гуманистическая психология– психологическое направление, признающее главным предметом исследования личность человека, рассматриваемую как уникальную целостную систему, стремящуюся к самоактуализации и постоянному личностному росту. В г.п. в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Г.п. в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60–х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название «третьей силы». К данному направлению относятся А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер. Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурард и др. Методологические позиции г.п.: а) человек целостен; б) ценны не только общие, но и индивидуальные случаи; в) главной психологической реальностью являются переживания человека; г) человеческая жизнь – единый процесс; д) человек открыт к самореализации; е) человек не детерминирован только внешними ситуациями. Дарвиновская теория– эволюционная теория развития живых организмов, предложенная Ч. Дарвином. Дедукция (от лат. deduction – выведение) – метод мышления, при котором новое положение выводится чисто логическим путем из предшествующих, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом – следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Детерминанта (от лат. determinans – определяющий) –доминирующее влияние, или основной фактор. Детерминанты развития психологии– определяющие факторы или условия, влияющие на развитие психологического знания и психологической науки. Детерминация психики– факторы или условия, влияющие на развитие психики. Детерминизм (от лат. determine – определяю) – закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их фактов. Психологический детерминизм исходит из всеобщей причинной обусловленности психических явлений и состояний; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности. Детерминированность– обусловленность. Диалектика (от греч. dialektike (techne)–искусство вести беседу, спор) – философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Диалектико-материалистическая философия– философия построенная на принципах диалектики. Дискретность/недискретность сознания (от латинского discretus –разделенный, прерывистый) – прерывность; противопоставляется непрерывности, недискретности. Например, дискретное изменение какой-либо величины во времени-изменение, происходящее через некоторые промежутки времени (скачками). В данном случае имеется в виду соответствующее свойство сознания. Дифференциально-психологическая теория– психологическая теория, объясняющая закономерности психологических и психофизиологических различий между людьми. Дихотомия (от греч. dichotomia – разделение надвое) –способ классификации: классы, множества, понятия, термины и другие разбиваются на пары «соподчиненных» элементов (подклассов, подмножеств и др.). Догматизм– одностороннее, схематичное, окостеневшее мышление, оперирующее догмами. В основе догматизма лежит слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений. Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, в котором постулируется действенное начало материального и духовного. Декарт выдвинул гипотезу взаимодействия этих субстанций, в котором в качестве посредника между телом и душой рассматривалась шишковидная железа мозга. Дух– философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Дух истолковывается как субстанция (пантеизм), личность (теизм, персонализм). В рационализме определяющей стороной духа считается мышление, сознание, в иррационализме – воля, чувство, воображение, интуиция и т.п. В древнегреческой философии – пневма, нус, логос. Духовная жизнь– отрешенность в бытии от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа. Духовные силы– детерминанты определяющие преобладание духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Душа– понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти. Идея всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явилась основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа – активное целесообразное начало («форма») живого тела, неотделимое от него; в теистических религиях душа человека – созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало; в пантеистическом аверроизме – лишь индивидуальное проявление единой духовной субстанции (монопсихизм). Дуалистическая метафизика Декарта разделяет душу и тело на две самостоятельные субстанции, вопрос о взаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы. В новоевропейской философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека. Единство теории и эксперимента– методологический принцип современной психологии, предполагающий взаимообусловленность теоретических построений (концепций, теорий и т.д.) и экспериментальных (эмпирических) данных. Естественно-научный подход– подход в психологии, ориентированный на критерии естественно-научного знания и использующий эксперимент и другие методы естественных наук для исследования психической реальности. Естественный эксперимент– экспериментальная стратегия, разработанная А.Ф. Лазурским в 1910 г. Характеризуется тем, что проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, но он не знает, что участвует в исследовании. Благодаря этому достигается большая чистота эксперимента. Основными методами являются наблюдение и беседа с испытуемым, результаты которых обрабатываются качественно. Вариантом е.э. является психолого-педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психических особенностей школьника, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и воспитания. Естествознание– естественные науки, совокупность наук о природе, в отличие от обществоведения (наук об обществе). Знак– предмет или явление как представитель другого предмета или явления. Зоопсихология (от греч. zoon – животное, psyche – душа, logos – учение) – психология животных, отрасль психологии, изучающая психику животных, ее проявления, происхождение и развитие в онто- и филогенезе.
|