КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ 4 страницаРедукционизм (от лат. – reductio) – методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены на основе законов, свойственных более простым (напр., биологические явления с помощью физических и химических законов; социологические с помощью биологических и т.п.). Р. абсолютизирует принцип редукции (сведения) сложного к более простому, игнорируя специфику более высоких уровней организации. Рекапитуляции теория –теория С. Холла, распространившая биогенетический закон и на психическое развитие детей. Представители этой теории доказывали, что онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Рефлекс (от лат. reflexus – отраженный) – опосредствованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель. Рефлекторный принцип в деятельности мозга был сформулирован Р. Декартом в первой половине XVII в., хотя сам термин Р. вошел в науку на столетие позже, после работ английского невролога Т. Виллиса и чешского физиолога И. Прохазки. Р. принято делить на безусловные и условные. Рефлексия (интроспекция, самонаблюдение) –процесс самопознания человеком своих внутренних психических состояний и переживаний. Рефлексия является одним из первых методов исследования психики. Рефлексология– направление в психологии начала ХХ в., основанное В.М. Бехтеревым. В исследованиях, которые проводились в его русле, использовались исключительно объективные методы анализа связи рефлексов с теми или иными раздражениями. Все проявления психической деятельности рассматривались в контексте данных физиологии и неврологии высшей нервной деятельности, что фактически приписывало им статус процессов, лишь сопутствующих актам поведения. Рефлекторная теория– теория, обосновывающая рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности и доказывающая, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами. Разработана российским ученым и мыслителем-материалистом, создателем физиологической школы, член-корреспондентом (1869), почетным членом (1904) Петербургской АН И. Сеченовым и изложена в его труде «Рефлексы головного мозга» (1866). Речь эгоцентрическая –речь, внешняя по форме и внутренняя по содержанию, т. е. обращенная к себе. Риторика (от греч. – rhetorike) – наука об ораторском искусстве и шире–о художественной прозе вообще. Состояла из 5 частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение (учение о 3 стилях: высоком, среднем и низком, и о 3 средствах возвышения стиля: отборе слов, сочетании слов и стилистических фигурах), запоминание и произнесение. Самонаблюдение– наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (переживания, мысли, чувства и др.). Возникает в процессе общения с другими людьми, усвоения социального опыта и средств его осмысления. Играет важную роль в формировании аппарата самосознания и самоконтроля личности. В современной психологии данные С. не принимаются на веру, а учитываются в качестве фактов, требующих научного истолкования. Результаты С. могут фиксироваться в различных документах: письмах, автобиографиях, анкетах и др. С. не следует смешивать с интроспекцией как субъективным методом. Результатом С. является в ряде случаев самоотчет–описание человеком самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений. Самоотчету бывают свойственны систематические ошибки, важнейшая из которых состоит в том, что значительная часть испытуемых склонна, давая его, представлять себя в возможно более выгодном свете. Сверх-Я– один из компонентов структуры личности в теории З. Фрейда, означающий высшую, но принадлежащую бессознательному, инстанцию структуры психического и выполняющую роль внутреннего цензора. Складываясь в раннем детстве под влиянием воспитания, С.-Я представляет собой систему моральных чувств и требований к поведению, поступкам и решениям Эго ("Я") субъекта. Механизмом формирования С.-Я выступает идентификация со С.-Я родителей и других воспитателей. Отсюда следует, что С.-Я является носителем традиций и ценностей, передающихся из поколения в поколение, и трудно поддается изменениям. С.-Я присущи несколько взаимосвязанных функций. К ним относятся: функция совести, функция самонаблюдения как необходимая предпосылка контролирующей деятельности совести, и функция формирования Я-идеала. Если Эго поддается чрезмерному желанию наслаждения под давлением Оно (Ид) и делает что–либо вопреки велению совести, то неизбежно наказание Эго в форме чувства стыда и раскаяния. Одной из функций С.-Я выступает формирование Я-идеала, с которым Эго (Я) соизмеряет себя, к которому стремится и чье требование постоянного самосовершенствования старается выполнить. С.-Я находится в постоянном антагонизме с Оно (Ид), запрещая последнему выполнять его стремления и желания. Секуляризованная этика (от греч. ethika, ethos – обычай, нрав, характер и от позднелат. saecularis – мирской, светский) – этика как философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность, свободная от религиозных догматов о добре и зле. Сенсоpная сиcтема– система в организме человека, отвечающая за возникновение ощущения при действии соответствующего раздражителя. Обеспечивает использование характеристик внешней среды для организации поведения. Включает в себя приемник (преобразующий энергию внешнего раздражения в нервную энергию), проводящие пути (по которым следует эта нервная энергия) и центральный (мозговой) конец ее (где происходит преобразование нервной энергии в ощущение). То же, что сенсорика. Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации. В качестве основного сенсомоторного механизма выступает рефлекторное кольцо. Сенсорный – воспринимающий, чувствительный. Сенсуализм(от лат. sensus – восприятие, чувство) – концепция, объясняющая происхождение всех видов знания из данных, полученных органами чувств. В этой концепции ощущение, восприятие и память являются основой знаний о частном (единичных предметах или ситуациях). Обобщение этого первичного знания с помощью мыслительных операций приводит к формированию понятий, знания о всеобщем. Сердцецентристская концепция– учение, в соответствие с которым душа располагается в сердце человека. Система методологических принципов– совокупность теоретических положений, лежащих в основе определенного направления психологии или психологической теории. Системный подход (от греч. systema – составленное из частей, соединение) – методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, а обладающая структурой, при этом свойства элемента определяются его местом в структуре. Отечественные философы и психологи рассматривают психологические системы как целенаправленные, социально обусловленные. В процессе индивидуального развития они проходят последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформации своей структуры. Единым генетическим основанием, из которого развертываются психологические системы, является совместная (социальная) предметная человеческая деятельность, включающая процессы общения. Скепсис– сомнение и неверие. Скептицизм (от греч. skeptikos – разглядывающий, расследующий) – философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого–либо надежного критерия истины. Крайняя форма скептицизма – агностицизм. Направления с. в древнегреческой философии: ранний скептицизм (Пиррон), скептицизм Академии платоновской (Аркесилай, Карнеад), поздний скептицизм (Энесидем, Секст-Эмпирик и др.). В новое время (XVI-XVIII вв.) – синоним свободомыслия, критики религиозных и философских догм (М. Монтень, П. Бейль и др.). Сознание– одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении, высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически С. выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность. Соматический (от греч. soma – тело) – имеющий отношение к телу, телесный. Социализация –процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентации, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения. Социальная ситуация развития –специфическая для каждого возрастного этапа система отношений ребенка с окружающим миром, отраженная в его переживаниях. Социально-психологические явления– закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Изучаются социальной психологией Социокультурная детерминация– влияние общества на что–либо (социальных и практических потребностей, культурных и этнических традиции, морально-нравственных предписаний, идеолого-политических установок и т.д.). Способности –индивидуально-психологические особенности, обусловливающие легкость и быстроту обучения. Сравнительная психология– 1) раздел психологии, изучающий сходства и различия в поведении и психике между животными и человеком, а также эволюцию поведения и психики в процессе антpoпoгeнeзa; 2) общее название для любых сравнительных исследований в психологии, при которых сравниваются психологические особенности людей, отличающихся по тому или иному признаку, например, относящихся к разным культурам, национальностям, возрастным группам, обладающих разным социально-экономическим статусом, здоровых и больных и т.д.; 3) синоним зоопсихологии; 4) американское психологическое направление в изучении поведения животных. С. п. стала активно развиваться со второй половины XIX в. после появления эволюционной теории Дарвина. В конце XIX – начале ХХ вв. она понималась как наука об эволюции психики в животном мире, а также в качестве синонима зоопсихологии с акцентом на использование сравнительного метода и как название для науки, объединяющей зоопсихологию и психологию человека. Структурализм– направление в гуманитарном знании, сформировавшееся в 20–х гг. XX в. и связанное с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории и др. Объект исследования структурализма–культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Основа структурного метода–выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений; признание методологического примата отношений над элементами в системе; частичное отвлечение от развития объектов (примат синхронии над диахронией). В более узком смысле – научно-философское течение, получившее наибольшее распространение в 1960-х гг. во Франции (К. Леви-Строс, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Деррида; особое течение – генетический структурализм Л. Гольдмана). Субстанциональность психики– объективная реальность психических явлений. Субстанциональный характер– особенность любого объекта или субъекта, который существует сам по себе, не зависит ни от чего другого. Субстанция (лат. substantia – сущность; то, что лежит в основе) – объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое; то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого. Субстрат– в философии общая основа всех процессов и явлений. Субъект восприятия (от лат. subjectum – подлежащее) – индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как другом. Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании. С. есть целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существо, в том числе и осуществляющее восприятие окружающего мира. Субъективизм– мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности; неадекватное объекту познания и действия, предвзятое, одностороннее отношение, действие, суждение и т.д. Суфизм (от араб. sufi – грубая шерстяная ткань, отсюда власяница как атрибут аскета) – мистическое течение в исламе. Возникло в VIII-IX вв., окончательно оформилось в X-XII вв. Для суфизма характерно сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога (в интуитивных экстатических озарениях) и слиянию с ним. Оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию (Санаи, Аттар, Джалаледдин Руми). Схоластика (от греч. scholastikos – школьный, ученый) –тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально–логическим проблемам; в переносном смысле–оторванное от жизни умствование. С. получила наибольшее развитие в Зап. Европе в Средние века. Ранняя схоластика (XI–XII вв.) находилась под влиянием августиновского платонизма (Ансельм Кентерберийский и др.). В споре об универсалиях схоластическому реализму (Гильом из Шампо) противостоял номинализм (Росцелин), а также концептуализм (Абеляр). Зрелая схоластика (XII–XIII вв.) – христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского, аверроизм (Сигер Брабантский и др.), ее главный центр – Парижский университет, основной жанр – «сумма», энциклопедический свод ответов на вопросы. Поздняя схоластика (XIII–XIV вв.) – Иоанн Дунс Скот, У. Оккам. Против схоластики выступили гуманисты Возрождения. Решительной критике подвергла схоластику философия Просвещения. Телеологический(от греч. telos–род, teleos–цель) – имеющий отношение к телеологии – философскому учению, приписывающему процессам и явлениям природы цели (целесообразность или способность к целеполаганию), которые или устанавливаются Богом (Х. Вольф), или являются внутренними причинами природы (Аристотель, Г. В. Лейбниц). Темперамент (от лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей, соразмерность) – характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Темпоральный (итал. tempo, от лат. tempus – время) – степень быстроты движения, осуществления, интенсивность развития чего-либо; характеризующий темп процесса или события. Теология (от греч. theos – Бог и logos – учение, слово) (богословие) – совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В строгом смысле о теологии принято говорить применительно к иудаизму, христианству и исламу. Тест(от англ. test – проверка) – стандартизированная система заданий, позволяющая быстро и объективно измерить уровень развития определенного психологического качества. Выделяют Т. интеллекта, одаренности (креативности), достижений и личностные Т. Томизм– учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии, соединившее христианские догматы с методом Аристотеля. В XIII в. Т. занял господствующее положение в схоластике, оттеснив августиновский платонизм и противостоя аверроизму. Т. – наиболее влиятельная философская школа в католицизме, провозглашенная в 1879 г. в энциклике Папы Льва XIII единственной истинной философией. Трансфер – применяемый в психоанализе термин, обозначающий перенос на психотерапевта эмоционального отношения пациента к значимым для него людям, прежде всего родителям. Трансформироваться (от позднелат. transformation – превращение) – изменяться не изменяя сущность, а лишь форму. Умственные действия– действия человека (от математических преобразований до оценки поведения другого человека), выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь. Этим У. д. отличаются от других видов человеческих действий (речевых, физических и др.). У. д. могут быть направлены на решение как познавательных (мыслительных, мнестических), так и эмоциональных задач. Управление процессом формирования умственных действия (например, в рамках концепции поэтапного формирования умственных действия) открывает известные перспективы совершенствования обучения и целенаправленного влияния на ход умственного развития ребенка. Универсалии– (от лат. universalis – общий), общие понятия. Онтологический статус универсалии – одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалиях X–XIV вв.): существуют ли универсалии «до вещей» как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), «в вещах» (аристотелизм, умеренный реализм), «после вещей» – в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм). Условный рефлекс– рефлекс, образующийся при сближении во времени любого первоначально индифферентного раздражителя с последующим действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс. Термин предложен И. П. Павловым. Установка –бессознательная готовность человека действовать определенным образом и в определенном направлении. Фатализм (от лат. fatalis – роковой, fatum – рок, судьба) – представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение (особенно характерна для ислама) и т.п. Фатум (лат. fatum – рок, судьба) – в Др. Риме олицетворение судьбы. Фатумами назывались также божества, подобные греческим мойрам и определявшие судьбу человека при его рождении; у стоиков – сила, управляющая миром, в современной речи – предопределенность. Феноменализм– философское направление, рассматривающее предметы опыта или как проявления (феномены) непознаваемой «вещи-в-себе» (объективный феноменализм), или как простые феномены сознания и субъективные ощущения (крайний феноменализм). Ф. объективный защищали Гербарт, Гартман, Кант, Лотце, Шопенгауэр; и др. Феноменология (от греч. phainomenon – являющееся и logos – учение) – 1) философская дисциплина, по-разному трактуемая в истории философии: как наука, выполняющая функцию критики чувственного познания (И. Кант, И. Ламберт), как учение о становлении философии, историческом исследовании форм сознания («Феноменология духа» Гегеля), как часть психологии, описывающая психические феномены (Ф. Брентано, А. Мейнонг); 2) идеалистическое философское направление, принципы которого в нач. XX в. сформулировал Э. Гуссерль. Задача Ф. – обнаружение изначального опыта сознания путем феноменологической редукции, состоящей в исключении каких-либо утверждений о бытии и достижении последнего неразложимого единства сознания интенциональности (направленности на предмет). Феноменология явилась одним из истоков экзистенциализма и др. течений современной философии. Феномены (от греч. phainomenon – являющееся) – 1) необычный, исключительный факт, явление; 2) философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании (в противоположность ноумену, постигаемому разумом и составляющему основу, сущность феномена). Физиологическая психология– раздел психологии, посвященный изучению физиологических механизмов высших психических функций. Подразделяется на психофизиологию и нейропсихологию. Филогенез – процесс возникновения и исторического развития психики животных и человека. Фрейдизм– названное по имени австрийского психолога З. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Френология (от греч. phrenos – душа, нрав, характер и logos–учение) – выдвинутое Ф. Галлем учение о связи психических особенностей человека или животного с наружной формой черепа. Фрустрация (от лат. frustration – обман, расстройство, разрушение планов) – 1) психическое состояние человека, вызванное трудностями (объективными или субъективными), которые возникают в процессе достижения цели.Часто трактуется как состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи. Функционализм– направление, исследующее психические процессы с точки зрения их функции в приспособлении организма к среде. Функциональная система– понятие, разработанное П.К. Анохиным и выступающее в его теории построения движения в качестве единицы динамической морфофизиологической организации, функционирование которой направлено на приспособление организма. Это достигается за счет таких механизмов, как: 1) афферентный синтез поступающей информации; 2) принятие решения с одновременным построением афферентной модели ожидаемого результата-акцептора результатов действия; 3) реальное осуществление решения в действии; 4) организация обратной афферентации, за счет которой оказывается возможным сличение прогноза и полученных результатов действия. Ханжеская мораль– лицемерие, показная набожность, притворная добродетельность в области морали. Христианская этика– наука о морали, опирающаяся на христианские добродетели и христианское понимание греховности. Христианство– одна из трех т.н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе второго вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2–го лица триединого Божества. Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источник вероучения христианства – Священное предание, главным в котором является Священное писание (Библия), а также «Символ веры», решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. Х. возникло в I в. н.э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В IV в. стало государственной религией Римской империи. К XIII в. вся Европа была христианизирована. На Руси Х. распространилось под влиянием Византии начиная с X в. В результате схизмы (разделения церквей) Х. в 1054 разделилось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в XVI в. выделился протестантизм. Чувственное познание– познавательный процесс, в результате которого строится образ конкретного предмета, на который направлена деятельность. Чувственное удовольствие– положительное эмоциональное состояние, вызываемое воздействием на органы чувств. Шариат (араб. шариа – надлежащий путь) – свод мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом «вечным и неизменным» плодом божественных установлений. Эвристическая функция– творческая функция, состоящая в организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач. Эдипов комплекс (от лат. complexus – связь, сочетание) – одно из центральных понятий фрейдизма, возникающий в раннем детстве комплекс представлений и чувств, главным образом бессознательных, заключающихся в половом влечении ребенка к родителю противоположного пола и стремлении физически устранить родителя одного с ним пола. Э. к. вызывает у индивида чувство вины, приводящее к конфликту в сфере бессознательного. Разрешение конфликта лежит в идентификации с родителем того же самого пола и тем самым ведет индивида к нормальной сексуальности. Э. к. получил название по имени одного из героев древнегреческого мифа, царя Эдипа, который, по преданию, убил своего отца и женился на матери, не зная, что это его родители. У девочки Э. к. соответствует «комплекс Электры» (термин введен К. Юнгом), согласно мифу, убившей свою мать из мести за отца. Эйдола – обозначение невидимой глазу мини-копии предмета в древнегреческой психологии. Попадая в органы чувств, эйдола вызывает представление о данном предмете. Экзистенциональный (от лат. existential – существование) –имеющий отношение к экзистенции (человеческому существованию) и основным модусам (проявлениям) человеческого существования – заботе, страху, решимости, совести. Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) –исследовательская стратегия, в которой осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. При этом происходит проверка гипотезы. Один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Правильно поставленный Э. позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными. Особую категорию методов психологического исследования и воздействия образуют формирующие, или обучающие, Э. Они позволяют направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление. Элементарные психические процессы– психические процессы, характеризующие низшие психические функции (ощущение, восприятие и т.д.). Эллинистический период– период в истории стран Вост. Средиземноморья между 323 и 30 гг. до н.э. (подчинение Египта Риму). Борьба за власть между диадохами привела к образованию на месте державы Александра Македонского нескольких государств: Селевкидов, Птолемеев, Пергама, Понтийского царства и др., политический строй которых сочетал элементы древневосточных монархий с особенностями греческого полиса; в течение II–I вв. до н.э. эти эллинистические государства постепенно попали под власть Рима. Культура эллинизма представляла синтез греческой и местных восточных культур. Эманация (от позднелат. emanation – истечение, исхождение) –центральное понятие неоплатонизма, означающее переход от высшей онтологической ступени универсума (Единое) к низшим, менее совершенным. Э. как убывание бытия противоположна восходящему развитию, совершенствованию. Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – концепция, доказывающая, что истинная картина мира формируется на основе опытного знания. Противостоит рационализму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция, эмпиризм сформировался в XVII–XVIII вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббос, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм); элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм). Эмпирика– конкретные, опытные данные психологических исследований. Эмпириокритицизм (от греч. empeiria – опыт и критика), ("махизм") – философское течение, основано Р. Авенариусом и Э. Махом; форма позитивизма кон. XIX–нач. XX вв. Эмпирическая психология(от греч. empeiria – опыт) – термин, введенный немецким философом XVIII в. Х. Вольфом для обозначения особой дисциплины, которая описывает и изучает конкретные явления психической жизни, в отличие от рациональной психологии, выводящей явления из природы и сущности души. Задачей Э. п. считалось наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Эпоха Просвещения– период господства идейного течения (XVIII–сер. XIX вв.), основанного на убеждении в том, что разум и наука играют решающую роль в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально–абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Представители Просвещения в Англии (где оно возникло) – Дж. Коллинз, Дж. Локк, , Дж. Толанд, А.Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения Просвещения, между 1715 и 1789, называли там «веком Просвещения») – Вольтер, К. А. Гельвеций, П.А. Гольбах, Д. Дидро, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо; в Германии – И. Гете, И. Гердер, Г. Лессинг, Ф. Шиллер; в США–Т. Джефферсон, Т. Пейн, Б. Франклин; в России – Н.И. Новиков, А.Н. Радищев). Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в XIX–XX вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний.
|